Рейтинговая система оценивания знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

рейтинговая система.docx

— 137.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6

    1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
    2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
    3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25

Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28

Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30

2.1. Анализ состояния использования  рейтинговой системы.......30

2.2. Мероприятия по повышению  эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32

2.3. Анализ эффективности  внедрённых мероприятий …………41

Выводы по главе 2……………………………………………………… 45

Заключение ………………………………………………………………46

Список литературы …………………………………………………….49

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В известной студенческой песне поется: «От сессии до сессии живут студенты весело…»,  но что же происходит, когда наступает та самая сессия? За 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают.  Не все, конечно, так учатся, но такая практика существует.

Все прекрасно знают, что традиционный экзамен – это своеобразная лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра,  на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр  трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене с билетом не повезет. А все потому, что привычная традиционная система практически не учитывает текущую учебную работу студента.

Проведение лекционных, семинарских, лабораторных заданий является основой деятельности преподавателей и студентов. Меняется образовательное пространство, требования работодателей, и общества в целом. Но, к сожалению формы проведения учебных занятий, а также их оценивание  остаются такими, какими они были, когда трудоустройство было гарантированным, а учебные заведения не были поставлены в жесткие рамки конкурентной борьбы и высоких требований со стороны Министерства образования [2].

Абсолютная количественная шкала не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи, с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.

Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

В настоящее время государство уделяет пристальное внимание развитию науки и образования: проводится реформирование, разрабатываются новые стратегии, внедряются различные проекты, происходит стандартизация образования. Однако, «пробелы» в реформировании еще существуют.  И, в первую очередь, они связаны с невысоким уровнем вовлеченности студентов в учебный процесс[3].

Положение, когда студенты принимают в учебном процессе пассивную роль,  преподаватели не обеспечивают дифференцированного подхода в учебной деятельности, неуспевающие выявляются только после сессии  - не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс, являются контроль и оценка. Они должны быть направлены на дифференциацию уровня знаний студентов, - только в этом случае выпускник может быть успешным, обладать определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить   ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству. А это можно осуществить при помощи рейтинговой системы оценки  качества знаний студентов[4].

Таким образом, данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Создать стимулы  активизации самостоятельной работы студентов, упорядочить требования преподавателей к уровню знаний, вовремя измерять успеваемость и т.д. – все это может быть достигнуто благодаря использованию рейтинговой системы оценки знаний студентов в различных ее вариантах и альтернативах, о которых будет рассказано в данной работе.

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).

Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:

1.  Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;

2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;

3.  Описать построение рейтинговой  системы оценивания;

4.  На примере проведенного  эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.

В соответствии с целью и задачами мы определили объект и предмет нашего исследования. Объект исследования: методы оценки. Предмет исследования: использование рейтинговой системы оценивания в процессе обучения студентов на уроках экономики.

Также нами выдвинута гипотеза исследования: применение рейтинговой системы оценки знаний студентов эффективно воздействует на процесс обучения.

Методы исследования: изучение литературы по проблеме, изучение учебного плана, опрос педагогов и студентов, наблюдение, эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов

    1. Понятие и сущность рейтинговой системы

Система оценки баллами знаний и поведения учащихся ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала, с помощью которых стали пытаться оценить познания учащихся. ''Единица'' — высший показатель достигнутых успехов, а соответственно "пятерка" — один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий. В России сложилась шкала оценок противоположная данной.

В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.

Рейтинговый контроль - одно из современных направлений, широко внедряемое и исследуемое в педагогике. Обратимся к исследованию его сущности и содержания.

Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы учащегося и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого рабочего. Вместе с тем, это действенное средство контроля эффективности учебного процесса в учебном заведении, так как информация о результатах такого контроля используется для разработки управляющих воздействий на учебный процесс [3, с. 389].

В различных источниках даются такие определения рейтинга:

В исследованиях О.В. Вязовой: «Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия» [12, с. 23].

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке [38, с. 137].

С точки зрения Г.А.Русских: «Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей» [41, с. 23].

С.Я. Батышев дает следующее определение: «Рейтинг учащегося - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый сложением рейтинговых баллов, получаемых в результате оценки отдельных учебных действий, с учетом коэффициента их значимости (весового коэффициента)» [3, с. 346].

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучающихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [32, с. 26].

Таким образом, анализ представленных определений позволяет заключить, что рейтинг студентов - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Батышев С.Я. отмечает: «Рейтинговый контроль и оценка по сравнению с традиционной пятибалльной шкалой имеет ряд преимуществ:

  • более успешно формирует мотивацию учения;
  • повышает активность работы учащихся;
  • стимулирует повседневную систематическую работу;
  • обеспечивает более точную и объективную оценку знаний учащихся и уровня их профессиональной подготовки, снижает роль случайных факторов при выставлении итоговой оценки;
  • позволяет более точно ранжировать обучающихся в соответствии с их успехами в группе;
  • способствует повышению результативности учебной работы учащихся и педагогической деятельности преподавателей, позволяет более обоснованно и эффективно использовать материальные стимулы для мотивации их деятельности;
  • расширяет возможность оперативного управления учебным процессом». [3, с. 346].

Процедуры оценки знаний, предусмотренные при рейтинговом системе, позволяют обеспечить ее соответствие требованиям, предъявляемым к контролю знаний и умений студентов: систематичность, объективность, индивидуальность, валидность, всесторонность, экономичность и т.п. При этом в ней, возможно, использовать наряду с традиционным педагогическим контролем (устные и письменные опросы, контрольные, лабораторные и производственные работы, письменные экзамены и т.д.) и прогрессивные методы (например, тестовый) [3, с. 349].

Введение рейтингового контроля позволяет сократить в большинстве случаев время на выяснение подготовленности студентов к занятиям; заинтересованность в максимально возможной для них рейтинговой оценке настраивает их на добросовестную работу в процессе подготовки к занятию.

Рейтинговая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения обучающихся относительно друг друга. Уже по истечении двух - трех месяцев можно выделить лучших и худших учащихся группы. Это дает преподавателю возможность поощрять лучших и наказывать худших.

Помимо этого, уже на раннем этапе формируются массивы обучающихся по прогностическому показателю: претендентов на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и тех учащихся, которые отстают от учебного плана и могут остаться не аттестованными. Ранний прогноз позволяет внести корректировку в дальнейшее обучение.

На первый взгляд может показаться, что студенты, набравшие определенную сумму баллов, обеспечивающую подходящую оценку, могут перестать заниматься. Но, в основном, происходит срабатывание механизма соревновательности в обучении. Учащийся, занявший определенное место в групповом табель-рейтинге, не хочет перемещаться вниз, так как это воспринимается как его личная неудача.

Введение рейтингового контроля знаний в значительной степени устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения. В результате исчезают усредненные группы отличников, хорошистов и т.д. Вместо них появляются «первый», «пятый», «десятый». Использование рейтинга позволяет также снижать возможность получения незаслуженной (случайной) оценки по изучаемой теме, поскольку результирующая оценка учитывает работу студента в течение полугодия. Что же касается баллов, выставляемых за реферат, участие в олимпиаде и т.д., то они определяются только коллегиально с учетом мнения как можно большего числа преподавателей.

Использование рейтингового контроля, приводящего к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление обучающихся к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки специалистов [22, с. 34].

Информация о работе Рейтинговая система оценивания знаний