Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования: определить, какие виды музыкальной деятельности способствуют развитию ритмического слуха у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДУО. Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования мы ставим следующие задачи: - изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику ритмического слуха, видов музыкальной деятельности; - изучить психолого-педагогические основы проблемы развития ритмического слуха;
- имитационные движения,
которые представляют собой
Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности [11, с. 129].
Развитие чувства ритма – способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Для развития представлений
о продолжительности звуков целесообразно
использовать пособия и настольные
игры, моделирующие эти отношения
звуков, с одновременным
Так как чувство ритма наряду с ладовым образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.
Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенные образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения [17, с. 53].
Важную роль в формировании ритмического слуха имеет обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах. Для этой цели лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы (Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.) или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Знакомство детей с музыкальными инструментами происходит уже в раннем возрасте. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.
По мере того, как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим сыграть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчиком), потом их действия становятся более самостоятельными. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят ощущение ритма музыки [17, с. 122].
Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый из видов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию — учат освоению программных навыков. [7, с. 28].
Одним из видов музыкальной деятельности дошкольников является музыкальная игра. Игры делятся на сюжетные и несюжетные и игры под пение. В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, метроритм, динамические оттенки). Например, в сюжетной игре «Зайцы и лиса» (музыка С.Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца [17, с. 113].
Широко применяется
Прослушав в исполнении педагога
любой музыкальный отрывок
Одно и то же движение в различных играх может иметь разное значение. Например, удары сверху вниз могу обозначать разбивание орехов, трепание конопли, забивание гвоздей молотком; взмахи рук - хлопание утки крыльями, полет божьей коровки, полет орла; хлопки - удары тарелок (музыкального инструмента), щелканье орехов, гоготанье густя и т.д., и т.п.
Богатая фантазия воспитательницы (педагога) может проявиться в придумывании неисчерпаемого числа движений, вытекающих из тех или других игровых ситуаций. Не следует слишком часто изменять движения: на протяжении восьми четвертей или даже целой песни можно повторять одно и то же движение. Исключение представляют игры, где движения изменяются на каждом мотиве в соответствии с текстом [12, с. 22].
В старшей группе двигательные навыки у детей более развиты, чем в более младшем возрасте. Здесь можно обратиться к бесшумной ходьбе и естественным движениям. Дети уже передают равномерную пульсацию красивыми согласованными движениями. Но при этом, в песнях, начинающихся с ряда восьмых нот, необходимо сразу же взять правильный темп и не замедлять его; в противном случае за основные метрические единицы дети примут восьмые и будут отмечать их шагами.
Осознание ритма песен
следует добиваться лишь после того,
как дети вполне уверенно станут ощущать
равномерную пульсацию и в
состоянии будут точно передать
ее в движениях без помощи воспитательницы.
Во время исполнения песен мы сначала
можем выделить их ритм хлопками. Произносим
песни в несколько замедленном
темпе, с тем, чтобы дети смогли воспринять
расчленение и следовать за ним.
На первом этапе выбираем такой материал,
в котором четверти и парные восьмые
встречаются сразу же в начальном
мотиве. Например:
Ма-лень-кой ё - лоч - ке хо - лод - но зи - мой,
Из ле - су ё - лоч - ку взя - ли мы до - мой.
Если же ритмическое движение
состоит из одних четвертей или
одних восьмых, ребенок не получает
возможности ощутить
В ритмических упражнениях, кроме разнообразных игровых движений, можно использовать и такие движения, которые способствуют слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания); а также и такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, движения пальцев). Дети старшего дошкольного возраста могут акцентировать ритм ногами; младшие -произнесением слогов и выполнением движений игрового характера.
В работе над развитием ритмического слуха необходимо придавать должное значение паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне которой вырисовывается ритм. Паузы вначале целесообразно показывать другим движением, чем нотные длительности, чтобы отделить их друг от друга и дать детям почувствовать это различие в движениях [16, с.155].
Детям трудна бывает такая задача: петь песню про себя, а вслух выполнять один только ритм. Для этого требуется уже отвлеченное мышление, и поэтому такие упражнения проводят со старшей группой, когда чувство ритма (ритмический слух) у детей уже хорошо развито.
Один из способов развития чувства ритма - узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом).
Работу по узнаванию песни по ритму рекомендуется строить в такой методической последовательности:
- выбираем песню с характерным ритмом, отличающим ее от других песен;
- воспроизводим ритм песни закрытым ртом (без мелодии);
- подходящим игровым движением
помогаем ребенку вспомнить
- выделяем ритм хлопками,
ударами по барабану или
- выслушиваем высказывания
ребят, называющих песни с
- выражаем удовлетворение и в том случае, если ребенок приводит отрывок текста из середины песни, по которому он ее узнал;
-после того, как дети
узнают песню, обязательно
Для наибольшего успеха
в усвоении ритмических формул
детьми можно использовать
Мотивы, которые можно
импровизировать, состоят обычно из
двух тактов в размере 2/4. Самыми простыми
являются мотивы, построенные на чередовании
восьмых и четвертей или
Тексты ритмических мотивов
следует придумывать в
В старшей группе можно предложить детям самим придумать простые фразы и самостоятельно прохлопать их перед группой. Особенно их воодушевляет, если вопросы-ответы (фразы) включаются в игровую ситуацию.
В младшей группе мы обучаем детей воспринимать и передавать равномерную пульсацию, в средней привлекаем внимание к ритму, а в старшей научаем следить за обоими видами ритмического движения, сравнивая, различая и связывая их друг с другом [7, с. 88].
В каком бы смысле не говорилось о развитии чувства ритма в детском саду, оно всегда должно проводиться в процессе исполнения различных песен, прибауток - то есть на живой музыке. Хождение детей по кругу под барабанный бой, хлопание в ладоши без пения - все это упражнения вне музыки. Они служат скорее отвлечению внимания и муштровке, чем активному, самостоятельному и свободному развитию ребенка.
Итак, для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Диагностика может проводиться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют большими группами, другие - индивидуально.
Таким образом, музыкально-дидактические
игры и пособия соединяют в
себе различное сочетание методов
музыкального воспитания. Их применение
должно быть обусловлено четкой постановкой
задачи, решение которой преследует
педагог. Если та или иная способность
недостаточно развита, педагог имеет
возможность варьировать
2.2 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников
При подборе музыкального
материала для занятий
Для развития у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – автор работы рекомендует:
- отбирать такой музыкальный
материал, который может являться
основой формирования
- использовать приемы, методы
и формы работы, способствующие
созданию на занятиях
- разрабатывать и проводить серии творческих заданий;
- устанавливать наиболее
рациональные пути
Информация о работе Развиттие ритмического слуха дошкольников