Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Содержание

Введение
Глава 1. Роль дидактических игр и упражнений в развитии
1.1 Значение дидактических игр и упражнений. Представления о геометрических фигурах
1.1.1 Значение дидактических игр и упражнений во всестороннем развитии дошкольников
1.1.2 Значение дидактических игр и упражнений в умственном развитии дошкольников
1.1.3 Значение дидактических игр и упражнений в математическом развитии дошкольников
Глава 2. Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах
2.1 Классификация дидактических игр
2.2 Структура дидактических игр
2.3 Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
2.4 Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений
2.5.1 Организация дидактической игры во ii младшей группе
2.5.2 Организация дидактических игр в средней группе
2.5.3 Организация дидактических игр в старшей группе
2.5.4 Организация дидактических игр в подготовительной школе группе
Вывод
Глава 3. Экспериментальное подтвержение эффективности использования игр в развитии представлении о геометрический фигурах
3.1 Констатирующий эксперимент № 1
3.2 Констатирующий эксперимент № 2
3.3 Критерий оценок
Вывод
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

 

Каждая игра - это общение  ребенка со взрослым, с другими  детьми; это школа сотрудничества, в которой ребенок учится и  радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.

 

Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и  фантазия - только в этом случае дидактические  игры будут полезны для развития ребенка.

 

 

2.5.1 Организация дидактической  игры во ii младшей группе

 

При организации дидактических  игр детей от 3-х до 4-х лет  воспитателю необходимо хорошо знать  их возрастные особенности: ребенок  становится активнее, действия его  сложнее и многообразнее, возрастает стремление утверждаться "Я сам". Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается.

 

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более  сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторить  игры в разных вариантах с постепенным  их усложнением.

 

Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой  дидактический материал (игрушки), который  все дети могли обследовать и  активно действовать им.

 

При проведении дидактической  игры с детьми младшего возраста воспитатель  объясняет правила по ходу игры. Например, в игре "Собери пирамидку" воспитатель объясняет правило  при сборе игрушки. У каждого  ребенка в руках пирамидка. Дети собирают пирамидку по показу воспитателя. Игра повторяется до тех пор, пока ее участники не усвоят основное правило. Можно ввести и элемент соревнования: Кто быстрее соберет пирамидку?

 

Дидактические игры математического  характера содержат большие возможности  расширять и закреплять знания о  количестве, о равенстве предметов, определить форму: круг, квадрат, треугольник. Игры могут проводиться в этом возрасте утром как вне занятия  так и как часть его, и во второй половине дня.

 

Когда дети на занятиях получают знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую  игру "Чудесный мешочек". Дидактическая  задача - выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.

 

Каждая дидактическая  игра, которую проводит воспитатель  с целью закрепления у детей  знаний о форме, может принести пользу только в том случае, если будет  заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи и  правил игры. Например, знакомя детей  с формой сначала предлагаем детям  простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круг или треугольник) и сложить их в коробочку. Выбирая  из определенного количества разнообразных  по форме фигур, только фигуры указанной  формы, ребенок, путем одинаковых, много  раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме. Следующее  задание в игре на закрепление  представлений о форме дается на разнообразных предметах.

 

Большую требовательность нужно  предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует  на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя: педагог широко открывает глаза  от удивления, дети подражают ему. При  объяснении правил игры воспитателю  надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому  казалось, что ему рассказывают об игре.

 

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с  предметами, которые будут использованы, их свойствами, упражнениями на картинках.

 

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель, как  правило, отмечает только положительные  стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки. Необходимо и у  маленьких детей создавать интерес  к новым играм: "Сегодня мы хорошо играли в "чудесный мешочек". А  в следующий раз в мешочке  будут другие игрушки. И мы их будет отгадывать". Интерес к игре усиливается, если воспитатель детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.

 

 

2.5.2 Организация дидактических  игр в средней группе

 

Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая  устойчивость внимания, интенсивное  развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более  совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы  предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается  мышление: наряду с обобщением по внешним  признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные  связи в знакомых явлениях.

 

Дидактические игры в сочетании  с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких играх, как "Найди свою пару", "Найди  свой домик", дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплена  одинаковая по форме фигура. В таких  случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к  игре, вызывает радость при достижении цели.

 

Роль воспитателя в  организации игры детей средней  группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и  сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила  игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они  даются четко, понятно, эмоционально, как  и в младшей группе.

 

В первые дни учебного года в средней группе целесообразно  проводить дидактические игры, в  которые дети играли еще в младшей  группе, с целью закрепления знаний и умений и повторения по элементарным математическим представлениям в младшей  группе.

 

Особое внимание следует  уделить тем детям, которые не посещали дошкольное учреждение. С  ними необходимо более широко использовать дидактические игры в индивидуальной работе.

 

В процессе игры педагог внимательно  следит за ее ходом, поведение детей, выявляет индивидуальные особенности  ребят, что позволяет ему планировать  индивидуальную работу не только в  игре, но и в других видах деятельности.

