Реформа системы образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Основные понятие и сущность системы образования, ознакомление с требованиями и исследование структуры образовательной системы в РФ. Этапы развития образовательной системы, перспективы развития и методика реализации реформирования высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………….. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 105.24 Кб (Скачать файл)

 В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

 - предпринимательской, условно-предпринимательской или специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

 - взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Закон ввел индексацию бюджетов образовательных  учреждений в соответствии с ростом инфляции, и установленными налоговыми вычетами для предприятий, учреждений, организаций и физических лиц (включая иностранные) вкладывающие капитал в образование. Процесс муниципализации и децентрализации поднял вклад местного бюджета в финансировании образования. Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования предполагается обеспечить за счет внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций и учреждений, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующей притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования. В условиях недостатка  бюджетных  средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования, которые могут  привлекаться образовательными учреждениями. Законодательство в области образования предоставило возможность осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением прямо запрещенных. За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные формы обучения, оказание широкого спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, консультационная деятельность, создание учебными заведениями коммерческих организаций и участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности и др. Образовательное учреждение, осуществляя платную образовательную деятельность, сохраняет за собой право на налоговые льготы при соблюдении следующих условий:

- доходы от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируются в данное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату (п. 2 ст. 45 Закона РФ "Об образовании");

- доход от указанной деятельности негосударственного образовательного учреждения полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46).

В этом случае платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, а, следовательно, может быть применена  норма о предоставлении налоговых  льгот.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач  и задач развития. В целом объём  бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области  образования в современной российской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.

  1.3. Современные требования к качеству образования

 

В последнее  время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы  качества школьного образования  и управления им. На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет  мы только тем и занимаемся, что  боремся за качество образования, за его постоянное повышение.

Проблема  качества образования вызывает жаркие споры, о ней выходит немало литературы, где разные авторы занимают разные позиции.

Качество  начинается с представлений о  нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.

Одни  сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе  качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".

Другие  под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации  и всего воспитания.

Третьи - степень развития личности

Четвертые - количество выпускников, поступивших  в ВУЗы.

Пятые - готовность выпускников к жизни  по шести позициям: готовность к  труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению  образования, заботе о своем здоровье.

Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

В своем  выступлении Министр образования  А.А. Фурсенко (журнал "Итоги", 5 декабря 2007 года, № 49) говорит:

Качественное  образование - это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию.

Есть  и формальные признаки - например, участие  в олимпиадах или уровень отметок  ЕГЭ.

Таблица 2

Структура результатов ЕГЭ 2010 года

Предмет

Количество сдававших

НЕ сдали ЕГЭ 2010, %

Кол-во 100 бальников

Кол-во сдававших, не приступивших к части С

Русский

901929

3,7

1415

5,4

Математика

854708

6,1

180

38,8

Естесство знание

444219

3,9

34

3,0

Физика

213186

5

114

32,3

История

180900

9

222

12,0

Биология

171257

6,1

133

8,5

Химия

83544

6,2

275

11,2

Англ. Яз.

73853

5

2

5,5

Информатика

62652

7,2

90

22,3

Литература

54313

5

422

1,3

География

22256

6,3

17

14,0

Немецкий язык

4177

12

0

10,0

Французкий язык

1883

1

0

4,9

Испанский язык

228

2

2

1,3


Хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования.

Можно назвать  десятка полтора критериев, в  том числе и таких, как атмосфера  в учебном заведении, то, как часто  ученики после окончания школы  или вуза встречаются и как  отзываются об учителях, в какие  вузы поступают и какие должности  занимают...

Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.

Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование  было качественным".

Под качеством образования в Концепции региональной системы оценки качества образования понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Хотя  до сих пор большинство педагогов, говоря о качестве образования, на самом  деле имеют в виду качество обучения. И сколько бы сил ни отдавали учителя  достижению знаний, умений и навыков, простые ЗУНы, если можно так выразиться, не складываются в нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом  эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.

Опираясь  на научную позицию А.И, Адамского следует выделить следующие новые требования к результатам образования и к образовательному процессу.

Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые  до сих пор рассматривались как  элитарные, и на массовую готовность к переобучению.

Другим  новым требованием является акцент на необходимость образования в  течение всей жизни. Должна происходить  индивидуализация образовательных  траекторий: большую часть набора новых образовательных услуг  формирует уже не педагог/государство  по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек  для себя самого.

Содержание  образования необходимо ориентировать  не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.

В системе  непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная  работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным  ресурсам и технологиям самообразования [21,C.14].

Таким образом, построение современной системы  управления качеством образования  неразрывно связано с изменением существующего содержания образования  и образовательных технологий. Место  предметных знаний и предметной обученности  должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью  обучения.

Социализация  должна стать предметом образовательных  результатов и оцениваться как  результат деятельности педагога и  ученика.

 

2. Система образования в России

2.1 Двухуровневая система образования

 

Для решения  проблем образования наше правительство  в прошлом году разработало ряд  программ, связанных с инвестициями в человеческий капитал. Среди них  национальный проект «Образование».

Реформирование данного проекта заключается:

Во-первых, в планировании унификации российских стандартов с европейскими (вступление в так называемый Болонский процесс, что означает в перспективе дипломы международного стандарта, то есть единое европейское образовательное пространство).

Во-вторых, государство намерено продлить обучение в школе до двенадцати лет, а также  повсеместно ввести единый госэкзамен (что, собственно, уже происходит). Остро  также стоит вопрос о переходе на двухуровневую систему подготовки специалистов[15,C.123].

Рисунок 2. Двухуровневая система высшего образования в РФ

 

 Некоторые  выступают против повсеместного  введения этой системы, например, в инженерном направлении. Оно  в настоящее время становится всё более сложным, и для подготовки по многим специальностям четыре года представляются явно не достаточными. Кроме того, весьма сомнительно, что работодатель посчитает обучение на уровне бакалавра достаточным для выполнения ответственной работы.

Любые изменения  в системе образования должны следовать из потребностей рынка  труда, причём квалифицированного. Спрос  и предложение на нём традиционно  описываются через понятие профессии, что подразумевает высокую степень  специализации работников.

Традиционный  взгляд на устройство сферы квалифицированного труда исходит из того, что здесь  действует жесткое разделение труда, и труд этот организован на основе жестко закрепленных профессий. Другими  словами, человек приобретает специальное  высшее образование, получает определенную профессию (специальность) и затем  занимает в организации должность, соответствующую имеющейся у  него профессии (специальности). Согласно этой точке зрения, работа не по профессии, ее смена, повторное приобретение высшего  образования являются событиями  редкими, представляют собой скорее исключения, нежели правило.

Происходящие  сегодня в России и в мире быстрые  изменения рынка труда и системы  образования поставили все эти  постулаты под сомнение. Значительно  вырос темп изменений отраслевой структуры экономики, технологии, содержания труда на рабочих местах. И если раньше было вполне обычным продолжать свою трудовую деятельность по одной  единственной профессии, то теперь типичной стала внутри - и межпрофессиональная  мобильность, постоянное повышение  квалификации, а иногда и переучивание в рамках непрерывного образования [20,C.47].

Информация о работе Реформа системы образования в РФ