Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа
В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя информатики.
2. Разработать метод проектов по информатике и ИКТ на тему “Мультимедийные технологии ”
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Более подробно изучить метод проектов.
2. Разработать тематическое планирование курса и планы-конспекты уроков.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ 6
Сущность метода проектов. 6
Типологии проектов 7
Основные требования к использованию метода проектов 14
Этапы выполнения проекта. 16
Методический паспорт учебного проекта. 17
Результаты выполнения проекта 18
Обработка результатов 19
РАЗДЕЛ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КУРСЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В 5 КЛАССЕ 21
Цели и задачи курса 21
Этапы работы над проектом 24
Оформление портфолио проекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
Новое содержание по каждой теме
Новые практические приемы
Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
Статус учебного проекта
Автор-разработчик
Опыт использования (апробация)
Степень распространения [1].
Анализ результатов
Таблица 2
Оценка результата |
Проявление компетентности | |
Оценка продукта |
В предметной области |
Коммуни-кативная сфера |
Результативность |
||
Опора на теоретическое знание |
||
Источники информации (значимость, полнота, многообразие и т.п.) |
||
Соответствие отобранного теоретического материала задаче |
||
Полнота решения |
||
Реалистичность решения |
||
Итого |
||
Оценка процесса представления и защиты проекта |
||
Культура представления результатов деятельности |
||
Культура оформления материалов для представления проекта |
||
Самооценка деятельности |
||
Итого |
||
Итого |
Отметка за продукт проектной деятельности: |
Отметка за представление и защиту проекта: |
В каждую ячейку таблицы может быть занесено от 0 до 5 баллов. На защите проекта учащийся получает две отметки: за продукт проектной деятельности и за качество представления и защиты проекта.
Оценка продукта проектной деятельности
Отметка «2» ставится ученику, если он набрал до 14 баллов по первой части таблицы.
Отметка «3» может быть поставлена, если ученик набрал от 15 до 20 баллов по первой части таблицы.
Отметка «4» может быть поставлена, если ученик набрал от 21 до 24 баллов по первой части таблицы.
Отметка «5» может быть поставлена, если ученик набрал от 25 и выше баллов по первой части таблицы.
Оценка за представление и защиту проекта
Отметка «2» ставится ученику, если он набрал до 9 баллов по второй части таблицы.
Отметка «3» может быть поставлена, если ученик набрал от 10 до 12 баллов по второй части таблицы.
Отметка «4» может быть поставлена, если ученик набрал от 13 до 16 баллов по второй части таблицы.
Отметка «5» может быть поставлена, если ученик набрал от 17 и выше баллов второй части таблицы.
Этап защиты проводится в виде конференции. При подведении итогов анализируются листы контроля проектной деятельности учащихся и паспорт учебного проекта [9].
В программу курса входят такие компоненты, как:
Освоение мультимедийных технологий
в 5 классе – задача не из легких. Пятиклассники
слишком малы, чтобы со всей серьезностью
отнестись к изучению данной темы. Применение
метода проектов позволит педагогам предотвратить
возможные трудности и достичь таких целей,
как:
Учебная проектная деятельность организуется так, чтобы целью познавательных действий учащихся было решение определенной проблемы, чтобы имело место активное применение приобретенных знаний и для получения нового знания, и чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать усвоенную ими теорию на практике.
Позволяя учащимся выбирать деятельность по своим интересам, по своим силам, учитель создает сильную мотивацию познания и способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждая школьников активно использовать имеющиеся и добывать новые знания, вырабатывать умения и навыки решения конкретных проблем.
Метод проектов позволяет активно
развивать у учащихся основные виды мышления,
творческие способности, стремление созидать
самому, осознавать себя творцом. В процессе
проектирования у детей вырабатываются
и закрепляются навыки анализа, оценки
идей и возможностей, умения выбирать
оптимальный (наиболее краткосрочный
и простой) способ изготовления объекта
проектной деятельности – мультфильма.Создавая
на уроке атмосферу исследовательской
свободы, педагог стимулирует творческую
деятельность учащихся. Решение проблемы,
заложенной в учебный проект, связано
с привлечением интегрированного знания
из литературы, английского языка, изобразительного
искусства.
Работа над проектом занимает 6 уроков.
Но предварительно проводится подготовка,
в процессе которой школьники осваивают
технологии работы с файловой системой
и основы создания изображений в графическом
редакторе Paint. Презентация проектных
работ может проводиться на заключительном
уроке изучения данного курса.
Учащиеся в качестве результата выполненного проекта имеют мультфильмы. Для педагога результатом является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ход проектной деятельности.
Структура проекта
Тема проекта может быть выбрана
учителем по собственному усмотрению.
В свое работе я привожу пример
организации проекта под
В 5-м классе учащиеся читают сказки, но существуют русские сказки, в которых герои похожи на героев из зарубежных сказок. Отсюда возникает вопрос: а действительно ли родственные герои очень похожи, во всем ли они одинаковые или же между ними существуют значительные отличия. Ребятам предлагается изучить эту проблему, а чтобы вызвать бόльшую заинтересованность, рассматриваются героев мультфильмов. Во II полугодии на уроках информатики в 5-м классе изучается модуль «Создание движущихся изображений», допустим отведем для этого 6 часов[3].
Таким образом, мы имеем возможность
организации классического
Тема проекта: Герои любимых мультфильмов
в России и англоязычных странах.
Учебная проблема: Чем отличаются друг от друга герои русских и англоязычных мультфильмов?
Обоснование выбора темы
программы для изучения в режиме «метода
проекта».
Наличие проблемы: проблема сравнения
сказочных героев.
Заинтересованность: возраст (10-11 лет), работа на ПК, создание мультипликационного фильма.
Самостоятельность: поиск информации, домашнее чтение сказок, создание кадров, конвертация, соединение кадров в мультфильм, создание структуры папок для хранения кадров.
Материальный продукт – мультфильм.
Тип проекта: практико-ориентированный,
внутренний, парно-групповой средней продолжительности.
Планируемые результаты обучения:Ученик
будет знать: понятие мультимедиа-технологий,
последовательность действий при создании
кадров мультфильма, содержание сказок
и характеры главных героев.
Ученик будет уметь: работать с файловой
системой, анализировать сюжет и личностные
характеристики героев, структурировать
информацию, создать анимационный фильм
с помощью программы MS Power Point.
Ученик будет воспитывать в себе:
положительные черты характера (любопытство
к окружающему миру и готовность помочь
друзьям (Винни Пух), храбрость и преданность
своим идеалам (Маугли) и т.п.), чувство
коллективизма, ответственность, толерантность,
эстетический вкус.
Процедуру работы над проектом
можно разбить на 6 этапов [Таблица 3]. Последовательность
этапов работы над проектом соответствует
этапам продуктивной познавательной деятельности:
проблемная ситуация - проблема, заключенная
в ней и осознанная человеком - поиск способов
решения проблемы – решение.
Таблица 3
№ п/п |
Содержание работы на этапах |
Деятельность учащихся на этапах |
Деятельность учителя на этапах |
1 |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели |
2 |
Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач |
Устанавливают план действий, формулируют задачи |
Предлагает идеи, высказывает предположения |
3 |
Сбор информации, решение промежуточных задач |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит |
4 |
Анализ информации, формулирование выводов |
Анализируют информацию |
Наблюдает, советует |
5 |
Представление результатов |
Отчитываются, обсуждают |
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника |
6 |
Рефлексия |
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения |
Чтобы создать проблемную ситуацию,
школьникам можно предложить ответить
на несколько проблемных вопросов (Сколько
лет Бабе Яге? Сколько голов у дракона?
Чей нос длиннее: Буратино или Пиноккио?
Кто больше любит мед: английский Винни
пух или русский? Кто дарит детям подарки
в Новый год: Дед Мороз или Санта Клаус?)
В процессе реализации проекта ребята получают определенные роли, которые сменяют одна другую.
Презентационный этап по своему педагогическому эффекту является одним из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда.
Показ готовых мультфильмов проходит на заключительном уроке по изучению темы.
После проведения презентации наступает
контрольный этап учащимися проводится
оценка как полученного продукта, так
и собственного продвижения в проекте.
По итогам проделанной работы ребята создают
презентации, лучшие из которых демонстрируются
учащимся 5-х классов на следующий год.
При формировании оценочной самостоятельности
необходимо учитывать особенности возраста
учащихся. Учащиеся 5-6 классов могут сделать
вывод о соответствии продукта замыслу,
сравнивать ожидаемый и полученный продукт.
Они способны назвать сильные и слабые
стороны работы над проектом, анализировать
причины успехов и неудач в работе, предложить
способы преодоления трудностей.