 

При проведении итогов игры акцентируется внимание ребенка  на их успехах, если даже они были у  кого-то незначительными. Например, у  одного следует отметить быстроту решения  задания, у другого - старательность, настойчивость, у третьего - желание  играть вместе с товарищами, договариваться, что будут вместе делать.

 

Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать  усложнение ее содержания за счет включения  новых материалов, а также правил игры: объединять играющих детей в  звенья.

 

Нужно добиваться, чтобы к  концу года темп игры был более  быстрым.

 

Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, психических  процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому  во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические  игры.

 

 

2.5.3 Организация дидактических  игр в старшей группе

 

Педагог, руководя играми воспитанников  старшей группы, учитывает их возрастные возможности. В этом возрасте детям  свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать  суждение, найти правильное решение  задачи. Дети 5 - 6 лет выполняют это  с большим увлечением.

 

Через игровое действие, правила  дидактических игр необходимо подводить  детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления.

 

В играх детей важное место  занимают мотивы соревнования, им представляется большая самостоятельность как  выборе игры, так и в творческом решении ее задач.

 

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с  ними участвуют в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем  предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

 

В играх детей старшей  группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому  педагог, прежде чем предложить детям  игру, должен сам хорошо усвоить  эти правила, последовательность игровых  действий.

 

Важно, как будет закончена  эта игра (для того, чтобы дети вновь захотели в нее поиграть): разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом  варианте игры, которая будет в  следующий раз.

 

Очень важно самому воспитателю  проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации  обстановки и достаточно ли активны  были в игре все дети, какие нравственные качества проявились: умение подчинить  свое поведение правилам игры, желание  общаться со сверстниками.

 

В конце игры воспитатель  оценит как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметит успехи, поддержит тех, у кого еще что-то не получилось.

 

Организация дидактических  игр детей старшей группы требует  от воспитателя, таким образом, большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их проведению: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор материала, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организацию обстановки для игры, и в процессе проведения самой игры, где нужно четко  определить свою роль от начала и до конца.

 

 

2.5.4 Организация дидактических  игр в подготовительной школе  группе

 

Особенностями умственного  развития детей седьмого года жизни  являются их взрослые способности к  более углубленному анализу и  синтезу: умения выделить как общие  так и индивидуальные признаки предметов  и явлений, сравнивать их по различным  признакам, делать обобщения, высказывать  суждения, умозаключения. Шестилетние  дети проявляют большой интерес  к учению, желание учиться в  школе.

 

Руководя дидактическим  играми детей 6 лет, воспитатель опирается  на возрастные особенности. Чаще отбирают игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, сообразительность, выдержка, воля.

 

Роль ведущего в играх  поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организация  обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в  качестве советчика, справедливого  судьи во время самостоятельной  игровой деятельности.

 

Дети в этом возрасте с  удовольствием играют в дидактические  игры как на занятия, так и в  свободные часы. Воспитатель может  делать новые игры в том случае, если у ребят имеются необходимые  для решения игровых задач  знания. Принципы отбора игр остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.

 

При анализе проведенной  игры педагог обязательно отмечает нравственное поведение детей, как  они помогали друг другу во время  игры, хвалились ли за свои успехи, были ли нетерпеливыми, не перебивали ли своих  товарищей.

 

К изготовлению дидактических  игр воспитатель может подключить детей этого возраста, очень важно  педагогу продумать, какой иллюстративный материал будет нужен, какие предметы предстоит детям сделать. При  помощи этой работы у детей воспитывается  трудолюбие, развиваются навыки ручного  труда и, может быть, самое главное, формируется чувство ответственности  за порученное дело, а это очень  важно при учебе в школе.

 

Дидактические игры являются одним из путей создания игрового замысла в творческой игре. Предметы, атрибуты, эмблемы, с которыми дети знакомятся в дидактической игре, они используют затем в своих  самостоятельных играх, а это, в  свою очередь, повышает интерес к  другим занятиям.

 

Таким образом, и в подготовительной группе воспитатель активно руководит  дидактической игрой. Здесь игра шире используется: как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в  игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к  явлениям окружающей жизни.

 

 

Вывод

 

 

В дидактических играх  перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления  трудностей. Дидактические игры формируют  у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей  применять имеющиеся знания в  различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость  ребятам - в этом их развивающая роль.

 

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: "Нам  необходимо добиваться того, чтобы  дидактическая игра, она не только формой усвоения отдельных знаний и  умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей". (7, 318).

 

Игра содействует решению  задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, воспитанию правильных взаимоотношений  между детьми (воспитание коллективизма).

 

Дидактические игры четкой классификации  и группировки по видам пока не имеют. Их различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым  действиям и правилам, организации  и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Но эти игры имеют четкую структуру: дидактическая задача, игровая задача - цель игры для детей, правила игры, игровые действия, результат.

Информация о работе Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах