Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа
Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49
В рейтинг – матрице должен быть указан максимальный и минимальный рейтинг.
По рейтинговому листу студент может свободно ориентироваться в течение семестра. Ведь набрав указанное количество баллов, студент может быть освобожден от экзамена или пройти собеседование по некоторым модулям.
При разработке рейтинг – матрицы должны быть намечены и карательные мероприятия: за продление сроков сдачи контрольных точек, за неудовлетворительную работу на уроке и т.д.
Преподаватель должен обеспечить наглядность организации рейтинговой системы в аудитории.
Рейтинг предполагает внедрение новых организационных форм и методов обучения, корректировку этапов, сроков контроля; он максимально мотивирует активную систематическую, творческую работу (индивидуальные задания по разработке кроссвордов, рефератов, моделей и т.д.).
Сущность рейтинговой системы и принцип её реализации доводятся до сведения обучающихся на первом занятии: студентам сообщаются особенности рейтинговой системы учета и контроля знаний, что и как учитывается при составлении суммарного рейтинга. Вывешивается рейтинг-лист, на котором регулярно отмечаются баллы за выполненные задания, а также бланк с основными контрольными точками (контрольные, самостоятельные, практические работы, зачет и т.д.). Им разъясняется удельный вес каждого вида работ, текущих теоретических и лабораторно – практических занятий, а так же контрольных точек. При оценке работ учитывается качество и объём, оформление и срок их сдачи. Объявляется вид итоговой аттестации за семестр, поясняется, что возможно освобождение от итоговой аттестации. Освобождение от экзамена допускается в случае, если обучающийся набирает количество баллов рейтинговой системы, соответствующее оценке "отлично", "хорошо" или "удовлетворительно", и настоящая оценка для него достаточна.
Каждый студент получает описание балльной системы, которое вклеивает в тетрадь. Студенты, впервые столкнувшиеся с такой системой оценки, сразу же проявляют к ней интерес. Поначалу некоторые студенты не понимают всей серьезности такой таблицы. Но сразу же, после первых работ они, увидев себя на последних строках таблицы, меняют к ней отношение: никому не хочется «плестись в конце» на виду у всех, включаясь в общий процесс. Буквально через 3-4 занятия студенты полностью проникаются идеей и сутью этой системы и, как правило, никаких конфликтов из-за оценок не возникает. Студенты полностью принимают правила игры, они очень быстро начинают понимать, что незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется. Преподавателю остается четко и вовремя проверять работы и отчеты студентов, заполнять таблицу и делать распечатки нового состояния таблицы.
Система проста в употреблении: преподавателю достаточно четко и вовремя проверять работы и отчеты студентов, вносить заработанные баллы в таблицу и делать распечатки нового рейтингового состояния.
Если студент пропустил работу или хочет повысить баллы за самостоятельные или контрольные работы, он может выполнить их после занятий на консультации.
Преподаватель может ввести возможность заработать баллы по так называемым «необязательным заданиям», к ним относятся рефераты, доклады и ответы студентов на занятиях. Ответы студентов по теме занятия заслушиваются по их желанию, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы.
Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет студента систематически заниматься в течение всего семестра, что позволяет улучшить качество обучения. Отмечается рост учебной активности, организованность, своевременное выполнение учебных заданий. Наглядно рассмотрим схему рейтинговой системы оценки знаний студентов:
Из выше сказанного, следует отметить, что данная система оценки требует от преподавателя очень четкой, спланированной организации работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий - быстрота проверки заданий, чтобы студент смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл. Поэтому, проведя занятие сегодня, завтра, а то и к концу того же учебного дня, результаты работы студенты уже могут посмотреть, начать обсуждение своих ошибок, т.к. они еще хорошо помнят выполненные задания.
Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.
В журнал преподаватель должен поставить оценку, которая рассчитывается в таблице следующим образом:
Для преподавателей рейтинговая система организации обучения является средством активизации методической работы, средством для усиления воспитательных функций. На мой взгляд, самое трудное - планирование текущих баллов. Ведь преподаватель должен четко представлять себе вид каждого урока, плотность опроса, заново переосмысливать весь материал предмета.
Главный недостаток системы – сложность разработки. Возможна опасность формализма при использовании этой системы оценок. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Таким образом, рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. Это, пожалуй, наиболее важная положительная сторона рейтинга.
Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на модули возможно ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа студентов создает условия для развития личности студента.
В то же время у рейтинговой системы есть как и плюсы, так и минусы. С целью изучения отношения студентов к рейтинговой системе, выявления недостатков в её организации, в «МГРК» было проведено анкетирование студентов 3 курса. В опросе прияли участие 51 респондент.
Как показали результаты опроса, абсолютное большинство студентов (68%) выразили положительное отношение. В тоже время треть студентов (37%) выразили негативное отношение к применению рейтинговой системы, в том числе 11% - резко отрицательное отношение.
Балльно-рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.
Как показывает анализ многих исследований и опыт применения, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ. Главными из них являются следующие:
- стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;
- формируется ответственное
- возникает мотивация к
- возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;
- снижается количество
- появляется возможность выбора
индивидуальной
- сводится до минимума
- устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. [1, с. 271]
Преимущества балльно-рейтинговой системы хорошо осознаются и самими студентами. По мнению опрошенных студентов, стимулирует работу в семестре (48%), позволяет более объективно оценивать знания (11%), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе (12%). Но, безусловно, при балльно-рейтинговой системе основным стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена или зачёта (67%).
Однако некоторые преподаватели высказывают опасение, не приведут ли «автоматы» к тому, что знания студентов останутся фрагментарными, несистематизированными, поскольку именно подготовка к зачёту или экзамену позволяет студенту повторить весь изученный ранее материал. Мы не разделяем подобных опасений. Ведь рейтинговая система ориентирована на постоянный контроль и оценку результатов учебной деятельности и предполагает регулярный текущий контроль на занятиях, а также рубежный контроль освоения учебных модулей.
У рейтинговой системы плюсы несомненные с точки зрения качества выпускаемой продукции. Именно качества. Есть студенты, которые традиционно голосуют против нее, но это неудивительно, так как эта система заставляет их «напрягаться» в семестре. Об этом говорят и ответы на вопрос, о причинах, не позволяющих студентам набрать необходимое количество баллов в семестре: 34% опрошенных отметили, что им трудно отрабатывать каждое занятие, 23% признались, что не успевают готовиться к занятиям, 11% ссылаются на пропуски. Необходимость набора определенной суммы баллов должна исключать бытующую среди части студентов надежду приложить максимум усилий для получения зачета или экзамена непосредственно перед их сдачей. Таким образом, рейтинговая система ориентирует на постоянное обучение, делая акцент на самостоятельную работу, и, позволяя оценивать регулярность выполнения учебных заданий, характеризовать личностные качества студентов, выявлять студентов, проявляющих безответственность, недисциплинированность и необязательность.
Технология получения рейтинговых баллов по каждой дисциплине должна быть четкой и определенной. Необходима выработка единого подхода к оцениванию работы и знаний студентов. Это подтверждают и результаты опроса студентов. Так, 44% респондентов отметили в качестве основного недостатка рейтинговой системы отсутствие единой системы начисления баллов, 24% сослались на то, что им непонятен порядок начисления баллов, 12% указали на отсутствие информации о критериях оценивания дисциплин.
Открытость предполагает постоянную информированность студентов об их учебных достижениях. 65% опрошенных студентов высказались за возможность узнавать свой рейтинг на сайте учебного заведения через индивидуальные логин и пароль. Это позволит также и родителям получать информацию об учебных достижениях своего ребёнка. Основные преимущества данной системы оценивания и для студентов, и для преподавателей представим для наглядности в виде таблицы:
Таблица 1 Преимущества рейтинговой системы оценивания
"+" для студента |
"+" для преподавателя |
· возможность распоряжаться своим временем самому |
· рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы студентов |
· проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений |
· стимулирование эффективного обучения |
· возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения |
· возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса |
· сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний одногруппников |
· объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания |
· наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.) |
· возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету |
Безусловно, разработка и внедрение рейтинговой системы встречает определённые проблемы и трудности, как методического, так и личностного характера. Прежде всего, это:
- трудоёмкость разработки
- затраты на проведение
- анализ результатов и сопровождение в информационной среде;
- нормирование знаний, умений, навыков и личностных качеств обучающихся в баллах;
- несовершенство обработки
Выявляя «узкие места» и совершенствуя педагогическую метрологию, необходимо повышать эффективность рейтинговой системы, которая, безусловно, должна стать не только средством контроля за знаниями, но и средством управления профессионально-личностным развитием студентов.
Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов. Обратимся к исследованию условий реализации рейтинговой системы в учебном процессе.
М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса преподавателю необходимо: