Речевая деятельность дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.

Вложенные файлы: 1 файл

Речевая деятельность дошкольников с ЗПР.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

Понятие связная речь включает в себя диалогическую и  монологическую речь, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций.

 

 

Заключение

 

 

Речь занимает центральное  место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана  с развитием мышления и сознания в целом. Она выполняет так  же коммуникативную функцию. Плохо  говорящий ребенок, начиная понимать свой недостаток, становится застенчивым, молчаливым, может замкнуться в себе, так как ему трудно выразить свои мысли, желания, у него могут появиться проблемы во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Могут в дальнейшем появиться трудности во время обучения при усвоении программного материала.

Как уже отмечалось, нарушение  лексического и грамматического  строя речи у детей влияет на обучение ребенка в школе и на все  психическое развитие ребенка. Наблюдение, анализ рассмотренных вопросов, проведенное  экспериментальное исследование свидетельствует о том, что детей с нарушением лексики и грамматики достаточно много.

Лексические и грамматические процессы в основном формируются  в дошкольном периоде, поэтому, еще  в дошкольных учреждениях нужно  проводить речевое обследование и выявлять детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи. В рамках логопедии сложился механизм изучения общего недоразвития речи, разработаны программы и методики коррекции системного недоразвития речи. Однако в рассмотренной области имеется ряд проблем, к которым, в частности относятся:

- необходимость более ранней диагностики речи детей;

- необходимость в более ранних сроках коррекционной работы по преодолению речевых нарушений;

- расширение возможностей использования разнообразных методов и приемов в коррекционной работе.

Проведенная экспериментальная  работа подтвердила эти предположения

В данной дипломной работе, целью которой был поиск более  новых, более эффективных научно-обоснованных путей формирования навыков связной монологической речи у детей с системным недоразвитием речи, мы постарались учесть эти проблемы. Гипотеза – подтверждена. Методы, использованные в коррекционной работе дали положительные результаты.

Результаты нашего исследования доказали необходимость своевременной коррекции лексики и грамматики у детей, формирования способностей и навыков связной речи, расширения использования разнообразных методов и форм работы с детьми.

Только благодаря целенаправленной работе, взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей можно добиться значительных результатов в коррекционной работе и предупредить школьную неуспеваемость.

Перспективы дальнейшего  исследования видим в следующем:

1. Начать коррекционную работу раньше, так как более благоприятным является возраст с 5 лет, период созревания психических функций способствующий наиболее эффективной коррекционной работе по развитию лексического и грамматического строя речи;

2. Продолжить использование в коррекционной работе методик формирования связной монологической речи дошкольников с системным недоразвитием речи, разработанных Валентиной Константиновной Воробъевой, Вадимом Петровичем Глуховым.

В теоретическом и  практическом плане мы считаем перспективным  использование предложенных методов и приемов в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб: "Детство-Пресс", 2003. –  128 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: уч. пособие для студентов пед. институтов по специальности «дошк. педагогика и психология». – 2-е издание – М.: Просвещение, 1981. – 255с ., ил.

4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Учебно-методическое пособие. – СПб. Детство – Пресс, 2005.  –  144с.

5. Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. 1996.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934.

7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1971.

9. Дефектологический словарь – М., 1970. – 560 с.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.

Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.

11.Каше Г.А. Исправление недостатков речи дошкольников. М.: Просвещение, 1971. – 191 с.

12. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи/ Под редакцией Гаркуши Ю.Ф. М., 2002. – 158 с.

13. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. – 224с.

14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Уч. пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 191с.

15. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

16. Логопедия /под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Владос, 2002. – 680 с.

17. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1996.

18. Лурия Л.В. Речь и мышление. Издательство МТУ, 1969.

19. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. / под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.

20. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление ОНР у дошкольников». – М. 1990.

21. Нурмухаметова А.Ш., Миргазова Э.Р. Упражнения для развития речи дошкольника и младшего школьника. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001. –  56 с.

22. Н.М. Капкова. Особенности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во «Центр Проблем Детства», 2001. – 128с.

23. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб; 2003. – 528 с.

24. Нищева Н.В. Игротека. Восемь игр для развития речи дошкольников (формирование лексического состава языка, грамматического строя речи, совершенствовать звукопроизношение) – СПб.: Детство – Пресс, 2003.

25. Основы логопедической работы с детьми/ Под редакцией Чиркиной Т.В. – М.: АРКТИ, 2003. – 239с.

26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.С. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

28. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: АСТ, 2002. – 233с.

29. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М.: «Академия», 2001. – 512 с.

30. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.

31. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 167 с.

32. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов на Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

33. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216 с.

34. Преодоление ОНР дошкольников./Под редакцией Волосовец М., 2002. – 446 с.

35. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи/ Урал. гос. пед. институт г. Екатеринбург, 1999.

36. Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург. Издательство ЛИТУВ, 2000. – 208 с.

37. Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. М., 1994.

38. Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики. // Психолингвистика. М., 1984. – 194 с.

39. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с. 

40. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. (В первый класс без дефектов речи). – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001 – 144 с.

41. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. (Если дошкольник плохо говорит). – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001 – 112 с.

42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2000. – 128 с.

43. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием. М., 1991.

44. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. – М., 1994.

45. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. –  М., 1991. 

46. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. Воронеж, 1997. – 303 с.

47. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. – М., 2000. – 56 с.

48. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2003. – 320с.

49. Хрестоматия по логопедии / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.

50. Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Речевая деятельность дошкольников с ЗПР