Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МПЭ.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

 

Затем на отдельном листке вычерчивается социограмма. Она  представляет собой четыре концентрические окружности, к которые помещают все номера учащихся классов. В первый круг (центральный) попадают «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов, во второй круг – «предпочитаемы» (имеющие среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Выбор обозначают вектором, направленным от того, кто выбирает, к тому, кого он выбрал.

 

Тестирование.

Тестирование – стандартизированный  метод, используемый для измерения  различных характеристик отдельных  лиц. Часто оно является наименее трудоемким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.

Тест как научный  инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

Нежелательно, чтобы тесты  содержали расплывчатые и неопределенные понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого  человека свое понимание этих слов. В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем.

Различают следующие  виды тестов:

  1. Тесты достижений;
    1. Тесты развития;
    2. Тесты интеллекта;
    3. Тесты общей результативности;
    4. Тесты школьной успеваемости;
    5. Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности
  2. Психометрические личностные тесты;
    1. Личностные структурные тесты;
    2. Тесты на интересы и установки;
    3. Клинические тесты;

В педагогики применяются  главным образом тесты школьной успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

С точки зрения формы  можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи), и тесты предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов). Самой гибкой и чаще всего используемой формой является выбор решения из четырех или пяти предложенных.

В настоящее время  из психометрических тестов значительное распространение получили проективные тесты. Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался. Эти тесты могут иметь форму, например, чернильных пятен неопределенной формы (тест Роршаха), которым надо дать свое описание и толкование; заданий нарисовать несуществующее животное; продолжить незаконченное предложение; иногда предлагают дать свое объяснение тесту на картинках.

Более сложным проективным  тестом является апперцепционный тест. Тестирование заключается в интерпретаций  фотографий, ситуации на которых преднамеренно  неопределенны. Испытуемому дается задание на основе фото составить рассказ, в котором было бы отражено то, что было в прошлом, что происходит сейчас, что произойдет в будущем, что думают и чувствуют герои его рассказа. Интерпретация рассказов, ведущаяся по определенным правилам, позволяет исследователю получить богатую информацию о психологических особенностях человека.

Проективные тесты обладают рядом достоинств:

  1. Естественность ситуации для учащегося, воспринимающего подобные тесты как игру;
  2. Возможность изучения тех глобальных личностных особенностей к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые, как правило, человек не может или не хочет раскрывать;
  3. В тоже время использование проективных тестов в школьной практике затруднено несколькими обстоятельствами;
  4. Они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения;
  5. По сравнению с другими видами тестов, требуют значительно больше времени;
  6. Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности.
  7. Объективность исследований снижается из-за воздействие на личность экспериментатора.

Поэтому проективные  тесты применяются лишь специалистами.

Помимо проективных  тестов в психологических исследованиях  часто используются личностные опросники. Они состоят из серии вопросов, которые испытуемый должен отнести к одной из двух групп:

    1. «да», «верно», «ко мне относится»;
    2. «нет», «наверно», «ко мне не относится»;

В каждый такой опросник заложен ряд шкал, измеряющих те или иные черты личности, её положение  между полярными точками, выражающими  противоположные свойства данный черты.

 

Экспериментальные методы.

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь  планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности, вычленить комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в  области педагогики. Также он может  использовать в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности  новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

 

Лабораторный  эксперимент.

Лабораторный эксперимент  проводится в искусственных для  ученика, специально создаваемых и  точно учитываемых условиях. Часто  он проводится в специально оборудованном  помещении (свето- и звукозащитных кабинок, например), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.

Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряженности, скованности испытуемого, его стесненности из-за непривычных условий. К тому же лабораторный эксперимент хотя и отражает в определенной степени жизненные ситуации, но часто все же далек от них. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, как ни один другой метод, он дает возможность точно учитывать условия, вести строгий контроль хода и всех этапов эксперимента. Количественная оценка результатов, высокая степень их надежности и достоверности позволяет не только описывать, измерять, но и объяснять психические явления.

 

Естественный  эксперимент.

Естественный эксперимент  отличается тем, что ученики, находящиеся  в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельность, не догадываются о проводимом психологическом  исследовании. Естественный эксперимент  сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее повергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

 

Моделирующий  эксперимент.

Моделирующий эксперимент  представляет собой объяснение психологических  явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

 

Формирующие методы.

Ранее описанные методы изучения учащихся носили, прежде всего, фиксирующий характер, выявляли лишь текущий уровень развития. Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать в развитии. Только тогда можно в полной мере выявить её способности и возможности.

Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям. Суть этой группы методов – изучение психологических особенностей ученика в естественных условиях путем активного формирования интересующих исследователя качеств. «Попутно» решаются образовательные и воспитательные задачи. Эти методы позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с поиском и разработкой оптимальных путей учебно-воспитательной работы.

 

 

 

2.3. Особенности проявления  творческого потенциала школьников различных возрастных групп.

Для учителя исключительно  важно иметь информацию о неформальных нормах, действующих в классе. Взрослея, учащиеся все больше и больше отходят  от формальных норм школы и общества. Группа имеет свои собственные законы, свои собственные критерии признания и не признания, популярности и непопулярности. Именно от них часто зависит поведение отдельных учеников, реакция коллектива на те или иные события. В соответствии с этими критериями распределяется симпатии и социальное признание между членами группы. Поэтому на этапе анализа фактов, полученных при сборе данных, нельзя упускать такой важный фактор влияния.

Учитель может узнать о неформальных нормах группы лишь в том случае, если он пользуется её доверием.

В группах различают  структуры влияния, коммуникации, ожидания и симпатии. Коммуникационная структура описывается как сеть каналов или путей, с помощью которых в группе происходит обмен информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния, ожидания и симпатии. Эти структуры частично совпадают.

Коммуникативные  структуры  и структура ожидания раскрываются преимущественно при использовании  методов наблюдения и естественного  эксперимента. Для диагностики структур влияния и симпатии применяются  социометрические шкалы.

 

 

 Прогнозирование.

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений  и анализа, на поведение в других ситуациях или будущем. Это также  значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.

 

 Сообщение результатов.

Обычно результаты диагностической  деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного  ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.

 Разговаривая с  родителями о воспитании, легко  затронуть интимные сферы как  отдельной личности, так и всей  семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на  родительском собрании. При этом  не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относиться к их ребенку.

 

 

 

 

Исследование  развития творческого потенциала в  экологическом образовании.

 

 

 

Рисунок 1 Уровень творческого потенциала у детей различного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протестировали 25 человек  возраста 10 лет и 23 человека возраста15 лет.

  Из результатов  тестирования выявили, что у  48% (12 человек) детей  в возрасте 10 лет нормальный творческий потенциал, 40% (10 человек) – высокий творческий потенциал, 12% (3 человека) – низкий потенциал.

    У детей  в возрасте 15 лет  65% (15 человек)  тестируемых имеют средний творческий  потенциал, 13% (3 человека) – высокий  творческий потенциал, 22% (5 человек)  – низкий творческий потенциал.

    Таким образом,  становится понятно, что с возрастом творческий потенциал уменьшается, что связано с возрастными особенностями, приоритеты меняются в сторону общения со сверстниками, таким образом творчество уходит на второй план.

    На сегодняшний день назрела потребность в разработке новых оригинальных авторских программ и интерактивных форм, привлечение в систему дополнительного образования высокопрофессиональных специалистов, внедрению новых технологий развития.

   Основной фактор, необходимый для генерирования творческих гипотез, это мотивация, а фактор, вероятностно определяющий содержание гипотез, — качество этой мотивации и вооруженность творца, запасы его навыков и знаний.

    Закономерное развитие типов экологической культуры связано с закономерными возрастными изменениями, характеризующими личность. Психологические характеристики школьников являются основой их развития. И знание учителями возрастных психологических особенностей детей повысит эффективность экологического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Решение проблемы развития творческого потенциала подростков в настоящее время обусловлено и тем, что в условиях обновления всех сфер общественной жизни объективно возрос спрос на социально-активную, творческую, смелую, гармонично развитую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании