Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания с помощью краеведческих занятий у младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Содержание

Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средством организации краеведческих занятий.
1.1Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».
.…..……………………………………………………………………...9-10
1.2 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.
………………………………………………………………………..11-14
1.3 Особенности патриотического воспитания младших школьников на основе организации краеведческих занятий………………………………15-16
Глава II Анализ экспериментальных результатов исследования по формированию патриотических чувств младших школьников на основе краеведческих занятий.
2.1 Исследование сформированности патриотических чувств у младших школьников…………………………………………………………….…..17-19
2.2 Потенциал занятий, направленный на формирование патриотических чувств младших школьников с помощью краеведческих занятий……………………………………………………………...………20-21
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………………24-25
Практические рекомендации……………………………………………...26
Библиография ………………………………………………………………27-28

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕРЕПРАВИТЬ!!! Starodumova_1.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Организация гражданско-патриотического  воспитания в школе – сложный  управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Важной стороной содержательной зрелости организации гражданско-патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Воспитание любви к  Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими  в учебно-воспитательной работе школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.

Важным принципом  отбора сведений об окружающем мире для детей младшего школьного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям младшего школьника, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Основными задачами, которые решаются в ходе занятий  по ознакомлению  младших школьников с родной страной, являются:

- расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;

- воспитание  чувства любви и привязанности  к родному краю, стране, уважения  и гордости за свой народ,  его историю, культуру;

- развитие интереса, потребности в обществоведческих  сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;

- формирование  стремления и готовности отразить  полученные знания в деятельности.

Основными формами ознакомления младших школьников с родным краем являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении школьников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране.

С целью создания единой системы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка. Это к примеру выпуск стенгазет или тематические рисунки на уроках изобразительного искусства посвященных «Дню Победы», «Дню народного единства».

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно  руководствоваться принципом перехода от простого, близкого к более далёкому, сложному.

Патриотическое  воспитание учащихся начинается с познания запахов пряных степных трав, таинственного  дыхания морских глубин, пения  жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в  школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

В толковом словаре  В.И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или  в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного  края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человеческую культуру.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое  краеведение изучает климатические  особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного  краеведческого поиска могут стать  скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история  городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

С ребятами на уроках литературного чтении и истории, можно поговорить о выдающихся  людях нашего города "Царица русской сцены", народная артистка СССР Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, ближайший друг и жена Антона Павловича Чехова. Родилась в Глазове в 1868 году.

Пряженников Александр Павлович- Герой Советского Союза -26.9.1922-19.4.1945. Род. в д. Артелки Глазовского р-а.

Барамзина Татьяна Николаевна - герой Глазова- Герой Советского Союза. Рассказать о биографии этих людей и о вкладе, который каждый из них внес на благо общества.

Основными источниками  краеведческой информации являются:

• периодическая  печать (газеты, журналы, альманахи);

• художественная литература (но нужно помнить, что  не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

• архивные фонды;

• фонды музеев;

• всякого рода планы и карты;

• материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

• материалы  статистики;

• устные свидетельства  старожилов.

 Основные  принципы краеведческой работы:

• системный  подход;

• предельная достоверность фактов;

• синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста).

Данную информацию можно использовать на уроках окружающего  мира, чтения, математики и т.д

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как  активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая  работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, – позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. В городе Глазове в школе №15 есть школьный музей который уже работает 6 мая 1996 года.

Организатор музея: Зарубаева  Раиса Романовна, ветеран ВОВ 1941-1945 года. Руководитель музея Баженова Ирина Валерьяновна.

Главная  цель работы музея - воспитание патриотизма через подвиг отдельно  взятого человека. 

Главная задача музея  –восстановить реальные  события Великой Отечественной войны, воскресить дела и поступки  участников этих событий. 
Патриотизм – это и знание истории своей  Родины. История России – это мозаика, сложенная из истории всех народов,  ее населяющих. А значит, изучение родного края – это один из элементов  воспитания патриотизма – и является следующей задачей, стоящей перед  музеем.

Качество и объем  краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относитесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей  методической подготовки можно подойти  к практической реализации своих  замыслов, ибо одной интуиции в  краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.

Для того чтобы младшие  школьники смогли в полной мере почувствовать  особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их,  взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

В книге Ш. А. Амонашвили  «В школе - с шести лет» автор называет ряд свойств, имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы.

К этим свойствам относятся:

    • недостаточность социально-нравственного опыта;
    • преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности; 
    • стремление к игровой деятельности.

Многие учителя с  первых школьных дней формируют у  детей такие важные понятия, как  «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

Представляют интерес  уроки мужества, проводимые в начальных  классах. Для участия в них в школу можно приглашать ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов. Далее можно проводить смотр войск.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники   могут участвовать в возложении венков  к подножию мемориала «Вечный огонь». Младшие школьники выступают с агитбригадой «Мы голосуем за мир!». Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

В школах целесообразно  проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ.

Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников характеризуется  появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение  учащихся в непосредственную деятельность: смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников- своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности  патриотического воспитания младших  школьников на основе организации краеведческих занятий.

 

        Патриотическое воспитание младших  школьников является одной из  основных задач образовательного  учреждения. Это сложный педагогический  процесс. В основе его лежит  развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу .

Период младшего школьного  возраста по своим психологическим  характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так  как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения  между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь – неспешно текущие реки и т.д. Таким образом, важнейшая составляющая патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести. Очень важно и то, чтобы в этот перечень попал сам педагог. Страна, народ, культура, мой учитель – вот с чем необходимо идентифицировать Отечество. Как это трудно быть таким учителем, чтобы попасть в эту замечательную цепочку! 
 
Необходимо обратить внимание на специфику детско-учительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции: благодарности детей по отношению к учителям (за второе рождение как Личность), уважение детьми учителей (признание их авторитета, как носителей социальных норм), возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный духом учитель – защитник, покровитель, наставник), возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящих его учителей). С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут часть заботы о своих педагогах. 

Информация о работе Роль краеведческих занятий в патриотическом воспитании младших школьников