Разработка иллюстративного материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема наглядного представления специально отобранного технического знания рождает особый язык — язык методической деятельности. Еще не так давно считалось, что слово педагога яв¬ляется универсальным средством обучения. Однако в процессе обучения словесное описание технической идеи обнаруживает свою невыразительность и громоздкость. Слово не обладает нагляднос¬тью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охва-тить все элементы конструкции и подробно раскрыть физический принцип действия устройства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Классификация методов обучения…………………………………….....4
1.1 Словесный метод обучения……………………………………………….6-11
1.2 Наглядный метод обучения……………………………………………...11-13
2 Дидактические средства профессионального обучения…………...14
2.1 Функции дидактических средств………………………………………..14-15
2.2 Классификация дидактических средств………………………………...15-18
2.3 Особенности применения некоторых традиционных дидактических средств…...........................................................................................................19-21
2.4 Современная оргтехника для учебного процесса……………………...22-23
3 Разработка комплекта презентационного материала по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования, тема: «Алгоритмы и программы»………………......................................................................24
3.1 План - конспект урока теоретического обучения……………………...24-34
3.2 Средства наглядности, применяемые на занятии……………………...35-36
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………..38
Приложение 1. Слайды «Свойства алгоритма»……………………………..39
Приложение 2. Плакат «Основные элементы блок схем»………………….40
Приложение 3. Плакат «Виды алгоритмов. Линейный алгоритм»………...41
Приложение 4. Плакат «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм»..42
Приложение 5. Плакат «Виды алгоритмов. Циклический алгоритм»……..43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая -выл.docx

— 548.21 Кб (Скачать файл)

Поэтому аудиовизуальные  средства можно использовать на любом этапе занятия и изучения темы: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении, а иногда — для контроля и оценки результатов работы.

Отдельную группу составляют средства, частично автоматизирующие процесс обучения: программированные учебники, дидактические машины, ЭВМ, лабораторные или учебные комплексы на основе микропроцессорной техники и т. п.

Таким образом, отличаясь  функциональным воздействием, дидактические средства в своем большинстве многосторонни, и лишь некоторые из них предполагают жесткое классифицированное разделение. Вместе с тем надо четко сознавать: дидактические средства должны использоваться в тесной связи с другими составляющими процесса обучения. Их подбор зависит от целей и методов учебной работы, возраста обучаемых. Скажем, использование на каком-то занятии лекции как основного метода обусловливает и применение дидактических средств, отличное от того, что соответствует выполнению лабораторно-практической работы.

2.3. Особенности  применения некоторых традиционных дидактических средств.

Мастер, работающий в группе первого года обучения, должен помнить: демонстрируемый им объект, техническое устройство, схема или таблица не должны содержать много деталей, рассредоточивая внимание. Целесообразно, чтобы важные для восприятия элементы выделялись цветом или высвечиванием. При этом необязательно применять какие-то сложные устройства. Расскажем об использовании некоторых простых и эффективных средств наглядности.

Представление учащимся эталонного изделия (объекта труда) и объяснение последовательности его изготовления можно осуществлять с помощью демонстрационных досок. Плоскостное или объемное изображение изделия на определенной стадии или его натурную интерпретацию закрепляют на матрице технологической карты (с графами и надписями, если педагогом не предусмотрен другой вариант) — на магнитной или монтажной доске. Магнитная доска — это окрашенный металлический лист, к которому прикрепляются фрагменты, снабженные небольшими магнитиками или магнитными полосками. Монтажные доски весьма разнообразны по конструкции. Часто применяются перфорированные доски со строго выдержанным шагом расстояний между отверстиями, в которые входят штыри, выступающие из прикрепляемых элементов. Или из доски могут выступать штыри, на которые нанизывают закрепляемые изображения (элементы). Для специальностей, связанных с технологией обработки тканей, где фрагменты демонстрируемых изделий представляют куски материи, крепящими элементами на фланелевых досках могут быть не традиционные булавки с головкой, пользование которыми отнимает много учебного времени, а получившие значительное распространение «липучки».

При использовании  наглядных средств обучения, особенно изготовленных собственными руками, мастер должен иметь в виду следующие дидактические факторы:

изделия должны иметь эстетически привлекательный  вид. Малейшая небрежность, неубранные шероховатости, заусенцы на острых кромках, неудачный выбор покрытия — все это отрицательно скажется на работах, которые будут выполняться учащимися, так как подсознательно каждый из них усвоит сигнал- «указание»: можно позволить небрежность в изготовлении;

цветовая  гамма должна учитывать психологию цветовосприятия, о чем есть подробные сведения в учебной и специальной литературе;

размеры (пропорции) дидактического средства обучения должны учитывать аудиторный (в большинстве случаев) показ элементов. Поэтому если габариты объекта невелики, следует подготовить для демонстрации увеличенные изображения наиболее важных элементов. Специальное внимание надо обращать на размер шрифтов пояснительных надписей;

мастер  должен стремиться при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно демонстрировать их устройство и действие. Дидактический эффект при таком сочетании значительно повышается.

Доступное и действенное  средство дидактики — кодограммы. Кодоскоп (графопроектор) есть в каждом учебном заведении. На нем можно показать любую схему, текст и т.д. Однако обычный прием получения нужной кодограммы — с использованием специальных тушей типа «Кальмар» — процедура длительная и сложная. А ведь сделать качественную кодограмму можно, использовав и обычный ксерограф (ксерокс). В качестве основы берут нужное изображение из книги, таблицы и т.п., а копию (т.е. собственно кодограмму) выполняют на пленке для кодоскопов обычным путем, запуская ее в приемное окно аппарата. Достоинство такого способа — в четком копировании любых мелких деталей, шрифтов и многого другого, что традиционным способом отобразить в кодограмме непросто. Кодограммы прекрасно получаются и на компьютере, с распечаткой изображения на цветном принтере.

Особо следует сказать  об использовании такого традиционного средства, как мел. Удачно выполненный эскиз может предупредить типовые моменты недопонимания материала. Графическая грамотность является фундаментом профессионализма. Работа с эскизами, чертежами формирует пространственное воображение. Графическая культура — непременное качество квалифицированного рабочего.

Обозначим технологически принципиальные моменты в использовании мела и доски.

На занятиях производственного  обучения желательно использование только цветных мелков. При этом целесообразно соблюдение цветового стандарта: деталь и ее размеры — рисуются белым (желтым) мелом; обрабатываемые поверхности — красным, а инструменты и приспособления — синим. Если из урока в урок на доске (лучше всего стеклянной, с разметкой на обратной стороне и окраской ее поля в светло-серый или светло-зеленый цвет) учащиеся видят красочные, четко, с соблюдением всех требований графики, выполненные эскизы, то и в рабочих тетрадях будет репродуцироваться манера их наставника.


Повторяя приемы мастера, учащиеся однозначно привыкают  начинать эскизы с осевой линии, которая выполняется штрих-пунктиром, обводить контур с соблюдением требований стандарта, правильно наносить размерные линии и проставлять размеры. Так у учащихся вырабатываются умения выполнять и читать чертежи. В дальнейшем это способствует приобретению достаточно прочных знаний по графике, формированию у будущих специалистов технологической культуры.

 

 

 

2.4. Современная  оргтехника для учебного процесса

Научно-технический  прогресс коренным образом изменяет средства обучения, предлагая широчайший выбор новейших достижений в этой области, созданных на основе технологических концепций XXI в. Для знакомства с отдельными видами дидактических средств обучения современного спектра, от самых мощных компьютер-видеопроекторов и лазерных указок до копи-досок, опишем некоторые из них. Педагог профессионального обучения должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня.

Оверхед-проекторы  с металлогалогенными лампами, создающими световой поток около 5100 люменов, если они работают автономно, позволяют демонстрации с обычных прозрачных пленок. Но смена пленки здесь уже осуществляется по команде с пульта дистанционного управления. С расстояния до 5 м педагог может управлять всеми потребными ему функциями проектора: подать лист, задать половинную подачу (если учащимся нужно сначала высветить только часть кадра), задать пошаговую подачу (например, строчек справочной таблицы), сменить пленку (до 30 листов).

Однако возможности  оверхед-проекторов совершенно изменяются, когда они оснащаются жидкокристаллическими (ЖК) панелями. Пассивно-матричные панели на жидких кристаллах накладываются на рабочую поверхность проектора, подключаются к компьютеру или источнику видеоизображения, и на экране появляется цветное воспроизведение (до 16,7 млн нюансов цвета). Прямое подключение к компьютеру, видеомагнитофону, видеокамере, проигрывателю лазерных дисков — такие замечательные возможности дает использование ЖК-панелей. С их помощью можно выполнять следующие операции:

инверсию — позитивное изображение может быть переключено на негативное; очистку — изображение стирается, что дает возможность положить на панель обычную прозрачную пленку;

«замораживание» — изображение  задерживается, а педагог может незаметно для обучаемых произвести какие-либо изменения в программе; обратную проекцию — зеркально перевернутое изображение; увеличение — детали изображения могут быть увеличены в три раза по сравнению с оригиналом; выделение — выделяется и подсвечивается в восьми разных цветах нужная информация прямо на экране.

ЖК-панели совмещаются  с компьютерной мышью и указкой, красная точка от которой высвечивается на проекции с помощью дистанционного управления и показывает слушателям, на что следует обратить внимание. Еще более широкие возможности у лазерной указки, выполняющей на экране те же функции, что и мышь обычного компьютера. Красный светодиод на конце указки с расстояния до 15 м позволяет делать все, что обычно выполняется в прикладных программах Windows или Macintosh. Последнее достижение техники для изображений больших размеров (до Юм по диагонали) — проекторы на матрицах с 921 600 элементами, обеспечивающими яркое цветное изображение без привычного затемнения при дневном свете.

Настольная видеокамера  позволяет показать на любом экране и плоский объект — документ, цветное фото, рисунок из книги, и трехмерный — людей, самые разнообразные предметы (микроэлектронику, например).

Появились и принципиально  новые классные доски. Они называются копи-досками и снабжены устройствами для выдачи бумажных копий того изображения, которое выполнено на доске. Нажатие кнопки — и копии вашего эскиза можно тут же раздать учащимся для использования.

Очевидно, что  подобная техника рано или поздно займет свое достойное место в арсенале педагогов профессионального обучения.

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА  ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ», ТЕМА: «АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММЫ»

3.1 План-конспект  урока теоретического обучения

Тема программы: Основные принципы алгоритмизации и программирования

Тема урока: Алгоритмы и программы

Цели урока:

Образовательная – сформировать у учащихся знания о таких понятиях как алгоритм и программа;

Развивающая – развить способность к мышлению, анализу материала, и дальнейшему его применению в работе;

Воспитательная  – прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

- по способу организации  познавательной деятельности учащихся: объяснительно – иллюстративный;

- по источнику знаний: словесный (рассказ, объяснение); наглядный (демонстрация наглядных  пособий)

Учебно -материальное оснащение урока:

- изобразительные – слайды: «Свойства алгоритмов», «Формы  записи алгоритмов»;

- плакаты: «Виды алгоритмов».

- оборудование – компьютер,  проектор.

 

 

 

Этапы урока, затраты времени

Содержание учебного материала

Описание методики осуществления учебных действий

1

2

3

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (3 МИН)

 

Перед началом занятия  необходимо подготовить аудиторию к уроку, проверить наличие мела у доски, освещенность класса (включить свет, при необходимости раздвинуть шторы), подготовить доску.

Подготовить проектор, проверить наличие слайдов по теме на компьютере, плакаты с изображением материала сегодняшнего урока.

Учащиеся приветствуют преподавателя.

Дальше идёт проверка присутствующих по журналу.

 

 

ВВЕДЕНИЕ (2 МИН)

Понятие алгоритма  является одним из основных понятий современной математики. Еще на самых ранних ступенях развития математики (Древний Египет, Вавилон, Греция) в ней стали возникать различные вычислительные процессы чисто механического характера. С их помощью искомые величины ряда задач вычислялись последовательно из исходных величин по определенным правилам и инструкциям. Со временем все такие процессы в математике получили название алгоритмов (алгорифмов).

Термин алгоритм происходит от имени средневекового узбекского математика Аль-Хорезми, который еще в IX в. (825) дал правила выполнения четырех арифметических действий в десятичной системе счисления. Процесс выполнения арифметических действий был назван алгоризмом.

С 1747 г. вместо слова алгоризм стали употреблять алгорисмус, смысл которого состоял в комбинировании четырех операций арифметического исчисления — сложения, вычитания, умножения, деления.

К 1950 г. алгорисмус стал алгорифмом. Смысл алгорифма чаще всего связывался с алгорифмами Евклида — процессами нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, наибольшей общей меры двух отрезков и т.п.

Введением заинтересовываю учащихся. Придаю значимость изучаемой темы.

СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (60 МИН)

  1. Понятие алгоритма;
  2. Свойства алгоритма;
  3. Формы записи алгоритмов:
  1. Запись алгоритмов в виде блок-схем;
  1. Линейные алгоритмы;
  2. Разветвляющиеся;
  3. Циклические.

 

Под алгоритмом понимали конечную последовательность точно сформулированных правил, которые позволяют решать те или иные классы задач. Такое определение алгоритма не является строго математическим, так как в нем не содержится точной характеристики того, что следует понимать под классом задач и под правилами их решения.

Первоначально для записи алгоритмов пользовались средствами обычного языка (словесное представление алгоритмов).

Алгоритм – это система  чётких однозначных указаний, которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и после конечного числа шагов приводит к получению требуемого результата.

Исполнитель алгоритма –  это некоторая абстрактная или реальная(техническая, биологическая или биотехническая) система способная выполнить действия предписываемая алгоритмом.

 

 

Знакомлю учащихся с планом урока и прошу их записать тему.

 

 

 

 

 

 

 

Прошу законспектировать  материал.

Следует руководить конспектированием, что и где записывать, нумерация, непонятные слова записывать на доске.

Повторять несколько раз, чтобы было слышно всем учащимся, и  они успели бы записать.

СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (60 МИН)

2) Свойства алгоритмов

Каждое указание алгоритма  предписывает исполнителю выполнить одно конкретное законченное действие. Исполнитель не может перейти к выполнению следующей операции, не закончив полностью выполнения предыдущей. Предписания алгоритма надо выполнять последовательно одно за другим, в соответствии с указанным порядком их записи. Выполнение всех предписаний гарантирует правильное решение задачи. Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к решению задачи, к достижению цели. Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции (выполняемые исполнителем по определенным командам) — важное свойство алгоритмов, называемое дискретностью. Анализ примеров различных алгоритмов показывает, что запись алгоритма распадается на отдельные указания исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Каждое такое указание называется командой. Команды алгоритма выполняются одна за другой. После каждого шага исполнения алгоритма точно известно, какая команда должна выполняться следующей. Алгоритм представляет собой последовательность команд (также инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта).

У каждого, исполнителя  имеется свой перечень команд, которые он может исполнить.

Прошу законспектировать  материал.

Следует руководить конспектированием, что и где записывать, нумерация, непонятные слова записывать на доске.

Повторять несколько раз, чтобы было слышно всем учащимся, и  они успели бы записать.

 

Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя. Каждая команда алгоритма должна определять однозначно действие исполнителя. Такое свойство алгоритмов называется определенностью (или точностью) алгоритма.

Алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его систему команд.

Свойства алгоритма:

Понятность для  исполнителя - исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнить. Иными словами, имея алгоритм и произвольный вариант исходных данных, исполнитель должен знать, как надо действовать для выполнения этого алгоритма (непрерывность, результативность).

Дискретность (прерывность, результативность) – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых шагов (этапов).

Определённость  – каждое правило алгоритма должно быть чётким, однозначным и не оставлять место для произвола. Благодаря этому свойству, выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных доказаний или сведений о решаемой задачи.

Результативность (конечность) – состоит в том, что за какое-то число шагов алгоритм должен приводить либо к решению задач, либо после конечного числа шагов остановиться из –за невозможности получить решений с выдачей соответствующего сообщения.

Массовость означает, что алгоритм решения задач разделяется в общем виде, т. е он должен быть применён для некоторого класса задач, разработанного лишь исходными данными.

3) Формы  записи алгоритмов

Форма записи, состав и количество операций алгоритма зависят от того, кто будет исполнителем этого алгоритма. Если задача решается с помощью ЭВМ, алгоритм решения задачи должен быть записан в понятной для машины форме, т. е. в виде программы. Всякий алгоритм может быть:

1) Словесная - запись на  естественном языке;

2) Графическая – запись  алгоритмов в виде блок-схем;

3) Псевдо – коды –  полуформализованные описания алгоритма на условном алгоритмическом языке;

4) Программа – тексты  на языке программирования.

  1. Запись алгоритмов в виде блок-схем.

Схема алгоритма — графическое представление алгоритма. Каждый пункт алгоритма отображается на схеме некоторой геометрической фигурой — блоком — и дополняется элементами словесной записи. Правила выполнения схем алгоритмов регламентирует ГОСТ 19.002—80 (Приложение 3).

Блоки на схемах соединяются  линиями потоков информации. Основное направление потока информации идет сверху вниз и слева направо (стрелки могут не указываться), снизу вверх и справа налево — стрелка обязательна. Количество входящих линий для блока не ограничено. Выходящая линия должна быть одна (исключение составляет логический блок).

b) Линейные алгоритмы

Линейными называются алгоритмы, в которых действия осуществляются последовательно друг за другом.

c) Разветвляющиеся

Разветвляющимся называется алгоритм, в котором действие выполняется по одной из возможных ветвей решения задачи, в зависимости от выполнения условий. В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в разветвляющиеся алгоритмы входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого выполняется та или иная последовательность команд (действий).

В качестве условия  в разветвляющемся алгоритме  может быть использовано любое понятное исполнителю утверждение, которое может соблюдаться (быть истинно) или не соблюдаться (быть ложно). Такое утверждение может быть выражено как словами, так и формулой. Таким образом, алгоритм ветвления состоит из условия и двух последовательностей команд.

d) Циклические

Циклическим называется алгоритм, в котором некоторая часть операций (тело цикла — последовательность команд) выполняется многократно. Однако слово «многократно» не значит «до бесконечности». Организация циклов, никогда не приводящая к остановке в выполнении алгоритма, является нарушением требования его результативности — получения результата за конечное число шагов.

Перед операцией  цикла осуществляются операции присвоения начальных значений тем объектам, которые используются в теле цикла. В цикл входят в качестве базовых следующие структуры: блок проверки условия и блок, называемый телом цикла. Если тело цикла расположено после проверки условий, то может случиться, что при определенных условиях тело цикла не выполнится ни разу. Такой вариант организации цикла, управляемый предусловием, называется циклом типа пока (здесь условие — на продолжение цикла).

Возможен другой случай, когда тело цикла выполняется, по крайней мере, один раз и будет повторяться до тех пор, пока не станет истинным условие. Такая организация цикла, когда его тело расположено перед проверкой условия, носит название цикла с постусловием, или цикла типа до. Истинность условия в этом случае — условие окончания цикла. Отметим, что возможна ситуация с постусловием и при организации цикла-пока. Итак, цикл-до завершается, когда условие становится истинным, а цикл-пока — когда условие становится ложным.

Процесс решения  сложной задачи довольно часто сводится к решению нескольких более простых подзадач. Соответственно процесс разработки сложного алгоритма может разбиваться на этапы составления отдельных алгоритмов, которые называются вспомогательными. Каждый такой вспомогательный алгоритм описывает решение какой-либо подзадачи.

Процесс построения алгоритма  методом последовательной детализации состоит в следующем. Сначала алгоритм формулируется в «крупных» блоках (командах), которые могут быть непонятны исполнителю (не входят в его систему команд) и записываются как вызовы вспомогательных алгоритмов. Затем происходит детализация, и все вспомогательные алгоритмы подробно расписываются с использованием команд, понятных исполнителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использую в ходе работы объяснительно - иллюстративный метод.

Показываю приготовленный слайд  «Свойства алгоритмов» (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использую в ходе работы объяснительно - иллюстративный метод.

Показываю приготовленный плакат «Основные элементы блок схем» (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использую в ходе работы объяснительно - иллюстративный метод.

Показываю приготовленный плакат «Виды алгоритмов. Линейный алгоритм» (Приложение 3), «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм» (Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использую в ходе работы объяснительно - иллюстративный метод.

Показываю приготовленный плакат «Виды алгоритмов. Циклический алгоритм» (Приложение 5)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (7 МИН)

Что такое алгоритм?

 

Назовите свойства алгоритма?

 

Какие формы записи алгоритмов существуют, охарактеризуйте их?

 

Перечислите виды алгоритмов?

 

Приведите примеры задач, для реализации которых применимы: линейные алгоритмы, разветвляющиеся, циклические алгоритмы.

Методика проведения опроса: беседа (вопрос, ответ). Вопросы необходимо задавать всей аудитории.

При ответе на поставленные вопросы, разрешить учащимся пользоваться конспектом и наглядными средствами обучения (плакатами, слайдами).

При затруднении  учащихся, задать им наводящие вопросы. Повторять ответы всей аудитории. Спрашивать по журналу, чтобы отвечали не только «сильные» учащиеся.

В случае если аудитория  затрудняется ответить, выяснить, что им непонятно и быстро объяснить в общих чертах.

ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (2 МИН)

 

Читать конспект, подготовиться к письменной проверочной работе по этой теме на следующем уроке на  
оценку.

Информация о работе Разработка иллюстративного материала