Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение понятий «способности», «творческие способности», «творческая деятельность», «творчество» в отечественной психологии и педагогике…………………………………………………………………………7
1.2.Особенности формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
1.3.Педагогические условия для формирования творческих способностей……………………………………………………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………………….33
Глава II. Организация работы учителя по формированию творческих способностей младших школьников
2.1.Организация исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии ………………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47
Информационная карта…………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….50
Литература…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

proektnaya_rabota_1.docx

— 85.48 Кб (Скачать файл)

 Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения  чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому  не учили. Между тем ещё А. Дистервег  писал, что больше пользы приносит  рассмотрение одного и того  же предмета с десяти разных  сторон, чем изучение десяти разных  предметов с одной стороны.    Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как  ты видел раньше, – очень не  простая задача. Но этому можно  научиться, если направить процесс  обучения на формирование и  усовершенствование творческих  способностей учащихся. Необходимо  особо отметить, что не стоит  готовить творческие задания  персонально для наиболее способных  учащихся и предлагать их вместо  обычных заданий, которые даются  всему классу. Такой способ индивидуализации  нельзя считать лучшим, поскольку  он ставит в заведомо неравные  условия детей, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. [41] Учитель должен всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом школьнике индивида с особыми возможностями и дарованиями. Так, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.                                                                                 Таким образом, для активного развития творческих способностей  в младшем школьном возрасте учебную работу детей целесообразно строить в форме сотрудничества учителя с учениками и детей между собой. Оно должно быть  построено по принципу распределения и обмена между ними разными позициями по отношению к своим и чужим действиям,  и их результату, т.е. позитивный обмен мнениями или дискуссия,  как столкновение и разрешение различных точек зрения участников учебного процесса.                                                                                                                                                                                                                                                            При этом действия контроля и оценки должны осуществляться ими с разных позиций.      Для этого позиции распределяются между участниками учебного процесса таким образом, чтобы действия (составляющие генетически исходные отношения общего способа) имели разную (по предметности) направленность.                                                                                                                             Благодаря этому создаются условия для возникновения продуктивной дискуссии между участниками учебного процесса, происходит обмен позициями, а каждый из них получает возможность контролировать и оценивать как свои, так и чужие действия с разных точек зрения.                                                                                            Формирование основ творческих способностей есть, следовательно, процесс создания и развития в ребенке внутреннего оппонента, контролирующего и оценивающего организацию его учебной деятельности. Хочется добавить, что  развивать творческие способности  –  это,  значит, вооружать ребенка способом деятельности,  дать  ему  в  руки  ключ,  принцип выполнения  работы,  создать  условия   для   выявления   и   расцвета   его интеллекта. Известный математик, академик А.Н. Колмогоров, отмечает: «Ранние детские способности и склонности часто быстро угасают даже при  культивировании их взрослыми».  Наиболее эффективный путь развития  творческих  способностей  лежит через приобщение младших школьников к продуктивной  деятельности.

 

1.3. Педагогические условия для формирования                                    творческих способностей

  Есть  великая  формула  «дедушки»  космонавтики   К.Э.   Циолковского, приоткрывающая завесу  над  тайной  рождения  творческого  ума:  «Сначала  я открывал истины, известные многим, затем стал  открывать  истины,  известные  некоторым, и, наконец, стал открывать  истины, никому еще неизвестные».

     Видимо, это  и  есть  путь  становления  творческих  способностей,  путь  развития изобретательского и  исследовательского таланта. Наша  обязанность – помочь ребенку  встать на этот путь.

     Методы –  это  приемы  и  средства,  с  помощью  которых  осуществляется  развитие творческих способностей.

     Одним из  основных принципов обучения  является  принцип  от  простого  к сложному.  Этот  принцип  заключается  в  постепенном  развитии и формировании   творческих способностей.

      В  процессе   развития  творческих  способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

     - научности

    -  систематичности

    -  последовательности

    -  доступности

     - наглядности

     - активности

     - прочности

     - индивидуального  подхода

     Все занятия  по  развитию творческих способностей проводятся в игре.                                                                                                                    

 Для этого нужны  игры нового типа:  творческие,  развивающие  игры,  которые  при  всем своем разнообразии объединены  под общим названием не

 случайно, они  все  исходят из общей идеи и  обладают характерными творческими  особенностями.

1. Каждая игра представляет  собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку  в разной форме, и таким образом  знакомят его с разными способами  передачи информации.

3. Задачи расположены  примерно в порядке возрастания  сложности.

4. Задачи имеют очень  широкий диапазон трудностей. Поэтому  игры могут возбуждать интерес  в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание  трудности задач - способствует развитию  и формированию  творческих способностей.

6. Для эффективности  развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

- развитие способностей  нужно начинать с самого раннего  возраста;

- задания-ступеньки создают  условия, опережающие развитие способностей;

- творческие игры должны  быть разнообразны по своему  содержанию, т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

     Наряду с  принципами используют и методы: [39]

     Методы:

    - практические

    - наглядные

    - словесные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.

 

  Игровой метод предполагает  использование различных компонентов  игровой деятельности в сочетании  с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей  и их использования. К наглядным методам относятся наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок и т.д. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.  В работе с детьми по формированию творческих способностей все эти методы должны сочетаться друг с другом.

   Но все же, как  формировать творческие способности  младшего школьника? Как сделать  его творческой личностью? Как  помочь  не потерять «искру  божью», данному каждому малышу  от рождения?

     Далеко не  все люди могут стать творческими  личностями, в полном понимании  значения этих слов, но творческое  отношение к любому делу, использование  элементов творчества в работе  под силу и необходимо каждому.  В этом процессе велика роль  учителя, особенно младших классов. Ведь сейчас нужны не исполнители, а творцы.

      Главным  фактором, определяющим формирование  творческих способностей ребенка, является содержание взаимоотношений  ребенка с взрослым, позиция, занимаемая  взрослым по отношению к нему [39]

      Учитель, ведущий  занятия, его личностные особенности, умения и знания определяют  успех реализации программы творческих  занятий. Каждое занятие, его содержание  должно учитываться в процессе  взаимодействия с ребенком, зависеть  от его желания и психологической  готовности к выполнению.

Одно из важных условий формирования творческих способностей у детей – создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Атмосфера творчества создается путем:                                                           - Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность.                                                                                               

- Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию.

- Создание ситуации успеха.

  Творческие проявления ребёнка  – это те его проявления, в  которых ему удалось реализовать  свою уникальную индивидуальность. Вместе с тем она должна  быть выражена социально приемлемым  способом, который не препятствует  самовыражению, самоактуализации других  уникальных индивидуальностей. Чтобы  любой урок был направлен на  формирование творческих способностей  учащихся и реализовал их, учителю  необходимо при его проведении  ориентироваться на следующие принципы:                                             1. Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие творческой активности учащегося.

2. Принцип «принятия другого». Согласно  данному принципу учитель должен  изначально принимать ученика  как индивидуальность, имеющую право  быть личностью со своими, уже  сложившимися особенностями. Это  означает, что отношение ученик  – учитель уже не может строиться  по логике объект – субъектного  взаимодействия.

3. Принцип «самосознающей позиции», то есть умение встать в  рефлексивную позицию по отношению  к тому, чему учить, как учить  и зачем учить.

4.Принцип проектирования и реализации  образовательной сферы, способствующей  раскрытию творческих способностей  учащихся.

5. Принцип сотрудничества. Чтобы  на любом уроке у учащихся  была возможность развивать свои  творческие способности.                                          

  Учителю,  в ходе проведения  урока, необходимо  обратить внимание на:  способности учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребёнка сторонах проблемы,  и стремление разобраться в них; повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.  Обязательные условия проведения урока, направленного на формирование творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом:

1.Учитель должен принимать все  ответы и реакции детей.

2. Необходимо обеспечить независимость  выбора и принятия решений  учащихся для того, чтобы они  могли самостоятельно контролировать  собственное продвижение.

3.Каждой идеей ученика учитель  должен восхищаться.

4.Ошибка ученика используется  как возможность нового, неожиданного  взгляда на что – то привычное.

5.Непременным условием проведения  урока является положительная  поддержка личности каждого ребёнка.

6.Во время урока исключается  всякая критика личности и  деятельности детей.

7.Следует шире использовать  в учебной деятельности повседневный  опыт детей.

В практической деятельности, набирая будущих первоклассников используем следующие методики. 
Методики диагностики универсальных                                                    творческих  способностей   для детей

                    7 -9 лет  (авторы: В. Синельников,  В. Кудрявцев)

1. Методика «  Солнце в комнате»

       Основание. Реализация воображения.

      Цель методики. Выявление способностей ребенка  к преобразованию «нереального»  в «реальное» в контексте заданной  ситуации путем устранения несоответствия.

      Материал, использованный для проведения  диагностики.  Картинка  с  изображением  комнаты,  в  которой   находится                                          

  38

человечек и солнце; карандаш.

      Инструкция  к проведению диагностики.

       Показываем  ребенку  картинку:  «Я  даю  тебе  эту  картинку. Посмотри  внимательно и  скажи,  что  на  ней  нарисовано».  После  перечисления деталей изображения,   (стол,  стул,  человечек,  лампа,  солнышко  и  т.  д.)  даем  следующее  задание:  «Правильно.  Однако,  как  видишь,  здесь солнышко нарисовано  в  комнате.  Скажи,  пожалуйста,  так  может  быть  или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку  так,  чтобы  она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может  просто  объяснить,

что нужно сделать для «исправления» картинки.

      Обработка  данных.

      В ходе  обследования  оцениваем  попытки  ребенка  исправить рисунок. Обработка  данных осуществляется по пятибалльной  системе:

1.  Отсутствие  ответа,  непринятие  задания  («Не  знаю,  как  исправить», «Картинку исправлять  не нужно») - 1 балл.

2. Формальное устранение  несоответствия (стереть, закрасить  солнышко)  -2 балла.

3. Содержательное устранение  несоответствия:

Информация о работе Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии