Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть реализацию принципов гуманизации в образовании.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;
- проанализировать понятия гуманизма, определить основные положения
гуманистической педагогики;
- осуществить анализ гуманизации содержания образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании…………………………………………………………………….6
1.1. Идеи и принципы гуманизации……………………………………6
1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса…………………………9
ГЛАВА 2. Анализ реализации идей гуманизации в образовании………….13
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

«Основными функциями  дошкольного учреждения, - говорит-ся в Положении, - являются: 

охрана и укрепление физического и психического здоровьядетей; 

обеспечение интеллектуального  и личностного развития ребенка; 

забота об эмоциональном  благополучии каждого ребенка; 

взаимодействие  с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». 

Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного  уч-реждения, сформулированные в Положении, основаны на отноше-нии к дошкольному  возрасту как к уникальному периоду  развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об ок-ружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психи-ческое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для до-школьников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не толь-ко трудно, но порой и невозможно. Кроме этого, Положением пре-дусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло ему улучшить финансовое обеспечение за счет собственной предпри-имчивости. 

Государственная политика в области образования  была отра-жена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1991). 

Принципы (ст. 2), на которых основывается образование, состоят в следующем: 

гуманистический характер образования, приоритет общече-ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз-вития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, ува-жения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в ус-ловиях многонационального государства; 

общедоступность образования, адаптивность системы образо-вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 

светский характер образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях; 

свобода и плюрализм  в образовании; 

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. 

Позднее, в 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном  учреждении». В нем закрепилось  право, что до-школьное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендован-ных государственными органами управления образованием, вне-сении изменений в них, а также в разработке собственных (автор-ских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. 

В связи с  изменением нормативно-правовой базы возникла не-обходимость в подготовке разнообразных программ, которые  на-ряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подго-товки и публикации вариативных программ набирал темпы. 

Следует подчеркнуть, что многие программы были разработа-ны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в  течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создава-лись авторские программы. 

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического  воздействия в условиях вариативности  образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое пись-мо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспе-чивать: 

охрану и укрепление физического и психического здоровья де-тей, их физическое развитие; 

эмоциональное благополучие каждого ребенка; 

интеллектуальное  развитие ребенка; 

создание условий  для развития личности ребенка, его  творческих способностей; 

приобщение детей  к общечеловеческим ценностям; 

взаимодействие  с семьей для обеспечения полноценного раз-вития ребенка. 

В рекомендациях  говорится, что программы должны предусмат-ривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотрен-ное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совмест-ной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности). 

В настоящее  время опубликованы и распространены через раз-нообразные педагогические семинары всевозможные программы и  руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном уч-реждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы пока в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учрежде-ние будет работать. [8,11] 

1.3 Обновление  дошкольного образования 

Закон РФ «Об  образовании» закрепил право дошкольных уч-реждений работать по разнообразным  программам. Обращение к личностно-ориентированной  педагогике, отход от жестко регла-ментированных форм воспитания и обучения детей характеризу-ют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гу-манизация современного образования связана прежде всего с из-менением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункцио-нальной системы, включающей новые виды государственных и не-государственных учреждений, позволяет реагировать на разнооб-разные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги. 

Информация о работе Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании