Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:25, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотреть реализацию принципов гуманизации в образовании.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;
- проанализировать понятия гуманизма, определить основные положения
гуманистической педагогики;
- осуществить анализ гуманизации содержания образования.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании…………………………………………………………………….6
1.1. Идеи и принципы гуманизации……………………………………6
1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса…………………………9
ГЛАВА 2. Анализ реализации идей гуманизации в образовании………….13
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………18
Заключение
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.
Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность ребенка, основывается на конструктивной работе воспитанника и воспитателя, в процессе которой взрослый старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Гуманизация
современного образования связана,
прежде всего, с изменением отношения
к воспитанию, в центре которого
находится ребенок, становление его субъектности.
Создание условий для поисковой и творческой
деятельности детей, интеграция различных
видов деятельности и их эмоциональная
насыщенность способствуют переходу на
новый стиль общения и игры с ребенком,
развитию личностного взаимодействия
педагога со своими воспитанниками.
18
Библиографический
список
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: 2000 – 464с.
2. Безрукова, М. П. Гуманистические принципы и правила их осуществления [текст] / М. П. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 342с.
3. Дубровина, И. В. Психологическая служба в современном образовании [текст] / И. В. Дубровина. - Рабочая книга. – С-Пб.: ПИТЕР, 2009. – 400с.
4. Ефремов, Н. Н. Психологическое айкидо для детей и их родителей [текст] /
Н. Н. Ефремов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.
5. Идеи гуманизации дошкольного воспитания в трудах А. В. Запорожца [текст] // Культура и образование: материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Смоленск: СГГИ, 1997. – С. 119-122.
6. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [текст] /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 10-е изд., стер.- М.: “Aкадемия” 2009г.
7. Комарова, Н. Ф., Новоселова С. П., Парамонова, Л. А. детский сад открытая система [текст] / Н. Ф. Комарова. - М.: НМЦ «Дидактика», 1994. – 99с.
9. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А., Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [текст] // Дошкольное воспитание. – 1992. № 5 – 6. С. 17-27.
10. Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений [текст] // Дошкольное воспитание.-1992. №1. – С. 16-19.
11. Стеркина Р. Основные направления обновления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в РСФСР[текст] // Дошкольное воспитание. - 1991.№ 8. – С. 23-26.
12. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [текст] / В. А. Сухомлинский. – К.: Рад. шк. - 1985. – 288с.
13. Шимов, Е. Н., Ромаева,
Н. Б. гуманистическая педагогика России:
становление и развитие [текст] / Е. Н. Шимов,
Н. Б. Ромаева. – М.: Академия, 1999. – 243с.
1.
Нормативно-правовые
основы вариативных
подходов к организации
педагогического процесса
в дошкольном образовательном
учреждении.
В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Впервые публично были серьезно проанализированы отрицательные стороны состояния общественного дошкольного воспитания в нашей стране. В качестве основного недостатка указывалось использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что цель дошкольного воспитания по существу сводилась к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывалась специфика развития в дошкольном возрасте, самоценность этого периода жизни ребенка.
Концепция наметила
новые общие подходы к
Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.
В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.
Сегодня ДОУ России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями ( Закон РФ «Об образовании»,1991 г. ).
В 1995 г ., постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г . было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы.
Таким образом,
в условиях модернизации образования
плюрализм (многообразие) программ рассматривается
как важнейшее условие
На основе анализа
существующих концепций развития дошкольного
образования к ведущим
Социальные, экономические
и идеологические изменения, про-исходящие
за пределами системы образования,
не могут оставить без изменения систему
образования и воспитания подрастающего
поколения.
За 30 лет после
принятия ООН «Декларации прав ребенка»
мно-гие представления
Основная идея
Конвенции заключается в
Анализируя современное
состояние организации
Дошкольные учреждения
руководствовались в своей
Многие педагоги
и ученые были обеспокоены реальным
поло-жением дел в системе общественного
дошкольного воспитания, хотя само
наличие развитой системы являлось
несомненным достоин-ством, на что неоднократно
указывали наши зарубежные коллеги.
В 1989 г. Государственным
комитетом по народному образова-нию
СССР - центральным органом, направляющим
и регламенти-рующим в тот период
работу всех учреждений образования
в стра-не, - была утверждена новая «Концепция
дошкольного воспита-ния» (авторы В.В.Давыдов,
В.А.Петровский и др.). Следует отметить,
что впервые публично был дан серьезный
анализ отри-цательных сторон современного
состояния общественного дош-кольного
воспитания в стране. В качестве главного
недостатка ука-зывалось на использование
учебно-дисциплинарной модели при организации
педагогического процесса в детских садах.
Отмеча-лось, что в основном дошкольное
воспитание по существу своди-лось лишь
к подготовке детей к школе, к оснащению
их суммой конкретных знании, умений, навыков,
но при этом недостаточно учитывалась
специфика развития детей дошкольного
возраста, са-моценность этого периода
жизни ребенка. Концепция наметила новые
общие подходы к дошкольному воспитанию.
Важные идеи концепции - гуманизация и
деидеологизация дошкольного обра-зования,
приоритет воспитания общечеловеческих
ценностей: доб-ра, красоты, истины, самоценности
дошкольного детства.
Ключевые позиции
обновления дошкольного учреждения
состо-яли в следующем:
охрана и укрепление
здоровья детей (как физического, так и
психического);
гуманизация целей
и принципов образовательной
работы с детьми;
раскрепощение
условий жизни детей и работы
педагогов в до- школьном учреждении;
обеспечение преемственности
между всеми сферами социаль-
радикальные изменения
характера подготовки педагогических
кадров, условий финансирования дошкольного
образования и перестройка
В Концепции
раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной
и личностно-ориентированной моделей
построения педагогичес-кой работы с детьми,
каждая из которых альтернативна. Вторая
модель способствует становлению ребенка
как личности, обеспе-чивает чувство психологической
защищенности, развитие индиви-дуальности,
предупреждает возникновение возможных
тупиков личностного развития, т. е. способствует
гуманизации целей и прин-ципов педагогической
работы с детьми. Основное внимание уде-лялось
приемам и методам общения взрослого с
ребенком через понимание, признание и
принятие личности ребенка, умение взрос-лого
стать на позицию ребенка, учесть его точку
зрения, уважать чувство достоинства ребенка.
Концепция отразила
мысли передовых педагогов-
В 1991 г. постановлением
Совмина РСФСР утверждено «Вре-менное
положение о дошкольном учреждении».
В нем, в частно-сти, отмечалось, что
программа, как обязательный документ
для всех дошкольных учреждений, неизбежно
приводит к единообра-зию форм, содержания
и методов педагогического процесса, не
учи-тывает индивидуальные особенности
детей. Положение давало воз-можность
каждому дошкольному учреждению выбирать
из имею-щихся программу обучения и воспитания,
вносить в нее собственные дополнения,
создавать авторские программы, исполь-зовать
разнообразные формы работы.
Информация о работе Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании