Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ творческих способностей
1.1. Определение понятий «способности», «творческие способности», «творческая деятельность», «творчество» в отечественной психологии и педагогике…………………………………………………………………………7
1.2.Особенности формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
1.3.Педагогические условия для формирования творческих способностей……………………………………………………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………………….33
Глава II. Организация работы учителя по формированию творческих способностей младших школьников
2.1.Организация исследовательской работы по формированию творческих способностей на уроках технологии ………………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования………………………………… ….47
Информационная карта…………………………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….50
Литература…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

proektnaya_rabota_1.docx

— 85.48 Кб (Скачать файл)

       Далее  переходим ко второму этапу  – формирующему.                                Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих  способностей младших школьников:

-творческое  мышление,                                                                                             

  - творческое  воображение,

-применение  методов организации творческой  деятельности.

   Формирующий этап  исследования  был направлен на реализацию  системы творческих заданий и  создание комплекса педагогических  условий для ее эффективного  функционирования. Работа проходила  в естественных условиях учебного  процесса начальной школы на уроке технологии . Творческие способности младших школьников развивались с помощью разнообразных видов и методов творческой деятельности на  учебных занятиях.

Урок технологии «Путешествие  в подводное  царство»

Тема: Творческий проект. Работа с разными материалами и готовыми формами. Изготовление поделок в технике ремейк.

Цель: формирование понятия об изготовлении поделок в технике ремейк; формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и

навыков учащихся; формирование творческих способностей учащихся; развитие связной речи при защите проектов; воспитание бережного отношения к инструментам и экономного расходования материалов.

Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм с записью подводного мира, флажки для бригад, коллекция «Виды пластмасс», схема «Звездочки обдумывания», пластмассовые бутылочки для изготовления поделок.

    1. Организационный момент. Звучит мелодия, на экране – видеозапись подводного мира. - Экологи давно бьют тревогу – люди неустанно загрязняют реки, озера, океаны.
    2. Постановка учебной задачи. Чтобы как – то помочь разрешить данную проблему, мы с вами можем показать, что можно сделать из использованных пластиковых бутылок, не выбрасывая их в воду, ведь этот материал не разлагается.
    3. Создание творческих бригад.

- Я предлагаю  создать творческие группы для  поддержки морских жителей. Назовем  их: «Крабы», «Морские коньки», «Черепахи», «Ракушки», «Морские звезды» и  «Рыбы». Учащиеся рассаживаются  группами, около каждой ставится  отличительный флажок с эмблемой.

IV.     Знакомство с техникой ремейк.

- Сегодня  познакомлю с одним из интересных  видов творчества. Он носит название  ремейк. В переводе с английского  означает «переделка». Такой процесс в промышленности очень важен. Как вы думаете, почему?

- Да, сохраняются  природные ресурсы, а старые, использованные  и ненужные вещи приобретают  новую жизнь. Сырьем для производства  служат уже использованные материалы: ткань, бумага, пластик и т. д.

В домашних условиях тоже можно осуществлять некоторые технологии ремейка. Приведите свои примеры (переделка одежды, ремонт старых вещей и т. д.)                                                                                                                   

                                                                                                                        

V. Знакомство с видами и свойствами нового материала.

  - Сегодня  на уроке мы будем использовать  один необыкновенный материал. Современная  промышленность использует для  упаковки продукции синтетические  полимерные материалы: такие упаковки  легки, прочны, практичны, красивы, но  после использования, их выбрасывают, а они не разлагаются, тем самым  надолго загрязняя окружающую  среду. Недостаток полиэтилена –  горючесть. Кто из вас видел, как  быстро вспыхивают в костре  полиэтиленовые мешки? Но сжигать  полиэтилен вредно. Как вы выдумаете, какие инструменты нам сегодня  понадобятся? (ножницы, шило, канцелярский  нож). Повторение правил техники  безопасности. Итак, мы приступаем. Каждая группа будет делать  только одну поделку, разработав  свой творческий проект.

1. Мы выявили проблему. В чем  она?

2. Найдите  решение проблемы. Обсудите в  группах, что можно сделать, и  придите к одному решению.

3. Предложения детей.  (1,2,3,4)

4. Разработайте ваше предложение  и нарисуйте эскиз вашей поделки.

Физкультминутка.

- Выберите  материалы, инструменты, а бригадиры  будут следить за безопасностью  труда в группе.

VI. Самостоятельное изготовление проекта. Подготовка к защите и обоснованию проекта. Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия, и поделка вывешивается на выставку.  (это и украшения для елки, стаканчики, подставки под горячее и т. д.)

VII. Подведение итогов.

- В какой  технике выполняли поделки?

- Где еще  можно использовать поделки? Сегодня  нашей задачей на уроке было  – показать людям, что жизнь  старых и использованных вещей  можно продлить, не засоряя тем  самым окружающую среду. Я думаю, что мы смогли это сделать. Ваши поделки просты, практичны. Ими можно пользоваться неоднократно. Вы постарались проявить и  свою фантазию, и творчество. Молодцы. Урок окончен.                                                                   

       В ходе формирующего  этапа проверялась гипотеза. Зафиксированы изменения в формировании творческих способностей младших школьников. На уроке технологии детей поставили в условия выбора, поэтому они сумели выделить способ действия из общего потока деятельности. Это создало возможность детям действовать творчески, инициативно.  Исследование показал, применение  эффективных приемов и форм на уроке с применением дидактических игр, проблемных ситуаций, творческих заданий действительно повышает творческую активность младших школьников, что, в свою очередь, способствует формированию творческих способностей ребенка, положительной мотивации учения.

   Результаты формирующего этапа исследования

Высокий уровень – 3 человек / 30%

Средний уровень – 6 человек/ 60 %

Низкий уровень – 1 человек/ 10%

 

 

2.2. Анализ результатов  исследования

Цель  исследовательской работы  состояла  в  проверке  истинности  выдвинутой гипотезы  .                                             

Гипотеза исследования. Процесс формирования творческих способностей будет более эффективным, если:

  • осуществлено исследование сущности и специфики творческих способностей младших школьников;
  • выявлены и применены в эксперименте эффективные методы и формы работы по развитию творческих способностей.

     Исследуемый класс были выбран таким образом, чтобы он  не  отличался  по возрасту (8 -8,5 лет).   Уровень успеваемости в исследуемом классе  был средним. Анализ констатирующего и формирующего  этапа позволил нам выявить тенденции  развития творческих способностей в данном классе.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

    Итак, отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

-перенос  ранее усвоенных знаний в новую  ситуацию,

-самостоятельное  видение проблемы,

-альтернативы  ее решения,

-комбинирование  ранее усвоенных способов в  новые способы  и др.

      Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задачи должны составлять систему, позволяющую развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как-то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для формирования творческих способностей уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения и др. 

  Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока (прил.1,2), направленного на формирование творческих способностей в системе занятий по различным учебным предметам. Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от спецификации задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.  Для развития и формирования творческих способностей младших школьников необходимо развивать следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; 
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формулировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и времени;
  • представлять пространственные объекты;  представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает: а) преодоление психологической инерции мышления; б) оценивание оригинальности решения; в) сужение поля поиска решения; г) фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

 

 

 

Заключение

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Были решены следующие задачи:

·    изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

·    рассмотрена сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;

·   проанализированы особенности формирования творческих способностей учащихся младших классов;

·    выявлены эффективные формы и методы формирования творческих способностей  учащихся на уроках  в начальных классах;

·     проверены  выявленные формы и методы формирования творческих способностей учащихся младших классов.

      Благодатный детский возраст  открыт и восприимчив к чудесам  познания, к умению удивляться, богатству  и красоте окружающего мира. Для  осуществления развивающих целей  обучения необходимо активизировать  познавательную деятельность, создать  ситуацию заинтересованности.

     Целенаправленное, интенсивное развитие  становится одной из центральных  задач обучения, важнейшей проблемой  его теории и практики. Оптимальным  условием, обеспечивающим интенсивное  формирование творческих способностей  младших школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление  их в системе, отвечающей следующим  требованиям:

- познавательные  задачи должны строится на  междисциплинарной,   интегративной  основе и способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;                           

- задания должны подбираться  с учётом рациональной последовательности  их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию  имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система  познавательных задач должна  вести к формированию беглости  мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать  гипотезы.

      В соответствии с особенностями  и целями применения различного  рода задач, уроки, направленные  на формирование творческих способностей  младших школьников должны включать  в себя четыре последовательных  этапа: 1) разминку, 2) развитие творческих  механизмов, 3) выполнение развивающих  частично – поисковых задач.

Информация о работе Развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии