Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа
Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49
Содержание
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния
2.2. Мероприятия по повышению
эффективности рейтинговой
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49
Приложение
Введение
В известной студенческой песне поется: «От сессии до сессии живут студенты весело…», но что же происходит, когда наступает та самая сессия? За 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают. Не все, конечно, так учатся, но такая практика существует.
Все прекрасно знают, что традиционный экзамен – это своеобразная лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене с билетом не повезет. А все потому, что привычная традиционная система практически не учитывает текущую учебную работу студента.
Проведение лекционных, семинарских, лабораторных заданий является основой деятельности преподавателей и студентов. Меняется образовательное пространство, требования работодателей, и общества в целом. Но, к сожалению формы проведения учебных занятий, а также их оценивание остаются такими, какими они были, когда трудоустройство было гарантированным, а учебные заведения не были поставлены в жесткие рамки конкурентной борьбы и высоких требований со стороны Министерства образования [2].
Абсолютная количественная шкала не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи, с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.
Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
В настоящее время государство уделяет пристальное внимание развитию науки и образования: проводится реформирование, разрабатываются новые стратегии, внедряются различные проекты, происходит стандартизация образования. Однако, «пробелы» в реформировании еще существуют. И, в первую очередь, они связаны с невысоким уровнем вовлеченности студентов в учебный процесс[3].
Положение, когда студенты принимают в учебном процессе пассивную роль, преподаватели не обеспечивают дифференцированного подхода в учебной деятельности, неуспевающие выявляются только после сессии - не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс, являются контроль и оценка. Они должны быть направлены на дифференциацию уровня знаний студентов, - только в этом случае выпускник может быть успешным, обладать определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству. А это можно осуществить при помощи рейтинговой системы оценки качества знаний студентов[4].
Таким образом, данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Создать стимулы активизации самостоятельной работы студентов, упорядочить требования преподавателей к уровню знаний, вовремя измерять успеваемость и т.д. – все это может быть достигнуто благодаря использованию рейтинговой системы оценки знаний студентов в различных ее вариантах и альтернативах, о которых будет рассказано в данной работе.
Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.
В соответствии с целью и задачами мы определили объект и предмет нашего исследования. Объект исследования: методы оценки. Предмет исследования: использование рейтинговой системы оценивания в процессе обучения студентов на уроках экономики.
Также нами выдвинута гипотеза исследования: применение рейтинговой системы оценки знаний студентов эффективно воздействует на процесс обучения.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме, изучение учебного плана, опрос педагогов и студентов, наблюдение, эксперимент.
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов
Система оценки баллами знаний и поведения учащихся ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала, с помощью которых стали пытаться оценить познания учащихся. ''Единица'' — высший показатель достигнутых успехов, а соответственно "пятерка" — один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий. В России сложилась шкала оценок противоположная данной.
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.
Рейтинговый контроль - одно из современных направлений, широко внедряемое и исследуемое в педагогике. Обратимся к исследованию его сущности и содержания.
Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы учащегося и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого рабочего. Вместе с тем, это действенное средство контроля эффективности учебного процесса в учебном заведении, так как информация о результатах такого контроля используется для разработки управляющих воздействий на учебный процесс [3, с. 389].
В различных источниках даются такие определения рейтинга:
В исследованиях О.В. Вязовой: «Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия» [12, с. 23].
Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке [38, с. 137].
С точки зрения Г.А.Русских: «Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей» [41, с. 23].
С.Я. Батышев дает следующее определение: «Рейтинг учащегося - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый сложением рейтинговых баллов, получаемых в результате оценки отдельных учебных действий, с учетом коэффициента их значимости (весового коэффициента)» [3, с. 346].
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучающихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [32, с. 26].
Таким образом, анализ представленных определений позволяет заключить, что рейтинг студентов - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.
Батышев С.Я. отмечает: «Рейтинговый контроль и оценка по сравнению с традиционной пятибалльной шкалой имеет ряд преимуществ:
Процедуры оценки знаний, предусмотренные при рейтинговом системе, позволяют обеспечить ее соответствие требованиям, предъявляемым к контролю знаний и умений студентов: систематичность, объективность, индивидуальность, валидность, всесторонность, экономичность и т.п. При этом в ней, возможно, использовать наряду с традиционным педагогическим контролем (устные и письменные опросы, контрольные, лабораторные и производственные работы, письменные экзамены и т.д.) и прогрессивные методы (например, тестовый) [3, с. 349].
Введение рейтингового контроля позволяет сократить в большинстве случаев время на выяснение подготовленности студентов к занятиям; заинтересованность в максимально возможной для них рейтинговой оценке настраивает их на добросовестную работу в процессе подготовки к занятию.
Рейтинговая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения обучающихся относительно друг друга. Уже по истечении двух - трех месяцев можно выделить лучших и худших учащихся группы. Это дает преподавателю возможность поощрять лучших и наказывать худших.
Помимо этого, уже на раннем этапе формируются массивы обучающихся по прогностическому показателю: претендентов на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и тех учащихся, которые отстают от учебного плана и могут остаться не аттестованными. Ранний прогноз позволяет внести корректировку в дальнейшее обучение.
На первый взгляд может показаться, что студенты, набравшие определенную сумму баллов, обеспечивающую подходящую оценку, могут перестать заниматься. Но, в основном, происходит срабатывание механизма соревновательности в обучении. Учащийся, занявший определенное место в групповом табель-рейтинге, не хочет перемещаться вниз, так как это воспринимается как его личная неудача.
Введение рейтингового контроля знаний в значительной степени устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения. В результате исчезают усредненные группы отличников, хорошистов и т.д. Вместо них появляются «первый», «пятый», «десятый». Использование рейтинга позволяет также снижать возможность получения незаслуженной (случайной) оценки по изучаемой теме, поскольку результирующая оценка учитывает работу студента в течение полугодия. Что же касается баллов, выставляемых за реферат, участие в олимпиаде и т.д., то они определяются только коллегиально с учетом мнения как можно большего числа преподавателей.
Использование рейтингового контроля, приводящего к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление обучающихся к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки специалистов [22, с. 34].