Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.
Конечно, воспитатель-практик не может не считаться с тем, что одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг – это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт. Иногда они хотят извлечь из него пользу, например, когда отдают домашнего ребенка за год до школы в детский сад только для того, чтобы он привык быть в детском коллективе и «научился общаться»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Социогенетический анализ детской субкультуры ……………………………. 4
Понятие детской субкультуры ………………………………………………... 4
Характерные особенности и социальное значение детской субкультуры …. 5
Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка ………………... 8
Особенности развития детского коллектива ………………………………… 8
Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей ……………………………………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………………... 22
Список литературы ……………………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий. Все это обогащает социальное развитие старших дошкольников.

Безусловно, в  дошкольном возрасте детские объединения  еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст  является важнейших этапом накопления и закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гуманных отношений, сотворчества.

Развивающий эффект совместной деятельности дошкольников в полной мере зависит о того, как проектируются педагогом  задачи взаимодействия. Определение  этих задач и позволяет сделать деятельность коллективной, привлекательной для каждого, но направленной на общий результат6.

С приходом в  школу в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений  между детьми по сравнению с детским  садом. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка  учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной  деятельности детей. Младшие школьники  сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности - учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения.

Учитель стимулирует  стремление младших школьников к  объединению в совместной деятельности - привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника).

Организация под  руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т. е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.

В средней школе  номинальное образование "класс" становится реальным. У детей формируется  чувство "мы - общность", "мы - коллектив", которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в общешкольной жизни. Формирующаяся в этом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, общего предвосхищения результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными, появляются устойчивые дружеские объединения. "Открытие Я" (И. С. Кон) школьником меняет мотивацию совместной деятельности. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.

Учитывая особенности  подростка - стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью, педагог преимущественно  занимает позицию косвенного влияния  на характер коллективных связей и  отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы лично значимые мотивы детей, тем интереснее становится их совместная деятельность. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, в общешкольных мероприятиях.

Особенностью  взаимоотношений учащихся старших  классов является стремление к "трансляции" значимых индивидуальных качеств сверстникам  и готовность группы интегрировать  индивидуальные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Для старших подростков характерна ярко выраженная сориентированность на будущую жизнь, профессию; расширенная сфера социальных контактов; достаточно высокий уровень развития самосознания.

Учитывая эти  особенности, педагог создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в обстановке творческой самореализации.

Таким образом, на протяжении дошкольного и школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов7.

Характеризуя  особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные  с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А. В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

  1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.
  2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы "заявить" о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.
  3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Проявляется феномен, получивший определение "отраженная субъектность" (А. В. Петровский), т.е. идеальная представленность и продолжение  одного человека в другом. Отражаясь  в других людях, личность выступает  как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий.

Каждая из фаз социального  развития личности в коллективе имеет  серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.

Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения  в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности8.

    1. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей

Применение  педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Важно, чтобы педагог предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос как организовать детский коллектив поиском ответа на вопросы что и зачем я собираюсь делать.

Педагог помогает ребенку, с одной стороны, войти  в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой - сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

В современном  образовательном пространстве педагог  обеспечивает гармоничное соотношение  в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Воспитателю и учителю необходимо быть нацеленными на то, что "воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью".

В новых социально-экономических  условиях педагог стремится к  созданию условий, в которых ребенок  защищен демократически построенным  коллективом, приучающим его к социально  ответственной свободе и творческому  самовыражению.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог  основывается на следующих принципах:

  • творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
  • учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;  
  • управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Реализация  данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Это своего рода педагог-режиссер. Подобно театральному режиссеру, создающему концепцию спектакля, педагог-режиссер проектирует развитие детского коллектива как творческого "ансамбля", в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребенка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах.

Мастерство  и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое  взаимодействие, определить его драматургию (содержание), спроектировать личный вклад каждого ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, в достижение коллективного результата, помочь в регулировании взаимоотношении детей, а также анализировать и корректировать происходящее.

Педагог-режиссер является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, учитель и воспитатель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия.

Успешность  деятельности педагога режиссерской направленности обусловлена выбором соответствующей  модели взаимодействия с детьми.

Следует отметить, что в практике образовательных  учреждений наблюдаются разные модели педагогического взаимодействия, имеющие неодинаковые последствия для развития личности в коллективе.

Рассмотрим  модель, в которой педагог занимает позицию субъекта, а ребенок - объекта  деятельности. Эту модель чаще называют учебно-дисциплинарной, моносубъектной. Организуя взаимодействия с детьми по такой модели, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от детей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведения и деятельности. При таком взаимодействии возникает коллектив пассивных исполнителей, послушных воле педагога, лишенных возможности проявить инициативу и творчество. Эта модель не позволяет раскрыться каждому участнику коллективной деятельности, индивидуальность ребенка практически не развивается, личностное начало нивелируется - коллектив в данном случае становится средством унификации личности.

Иные последствия  для развития личности и коллектива имеет личностно-ориентированная  модель, в которой педагог и  ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. В такой модели отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Демократический стиль руководства детской деятельностью позволяет педагогу оказать помощь каждому ребенку в поиске своего места в коллективной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями и склонностями.

Личностно-ориентированная  модель взаимоотношений предполагает установку педагога на партнерство  в общении, признание им прав детей  на собственную точку зрения. Это  способствует возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувствует свою защищенность и уверенность в том, что его услышат, поймут и дадут возможность самовыразиться. Понимание ценности личности ребенка позволяет педагогу максимально использовать возможности каждого для достижения общезначимой цели. В данном случае коллектив становится условием развития индивидуальной неповторимости личности.

Источником  динамичного развития такого коллектива личностей выступает творчество как процесс индивидуальной и  групповой самореализации. Задача воспитателя и учителя заключается в планировании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллектива. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индивидуальное сотворчество перерастает в коллективное, и наоборот.

Развитие педагогом  детского коллектива как творческого  сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности - это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально  и коллективно значимого результата.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Успешность  решения этих задач зависит в  первую очередь от согласованности  позиций во взаимодействии детей  друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем деятельностной согласованности является сотрудничество. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:

  • целенаправленность (стремление к общей цели);
  • мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
  • целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
  • структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
  • согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
  • организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
  • результативность (способность достигать результатов)9.

Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка