Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования: определить, какие виды музыкальной деятельности способствуют развитию ритмического слуха у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДУО. Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования мы ставим следующие задачи: - изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику ритмического слуха, видов музыкальной деятельности; - изучить психолого-педагогические основы проблемы развития ритмического слуха;
Данные методические
рекомендации помогут
Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.
Для развития у детей ритмического слуха предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:
«Музыкальные игрушки»
Динь-динь-динь-динь
Динь-динь-динь-динь
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам – барабанчик
Бам-бам-бам-бам - барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Необходимо раздать детям инструменты и показать или напомнить, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с детьми. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).
« Погремушка»
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди.
Для игры понадобятся
погремушки. Рекомендуем использовать
одинаковые для всех детей
и заранее проверить их
Игра проводится в соответствии с текстом: по необходимости воспитатель помогает детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Упражнение «Природный оркестр»
Цель. Расширять чувственный
опыт детей. Стимулировать
Детям предлагается
послушать звуки природы.
Музыкально-дидактические игры
«Повтори звуки»
Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.
Ведущий показывает
детям большую карточку с
«Сыграй, как я»
На барабане музыкальный
руководитель отстукивает несложный
музыкальный ритмический
«Угадай, что можно сделать под эту музыку»
Исполняется музыка или музыкальный отрывок. Музыкальный руководитель предлагает детям спеть, станцевать и просит показать, что еще можно сделать под эту музыку.
«Придумай танец»
Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать первую часть произведения. Уточняет характер музыки, спрашивает, какие движения будут соответствовать ей. Предлагает придумать движения. Когда танец готов, участники дают ему название и исполняют. Его можно показывать в выступлениях перед родителями или детьми других групп.
Отмечая самые удачные находки не следует скупиться на похвалу. Хвалить нужно даже тогда, когда у ребенка что-то не получается это придаст ему уверенности, поможет стать более раскованным. Руководитель спрашивает: «Чей ответ был лучше? Кто лучше показал? Описал?» дети сами делают выводы, что все они были правы, т.к. слышали музыку по-своему [5, с. 20].
С целью развития ритмических
способностей детей, учить чувствовать
изменение темпа можно
Музыкальный руководитель произносит:
- Паровозик гудит.
Дети продолжают и 4 раза топают ногами:
- Ду-ду, ду-ду, я иду, я иду.
Музыкальный руководитель:
-А вагончики за ним.
Дети отвечают и 6 раз хлопают в ладоши:
- Бим-бим-бим, бим-бим-бим.
Музыкальный руководитель:
- А колёса, будто осы.
Заканчивают дети в быстром темпе и 8 раз хлопают по коленям по очереди то правой, то левой:
- Жу-жу-жу-жу, жу-жу-жу-жу.
С целью развития
метроритмических способностей
можно использовать игру «
Музыкальный руководитель играет на музыкальным инструменте несложную ритмическую мелодию. Дети должны на столе положить листики: большие листики длинный ноты, маленькие листики – короткие ноты.
«Листики танцуют»
Цель: развивать у детей внимание, ритмичность, пластику.
Материал: кленовые и березовые листики, что обозначают длинные и короткие звуки соответственно.
Все листики лежат перемешанные на столе. Дети, разделены на 2 подгруппы (мальчики и девочки), сидят на стульях. Музыкальный руководитель исполняет фрагмент музыкального произведения и предлагает девочкам определить характер музыки, из каких по продолжительности звуков она состоит. После этого они поднимают соответствующий листик и с ними кружатся. То же задание и мальчикам, только музыка играет быстрая, и мальчики с березовыми листиками бегают вокруг девочек [2, с. 42].
Музыкальные способности
детей будет развиваться более
эффективно, если использовать в
образовательном процессе
Во-первых, мы предлагаем использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями.
Во-вторых, применять на занятиях музыки наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
В-третьих, еще до года использовать для развития ребенка упражнения под музыку (например, мама, под ритмичную музыку делает с малышом зарядку: поднимает, опускает ножки, ручки, садит его и кладет на спину и т.д.).
В-четвертых, приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.
В-пятых, использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.
В-шестых, побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.
В-седьмых, воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.
А также музыкальному руководителю необходимо обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них; стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев); развивать чувство уверенности в себе.
Музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока только в том случае, когда, «давая выход двигательной активности детей в «свободном дирижировании», «пластическом интонировании» музыки, руководитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия, развития музыкальной культуры детей, их воображения, стремления к самовыражению, способности перевоплощаться и даже создавать пластические образы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив музыкально-
Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.
Но ритмический слух может формироваться и в других видах деятельности, (например, в пении и игре на музыкальных инструментах).
Последовательная, систематическая
работа над решением задач музыкального
воспитания, и в частности музыкально-
Главная задача педагога - создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда вытекают требования к педагогической деятельности музыкального руководителя: правильно подобранный репертуар, художественное исполнение музыки, выразительный показ движении при соблюдении принципа целостности действенного; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально - двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов [9, с. 82].
Итак, в основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок.
Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.) [6, с. 126].
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей детей, и в первую очередь, развитие ритмического слуха.
Таким образом, успешное развитие музыкального слуха дошкольников, как одна из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации; использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке;
Информация о работе Развиттие ритмического слуха дошкольников