Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа
Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение понятий «способности», «творческие способности», «творческая деятельность», «творчество» в отечественной психологии и педагогике…………………………………………………………………………7
1.2.Особенности формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
1.3.Педагогические условия для формирования творческих способностей……………………………………………………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………………….33
Глава II. Организация работы учителя по формированию творческих способностей младших школьников
2.1.Организация исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии ………………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47
Информационная карта…………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….50
Литература…………………………………………………………………….52
Из школьной практики
1.3.
Педагогические условия для
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы –
это приемы и средства, с
помощью которых осуществляется
развитие творческих
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии и формировании творческих способностей.
В процессе развития творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия
по развитию творческих
способностей проводятся в игре.
Для этого нужны
игры нового типа: творческие,
развивающие игры, которые при
всем своем разнообразии
случайно, они все
исходят из общей идеи и
обладают характерными
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку
в разной форме, и таким образом
знакомят его с разными
3. Задачи расположены
примерно в порядке
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию и формированию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей
нужно начинать с самого
- задания-ступеньки создают
условия, опережающие развитие
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.
создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с
принципами используют и
Методы:
- практические
- наглядные
- словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает
использование различных
Но все же, как
формировать творческие
Далеко не
все люди могут стать
Главным
фактором, определяющим формирование
творческих способностей
Учитель, ведущий
занятия, его личностные особенности,
умения и знания определяют
успех реализации программы
Одно из важных условий формирования творческих
способностей у детей – создание атмосферы,
благоприятствующей появлению новых идей
и мнений. Атмосфера творчества создается
путем:
- Выполнение закона
- Создание ситуации успеха.
Творческие проявления ребёнка
– это те его проявления, в
которых ему удалось
2. Принцип «принятия другого». Согласно
данному принципу учитель
3. Принцип «самосознающей
4.Принцип проектирования и
5. Принцип сотрудничества. Чтобы
на любом уроке у учащихся
была возможность развивать
Учителю, в ходе проведения урока, необходимо обратить внимание на: способности учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребёнка сторонах проблемы, и стремление разобраться в них; повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения. Обязательные условия проведения урока, направленного на формирование творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом:
1.Учитель должен принимать
2. Необходимо обеспечить
3.Каждой идеей ученика
4.Ошибка ученика используется как возможность нового, неожиданного взгляда на что – то привычное.
5.Непременным условием
6.Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей.
7.Следует шире использовать
в учебной деятельности
В практической деятельности,
набирая будущих первоклассников используем
следующие методики.
Методики диагностики
универсальных
7 -9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика « Солнце в комнате»
Основание. Реализация воображения.
Цель методики.
Выявление способностей
Материал,
использованный для проведения
диагностики. Картинка с изображением
комнаты, в которой находится
38
человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению диагностики.
Показываем ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения, (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) даем следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,
что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных.
В ходе
обследования оцениваем попытки
ребенка исправить рисунок. Обработка
данных осуществляется по
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
Информация о работе Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии