Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа
Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49
На стадии подготовки к введению рейтинговой системы преподаватель и студент договариваются о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель - Студент», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Обучающийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.
Рейтинговая система не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. По результатам деятельности учащегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы студента, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность учащегося, является информационная открытость рейтингового контроля, что дает возможность обучающимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одногруппников.
Использование рейтинговой системы позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на обучающихся. При этом усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками учебного процесса.
Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
Для каждого оценочного критерия разработана шкала оценивания (рейтинговые единицы). Таким образом, существует возможность оценить все стороны учебного процесса. Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает. В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в диплом, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков, учащихся по отдельным предметам и предметным областям.
С.Я. Батышев отмечает: «Эффективное применение рейтинговой системы для повышения качества знаний и умений учащихся невозможно без упорядоченного сбора и обработки информации об учебном процессе». Компьютерные технологии в сфере диагностики состояния учебного процесса необходимы. Рейтинговая система без компьютерной поддержки вообще не может использоваться и развиваться. Исследователи отмечают: «Опыт внедрения рейтинговой системы в различных учебных заведениях показал, что учет данных всех видов контроля в форме регистрации рейтинговых баллов за различную учебную деятельность учащихся вполне может быть проведен традиционными средствами. Для этого каждый педагог разрабатывает таблицу учета баллов, форма которой определяется и неразрывно связана с применяемой шкалой рейтинговых баллов. В условиях, когда по дисциплинам учебного плана существует большое разнообразие шкал, невозможно создать унифицированный журнал учета, приемлемый для любого предмета и для любого педагога» [3, с. 312].
Каждое учебное заведение, каждый преподаватель вправе решать, какую разработать методику рейтингового контроля эффективности учебного процесса, с которой будет «удобно» и «комфортно» работать [12, с. 26].
При изучении литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что рейтинговая система будет способствовать повышению эффективности учебного процесса, если выполняются следующие условия:
Главная сложность при внедрении рейтингового контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Но задачу уменьшения нагрузки преподавателя можно решить путем передачи контрольных функций компьютеру. И еще одна особенность: система лучше всего срабатывает на старших курсах, где ценится студентом время и существует уже достаточно сформированный уровень мотивации (профессиональная направленность). Также, она требует принципиально нового материально-технического и информационного обеспечения [15].
Рейтинговая система уместна и эффективна лишь тогда, когда созданы необходимые условия для ее осуществления.
Выводы к главе 1
В первой главе нами было раскрыто понятие рейтинговой системы с применением анализа литературных источников, рассмотрена сущность данной системы. Вследствие этого обнаружили преимущества и недостатки рейтинговой системы, а также условия для её существования в СПО.
Целью введения рейтинговой системы оценки знаний студентов являются:
На основании изученной литературы по проблеме можно сделать вывод, что в отличие от традиционной, рейтинговая система направлена на дифференциацию уровня знаний студента, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым обучающимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу студентов в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики в ГОУ СПО «МГРК»
2.1 Анализ состояния
Исследовательская работа по проблеме исследования проводилась в ГОУ СПО «Миасский геологоразведочный колледж». Характеристика ГОУ СПО «МГРК» приведена в приложении 1.
До начала проведения анализа состояния использования рейтинговой системы нами была подробно изучена документация колледжа: журналы, учебный план, формы контроля и др. Также была проведена беседа с преподавателем экономики: Маханёк Галиной Юрьевной. Выяснилось, что в колледже действует стандартная пятибалльная система оценки знаний студентов на уроках экономики, т.е. рейтинговая система не используется.
Вследствие этого нами было проведен опрос преподавателей в «МГРК», с целью определить, является ли используемая традиционная пятибалльная шкала оценивания знаний студентов эффективной. Этот процесс является констатирующим этапом эксперимента.
Цель данного этапа: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении.
Задачи:
Мною было опрошено 57 преподавателей, в результате обработки (Приложение 2) выяснилось, что существующая шкала оценивания не удовлетворяет большую часть преподавателей (85%). Это вызывает необходимость применения элементов рейтингового контроля (67%). В настоящее время в связи с модернизацией образования существует проблема необходимости введения научно-обоснованной, детализированной, обладающей четкими критериями обученности оценочной шкалы (93%), таковой и является рейтинговая система оценивания ЗУН. Итак, проведенный анализ позволил прийти к выводу о необходимости проектирования для среднего профессионального учебного учреждения рейтинговой системы. Опробуем ее и подробно рассмотрим ее внедрение и использование на уроке «Экономика отрасли». Тем самым покажем, необходимо ли введение данной системы в процесс обучения для оценки знаний студентов. Выясним, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, стимулировать их работу в течение всего учебного года или семестра и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться от традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.
Для исследования эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов по дисциплине «Экономика отрасли» мною были выбраны две группы. Первая группа является контролирующей, в ней будет использоваться традиционная оценка знаний учащихся – пятибалльная система; вторая – экспериментальная, здесь будет использована разработанная рейтинговая система оценки знаний студентов. До начала эксперимента были проверены остаточные ЗУН студентов, для этого было проведено тестирование, по его результатам вычислили среднюю оценку успеваемости отдельных групп. В контролирующей группе она составила – 3,85185; в экспериментальной группе – 3,9583 (Приложение 3) Данные результаты сопоставятся с результатами контрольного теста, который будет проведен после окончания эксперимента для подтверждения или опровержения эффективности рейтингового контроля.
2.2 Мероприятия по повышению
эффективности рейтинговой
Для проверки гипотезы, поставленной в ходе выполнения дипломной работы, мною был проведен эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания в среднем профессиональном учебном учреждении в течение семестра. Цель данного эксперимента – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов, т.е. необходимо либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи эксперимента:
1) разработать балльно-рейтинговую систему оценивания по дисциплине «Экономика отрасли»;
2) применить ее на практике в экспериментальной группе;
3) проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами в контрольной группе и на основе этого сделать вывод.
Чтобы разработать рейтинг по дисциплине «Экономика отрасли», я ознакомилась с документацией, изучив подробно календарно-тематический план, рабочую программу предмета, и разбила его на модули-темы. Проанализировав дидактический материал отдельных разделов, присвоила им коэффициенты значимости в зависимости от объема материала, от количества текущих форм контроля, от знаний, умений и навыков, которые должен усвоить студент. Для упрощения вычислений необходимо, чтобы сумма коэффициентов значимости модулей равнялась единице.
– коэффициент значимости k-го модуля.
Далее запланировала контрольные точки по каждому модулю, оценила формы контроля, установив также коэффициент значимости, зависящий от сложности данного контроля, от времени, отведенного для его проведения, подготовки студента, психологического настроя. Также для упрощения вычислений, сумма коэффициентов значимости форм контроля равняется единице.