Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования:
Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ развития эмоций детей дошкольного возраста.
3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР в сравнении с нормальным психическим развитием.
4. Проведение сравнительного анализа по результатам экспериментального исследования.
Введение …………………………………………………..…………..............3
Глава I Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с ЗПР ……………………………………………………..................7
1.1.Общие закономерности развития эмоций ……………...…..………….7
1.2. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте ….............12
1.3. Понятие, причины и классификация задержки психического развития
………………………………………………………………………………...18
1.4. Особенности эмоционального развития дошкольников с ЗПР..…....22
Выводы по I главе ……………………………………………………………27
Глава II Экспериментальное исследование и коррекция особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР ……………….29
2.1. Описание методик исследования ……………………………………….29
2.2. Интерпретация и анализ полученных данных………………………..35
Выводы по II главе ………………………………………………………….42
Заключение ……………………………………………………………..........44
Список литературы …………………………………………………………..46
В специальных исследованиях используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющеюся в несвойственной возрасту незрелости физическою и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта [27;с.68].
1.4. Особенности эмоционального развития дошкольников с ЗПР.
Знание закономерностей развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте, специфических характеристик их психологической структуры (как и психологической структуры детей с другими нарушениями развития), особенно в старшем дошкольном возрасте, имеет первостепенное значение для построения дифференциальной психолого-педагогической диагностики, для разработки специальных развивающих программ для коррекции выявленных проблем в развитии.
Это связано с тем, что слабая выраженность резидуальной органической или функциональной недостаточности является благоприятной основой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание.
Согласно данным М.Г. Рейдибом задержка психического развития проявляется в незрелости эмоциональной сферы и имеет ряд особенностей. Чаще всего отмечается недоразвитие эмоций: переживания неглубокие, поверхностные, реакции неадекватны источникам. Повышенная эмоциональная возбудимость поляризуется с выраженным эмоциональным спадом.
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка [48;с.27]. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоциональной сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер).
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г.В. Грибанова).
Т. Н. Павлий в работе «Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития» для исследования особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР использовала оценочный подход к системе эмоциональной организации поведения, разработанный О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг при изучении особенностей психического развития детей с аутизмом [42;с.246]. Авторами было показано, что своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка.
Создание системной модели эмоциональной организации поведения позволило разработать оригинальные и эффективные способы помощи аутичным детям в их социализации и психическом развитии. Предположение авторов о том, что данный подход может быть полезен и при изучении эмоциональных проблем детей с другими формами нарушения психического развития, побудило Т. Н. Павлий к попытке использовать разработанную модель в исследовании и коррекции эмоциональной сферы у детей с ЗПР.
Автор получает объективные данные о структуре эмоционального недоразвития при помощи проективной диагностической методики БЭО-тест (тест базальной эмоциональной организации, Т. Н. Павлий, 1997). Методика позволила выявить своего рода профиль эмоционального недоразвития, установить, что скорее всего затрудняет адаптацию. Это - особенная чувствительность к интенсивности эмоционального контакта, дискомфорт из-за ошибочной оценки динамических изменений в окружающем; неадекватные переживания, возникающие при установлении стереотипных отношений с окружающей действительностью; незрелые переживания, регулирующие активность детей в освоении окружающего мира; особая чувствительность к эмоциональной оценке со стороны других людей.
Подобный анализ данных, по мнению Т. Н. Павлий, основанных на системном уровневом подходе к эмоциональной организации поведения, позволяет более глубоко представить причины и характер эмоциональной незрелости детей с ЗПР, использовать в работе новые эффективные средства коррекционного воздействия, предупреждать проблемы дезадаптации ребенка в условиях обучения [42;с.248].
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются:
Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям [47;с.110]. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность [36;с.17]. Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. До настоящего времени определённая точка зрения на причины возникновения тревожности ещё не выработана, но большинство учёных считают: в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений. [44;с.89]
В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
Незрелые механизмы эмоциональной регуляции поведения необходимо развивать так же, как, предположим, и формы интеллектуальной деятельности. Дети, имеющие недостаточный и неадекватный опыт эмоционального реагирования, должны в результате такого научения приобрести новые жизненные смыслы, быть активными и самостоятельными в познании окружающей действительности. Для этого требуется особая организация эмоциональной жизни детей с ЗПР, которая, хотя и потребует от взрослых немалых усилий, все же не так и сложна для воплощения. Любое общение с ребенком, будь то урок или прогулка, может быть использовано заинтересованным взрослым в целях коррекции.
Таким образом, недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей.
"Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений" [47;с.110]. Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей. Таким образом, дети с ЗПР - это довольно неоднородная группа детей по структуре дефекта.
1. В процессе познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства, которые развиваются с учетом закономерностей: вначале появляются лишь простейшие эмоции, связанные с естественными потребностями, дифференциация эмоций, общение эмоций, направленных на определенный объект, постепенное отделение субъективного отношения от объекта переживаний.
2. Развитие эмоций ребенка связано с переживаемыми им социальными ситуациями и становлением личности ребенка, то есть с возрастными этапами и кризисами в развитии личности. Это происходит так, поскольку всякие новообразования того или иного возраста всегда сопровождают разного вида эмоциональные переживания.
3. Проблема изучения задержки психического развития в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками института коррекционной педагогики РАО – В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, Н. А. Никашиной, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, С. Г. Шевченко и другими.
В результате были сформированы основные научные подходы к понятию и определению ЗПР, классификации ЗПР, основы коррекции ЗПР в зависимости от происхождения. В психологической практике получила распространение классификация ЗПР К. С. Лебединской.
В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской, Т. Н.Павлий раскрываются особенности формирования мотивационно-волевой сферы детей с ЗПР.
4. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, что приводит к отставанию в развитии эмоциональной сферы и личностного развития.
В экспериментальном исследовании изучались особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. Поэтому целью исследования явилось:
Провести экспериментальное изучение особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР (тревожность).
Исследование проходило 11-16 января 2010 года в городе Мончегорске, в старшей группе для детей с задержкой психического развития № 14 и старшей общеобразовательной группе № 9 ДОУ № 28. Условно были выделены следующие группы. В исследовании участвовало 6 дошкольников с ЗПР. Возраст испытуемых, дошкольников с ЗПР, от 5 лет 3 месяца до 6 лет 5 месяцев. Это - группа «А». Была исследована группа сверстников с нормальным уровнем развития в количестве 6 человек в возрасте от 5 лет 2 месяца до 6 лет 3 месяца. Это – группа «Б».
Для эксперимента использовались методики:
Методика, предложенная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко (1992) в качестве теста [44;с.91] и методика «Выбери нужное лицо», разработанная Р.Тэммлом, М.Дорки и В.Аменом. [23;с.124]
В методике, предложенной Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко, проводится опрос воспитателей групп и родителей воспитанников с целью выявления тревожных детей. Взрослые в течение определённого времени проводят наблюдение за детьми и по окончании срока вносят результаты в таблицу с вопросами о самочувствии детей в той или иной ситуации, о его физиологических особенностях. В конце наблюдений проводится количественный анализ.
Методика "Выбери нужное Лицо"
Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР