Реабилитация подростков в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить специфику реабилитации подростков в условиях детского дома и разработать рекомендации направленные на адаптацию подростков в детских домах и приютах.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической и методической литературе.
Определить понятие реабилитация, раскрыть сущность реабилитации
Определить понятие педагогического общения, его значения в деятельности педагога.
Охарактеризовать процесс овладения навыками педагогического общения.
Провести исследование, направленное на выявление особенностей педагогического общения.
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Разработать рекомендаций, направленных на развитие профессионально – педагогического общения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7
1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8
1.3 Социально - психологический аспект подросткового возраста………10
ГЛАВА I I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
2.1 Описание методов исследования…………………………………………..19
2.2 Диагностика социально – психологической адаптации детей в детском доме……………………………………………………………………………....20
2.3 Анализ результатов исследования ………………………………………....34
Заключение………………………………………………………………………3
Список литературы………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая№2.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….2

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7

 

1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8

1.3 Социально - психологический  аспект подросткового возраста………10

ГЛАВА I I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

 

2.1 Описание методов  исследования…………………………………………..19

2.2 Диагностика социально  – психологической  адаптации  детей в детском доме……………………………………………………………………………....20

2.3 Анализ результатов  исследования ………………………………………....34

 

Заключение………………………………………………………………………37

 

Список литературы………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы.

Болезненное становление  рыночных отношений в России повлекло за собой затяжной  социально- экономический кризис, усиление  дифференциации общества, принимающие все более угрожающие масштабы. Негативные изменения затронули все сферы общественной жизни, привели к существенному ухудшению материального положения и духовно- нравственного состояния большинства граждан страны, что  вызывает вполне обоснованную тревогу.

Нестабильные социально  – экономической и политической жизни значительно расширяет  спектр социальных и, экономических  и психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство.

Среди них:

- кризисные явления  в семье - нарушение структуры  и функций семьи, низкий жизненный  уровень, ухудшение условий содержания  детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, жестокое обращение с детьми;

- резкое снижение уровня  социальных гарантий для детей  в жизненно важных сферах духовного  и физического развития;

- дистанцирование школы  от детей с трудными судьбами;

- резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов;

- влияние асоциальных  криминальных групп в микросреде.

Все это ведет к  значительному росту  социальной дезодаптации детей, которая проявляется  в утрате социальных  связей с  семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении нервно-психического здоровья детей, увеличение процента ранней подростковой алкоголизации и наркотизации, возрастание правонарушений, суициде. 

В России мы уже привыкли говорить о правах ребенка, однако не всегда содействуем их реализации. Сегодня в России существует трагический разрыв между  детством и детством как самоценностью, нашими идеалами, представлениями о детстве  и реальным кризисным положением детей.

Нельзя сказать, что  вообще ни чего не делается в нашей  стране для исправления положения детей: были приняты федеральные и региональные законы по защите прав ребенка; продолжает работать президентская программа «Дети России», а так же комплексные и целевые региональные программы: увеличилась целая сеть неправительственные организаций и фондов, оказывающих материальную помощь нуждающимся детям; постепенно развиваются наука, изучающая социальные проблемы детства.

Для обеспечения взаимодействия органов государственной и исполнительной власти по выработке единого подхода к решению проблем детства созданы специальные структуры при Президенте, Государственной думе, Правительстве Российской Федерации: Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при президенте РФ, Межведомственная комиссия по координации работ, связанные с выполнением Конвенции  ООН  о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации; Комитет по вопросам семьи, женщин и молодежи. В министерстве труда и социального развития РФ есть специальный департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры существуют и в субъектах Российской Федерации. Разрабатываются и представляются в правительство ежегодные государственные доклады о положении детей. Таким образом, как бы сформирован механизм реализации государственной  политики в интересах детей.

Однако наши многолетние  наблюдения позволяют сделать достаточно серьезный, и может быть, бесспорные выводы: с каждым новым поколением мы теряем генофонд и интеллектуальный потенциал нации, ибо каждое последующее поколение  по основным параметрам социального положении и развития все ущербнее и слабее предыдущего.  Оно мене здоровое физически и психически, менее развито умственно и культурно, более безнравственно, отчуждается от образования и знаний, от участия в общественной работе и заработке честным трудом.

Постепенно подрастающие поколение перестает верить государственным  структурам, бросившим его, детство  стало на самом деле «сиротливым» ибо находится в общественном кризисе, последствия которого не предсказуемы, а перспективы урегулирования неясны.  Это кратко характеризуется  такими показателями; доля семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет и относящиеся к категории «хронически бедных» возросло в последнее время, не улучшилось здоровье детей по основным показателям (при чем с резкой дифференциацией по регионам), растет количество детей –инвалидов, растет число детей пораженных наркоманией и алкоголизмом, бродяжничеством, правонарушением (при чем преступность все более молодеет и феминизируется); остаются острыми проблемы образования, воспитания  и отдыха; усиливаются негативные процессы в брачно - семейной атмосфере; сократилось число дошкольных образовательных учреждений при имеющийся очереди; и по-прежнему остро остаются проблемы социального сиротства. Особая проблема – дети Чечни: в результате военных действий многие дети погибли или получили тяжелые ранения и стали инвалидами, сотни – сиротами, все дети испытывают посттравматический синдром.

Есть такой ООНовсий термин  - «дети, находящиеся  в особо трудных условиях», к ним обычно относятся категории детей, которые мы упомянули – сирот или оставшиеся оставшихся без попечения родителей, социально дезадаптированных, безнадзорных,  преступивших закон, беженцев и жертв межнациональных конфликтов; подвергшихся жестокому обращению или насилию; находящихся в зоне экологических катастроф.

Наши дети постоянно  попадают в ситуацию депривации в  сфере общественного воспитания и образования, и в семье, и  на улице. Такие дети находятся в  кризисном или в пограничном с ним психологическом  состоянии, которое является следствием предательства родитетей, социально-психологической депривации в семье, жестокого обращения, школьной дезадаптации,  пребывание на улице в асоциальной среде. Особенности социально-психологического статуса детей  обуславливает  специфику цели и содержания деятельности реабилитационных учреждений. Они должны не только дать ребенку кров, еду, тепло, но и качественно изменить его жизнь, отношение к миру, окружающим людям.   Поэтому задачи этих учреждений многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию детей к жизни в социально здоровой среде, восстановить или компенсировать  утраченные социальные связи, вернуть их к важнейшим формам человеческой жизни.

Цель курсовой работы: выявить специфику реабилитации подростков в условиях детского дома и разработать рекомендации направленные на адаптацию подростков в детских домах и приютах.

Задачи данной курсовой работы:

  1. Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической и методической литературе.
  2. Определить понятие реабилитация, раскрыть сущность реабилитации
  3. Определить понятие педагогического общения, его значения  в деятельности педагога.
  4. Охарактеризовать процесс овладения навыками педагогического общения.
  5. Провести исследование, направленное на выявление особенностей педагогического общения.
  6. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
  7. Разработать рекомендаций, направленных на развитие профессионально – педагогического общения.
  8. 1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7
  9. 1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8
  10. 1.3 Социально - психологический аспект подросткового возраста………

2. 

3.  Провести качественный  и количественный анализ полученных  данных

Объектом исследования  является реабилитация подростков.

Предмет – реабилитация подростков в детских домах и приютах

Гипотеза исследования:  предполагается, что подросткам,  прошедшим реабилитацию в условиях детского дома, свойственна адаптация к окружающей среде.

 

 

 

 

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Сущность  реабилитации

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов, и технологий работы с дезадаптированными подростками , концентрацию усилий , направленных на реабилитацию подростков , так и , что более необходимо . предупреждение отклонений от социальных норм , т.е. устранение условий прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения профилактическая и реабилитационная. Мы остановимся в своём исследовании на 2-й.

Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом  плане позволяет признать неоднозначность  её определений.

Реабилитация может  рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до интеграции человека в обществе.

Реабилитация может  рассматриваться и как результат  воздействия на личность, её отдельные  психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма. реабилитация понимается как  восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему.

 

Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей  целью возвращение ребёнка к  активной жизни в обществе и общественно  полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.

Профилактика в системе  реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий  и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.

Восстановление ребёнка  в правах предполагает учёт основных положений Конвенции ООН о  правах ребёнка: его право на жизнь  и выживание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.

Следует различать различного вида реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, социально - педагогическую.

 

1.2 Виды реабилитации

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное  восстановление или компенсацию  той или иной утраченной функции  организма ребёнка или на возможное  замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу  подростка и имеет своей целью  преодоление в сознании подростка  с девиантным поведением представления  о его ненужности и никчёмности  как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.

Бытовая реабилитация имеет  в виду предоставление нормальных условий  жизни подростка.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности  к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким либо причинам.

Педагогическая реабилитация- это педагогическое воздействие  на труднообучаемого и трудновоспитуемого ребёнка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния. интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путём реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов ребёнка.

Социально-педагогическая реабилитация- это система мер  воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования.

Информация о работе Реабилитация подростков в условиях детского дома