Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:34, курсовая работа
Основные понятие и сущность системы образования, ознакомление с требованиями и исследование структуры образовательной системы в РФ. Этапы развития образовательной системы, перспективы развития и методика реализации реформирования высшего образования.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………….. 38
В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:
- предпринимательской, условно-предпринимательской или специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
- взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.
Закон ввел индексацию бюджетов образовательных учреждений в соответствии с ростом инфляции, и установленными налоговыми вычетами для предприятий, учреждений, организаций и физических лиц (включая иностранные) вкладывающие капитал в образование. Процесс муниципализации и децентрализации поднял вклад местного бюджета в финансировании образования. Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования предполагается обеспечить за счет внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций и учреждений, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующей притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования. В условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования, которые могут привлекаться образовательными учреждениями. Законодательство в области образования предоставило возможность осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением прямо запрещенных. За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные формы обучения, оказание широкого спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, консультационная деятельность, создание учебными заведениями коммерческих организаций и участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности и др. Образовательное учреждение, осуществляя платную образовательную деятельность, сохраняет за собой право на налоговые льготы при соблюдении следующих условий:
- доходы от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируются в данное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату (п. 2 ст. 45 Закона РФ "Об образовании");
- доход от указанной деятельности негосударственного образовательного учреждения полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46).
В этом случае
платная образовательная
Таким образом,
финансирование образовательных учреждений
представляет собой процесс, направленный
на решение его текущих задач
и задач развития. В целом объём
бюджетных ассигнований на реализацию
государственных гарантий в области
образования в современной
В последнее время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества школьного образования и управления им. На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет мы только тем и занимаемся, что боремся за качество образования, за его постоянное повышение.
Проблема качества образования вызывает жаркие споры, о ней выходит немало литературы, где разные авторы занимают разные позиции.
Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.
Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".
Другие
под качеством образования
Третьи - степень развития личности
Четвертые - количество выпускников, поступивших в ВУЗы.
Пятые - готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.
В своем
выступлении Министр
Качественное образование - это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию.
Есть и формальные признаки - например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ.
Таблица 2
Структура результатов ЕГЭ 2010 года
Предмет |
Количество сдававших |
НЕ сдали ЕГЭ 2010, % |
Кол-во 100 бальников |
Кол-во сдававших, не приступивших к части С |
Русский |
901929 |
3,7 |
1415 |
5,4 |
Математика |
854708 |
6,1 |
180 |
38,8 |
Естесство знание |
444219 |
3,9 |
34 |
3,0 |
Физика |
213186 |
5 |
114 |
32,3 |
История |
180900 |
9 |
222 |
12,0 |
Биология |
171257 |
6,1 |
133 |
8,5 |
Химия |
83544 |
6,2 |
275 |
11,2 |
Англ. Яз. |
73853 |
5 |
2 |
5,5 |
Информатика |
62652 |
7,2 |
90 |
22,3 |
Литература |
54313 |
5 |
422 |
1,3 |
География |
22256 |
6,3 |
17 |
14,0 |
Немецкий язык |
4177 |
12 |
0 |
10,0 |
Французкий язык |
1883 |
1 |
0 |
4,9 |
Испанский язык |
228 |
2 |
2 |
1,3 |
Хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования.
Можно назвать десятка полтора критериев, в том числе и таких, как атмосфера в учебном заведении, то, как часто ученики после окончания школы или вуза встречаются и как отзываются об учителях, в какие вузы поступают и какие должности занимают...
Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.
Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным".
Под качеством образования в Концепции региональной системы оценки качества образования понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Хотя до сих пор большинство педагогов, говоря о качестве образования, на самом деле имеют в виду качество обучения. И сколько бы сил ни отдавали учителя достижению знаний, умений и навыков, простые ЗУНы, если можно так выразиться, не складываются в нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.
Опираясь на научную позицию А.И, Адамского следует выделить следующие новые требования к результатам образования и к образовательному процессу.
Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.
Другим
новым требованием является акцент
на необходимость образования в
течение всей жизни. Должна происходить
индивидуализация образовательных
траекторий: большую часть набора
новых образовательных услуг
формирует уже не педагог/государство
по отношению к незрелому/
Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.
В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования [21,C.14].
Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.
Социализация
должна стать предметом
Для решения проблем образования наше правительство в прошлом году разработало ряд программ, связанных с инвестициями в человеческий капитал. Среди них национальный проект «Образование».
Реформирование данного проекта заключается:
Во-первых, в планировании унификации российских стандартов с европейскими (вступление в так называемый Болонский процесс, что означает в перспективе дипломы международного стандарта, то есть единое европейское образовательное пространство).
Во-вторых, государство намерено продлить обучение в школе до двенадцати лет, а также повсеместно ввести единый госэкзамен (что, собственно, уже происходит). Остро также стоит вопрос о переходе на двухуровневую систему подготовки специалистов[15,C.123].
Некоторые
выступают против
Любые изменения
в системе образования должны
следовать из потребностей рынка
труда, причём квалифицированного. Спрос
и предложение на нём традиционно
описываются через понятие
Традиционный
взгляд на устройство сферы квалифицированного
труда исходит из того, что здесь
действует жесткое разделение труда,
и труд этот организован на основе
жестко закрепленных профессий. Другими
словами, человек приобретает
Происходящие
сегодня в России и в мире быстрые
изменения рынка труда и