Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:58, дипломная работа
Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Цель выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
2. Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
3. Разработать проект реализации здоровьесберегающих технологий среди младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………5.
1.1 Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий ………………..5.
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы ………………………………..13.
Выводы по первой главе ……………………………………………………….18.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании ……………. 20.
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании.. 20.
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников ………………………………………… 23.
2.3 Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………………………………………....41.
Выводы по второй главе ……………………………………………………….47.
Вывод …… …………………………………………………………………….. 50.
Список литературы ……………………………………………………………. 53.
В Проекте несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Структура проекта
Раздел 1. Самопознание и саморегуляция.
1. Я не похож на других.
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.
Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник»
2. Моя семья.
Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.
Практическая работа:
3. Я как член коллектива.
Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.
Практическая работа:
4. Путешествие в “Страну Здоровья”.
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.
Практическая работа:
5. Мои эмоции, чувства и здоровье.
Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Практическая работа: Организация шумового оркестра
6. Режим дня.
Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 2 класса.
Практическая работа: Составление режима дня.
7. Учёба и здоровье.
Правила рациональной
организации учебной деятельнос
Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.
8. Домашние задания и здоровье.
Индивидуальный
режим дня и время
Практическая работа: Размножение комнатных растений отводками и листьями
9. Отдых для здоровья.
Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Практическая работа: памятка «Мои первые в жизни каникулы»
Электронные физминутки для глаз
10. Зачем и как я одеваюсь?
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»
Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма
Я и опасность.
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
Практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей»
Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья
С чего все началось.
Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.
Удивительные превращения.
Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.
Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.
Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.
Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.
Практическая работа:
Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.
Практическая работа:
Ожидаемые результаты:
Выводы по второй главе
Анкетирование родителей школьников позволило нам определить высокий уровень роли родителей в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни.
Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья актуализированы и в этой связи реализованы в повседневной жизнедеятельности.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает школа, которая может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей ЗУНов по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в МБОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Сегодня нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Отношения семьи и школы определяются понятиями: - сотрудничество: общение «на равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; - взаимодействие: способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Таким образом,
проследив динамику процесса формирования
ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа
выше приведенных результатов анкети
Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.
Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.
Общий вывод: В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению.
Это удалось достигнуть благодаря использованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности.
Итак, общие выводы таковы:
- каждый учебный
предмет содержит в себе
- существуют
трудности реализации данного
вида воспитания в учебно-
- учащиеся достаточно хорошо информированы в этом вопросе;
- актуальность
проблемы подтверждается
Вывод
Проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:
1) воспитание у детей младшего школьного возраста культуры здорового образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
2) Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
3) Условиями эффективной
- создание оптимальных