Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны. Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Содержание

Введение
Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов
1.1. История возникновения народных традиций
1.2. Традиции: их сущность и структура
Глава II Классификация народных праздников и обрядов
1.1. Колядки
1.2. Крещение
1.3. Святочные гадания
1.4. Масленица
1.5. Пасха
1.6. Рождение ребенка
1.7. Крещение ребенка
1.8. Поминальная обрядность.
1.9. Свадьба
Глава III Народный праздник как педагогическая система
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реф Роль народных традиционных праздников.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

«Смысл испытаний сводился к  тому, чтобы новобрачная выразила покорность и готовность на услуги, проявила смирение не только перед  мужем, но и перед его родственниками. Присутствующие заставляли ее носить дрова, мести пол приносить воду, таким образом, каждое обрядовое испытание включало целый ряд традиционных действий. Этим испытаниям придавали большое значение, поскольку по ним судили о характере молодой, и поэтому можно было предугадать, какой будет семейная жизнь.

Свадебное веселие продолжалось в  основном от одного до трех дней. После этого начинались «отводины» (ими начинался последний послесвадебный цикл) - поочередное посещение молодыми всех родственников, начиная с тестя и тещи.

В течении года новобрачные и  особенно молодая пользовались в  семье мужа и в деревне некоторыми преимуществами. Молодые начинали визиты с дома невесты, таким образом, заканчивая круг, т.е. молодая возвращается в родной дом, но уже в ином статусе замужней женщины. Семью невесты посещали с пирогами и подарками. Затем в последующие дни поочередно обходили остальных родственников. Этим заканчивается свадебно-обрядовый цикл.

Второй день в современной свадьбе празднуется  исключительно редко и зачастую этот обычай бытует только в деревнях,.

Далее условно  начинается Послесвадебный этап. Обычно молодожены на следующий день или через день уезжают в свадебное путешествие. Некоторые, как и полагается, навещают родителей, но бывает и наоборот - сами родители навещают молодых.

 

Некоторые факты и  замечания

В свадебных традициях большое  внимание уделялось и костюму. Свадебные одежды и русский свадебный костюм исключительно богат и разнообразен. Сам по себе костюм состоял из рубахи, сарафана, возможно душегреи (на севере), и поневы (на юге). Свадебные головные уборы так же отличались разнообразием.

Однако и в очень нарядных и в скромных свадебных одеждах  присутствуют буквально все цвета, особенно красный и его оттенки, цвет топленого молока и черный. Много одежд золотых окрасов. Белый цвет не занимал такого центрального места в одежде невесты.

Свадьбы в основном игрались с Покрова (14 октября) и до поста. Весной и летом - с Красной горки (первое воскресение после Пасхи) и до троицы. Ни кто не женился в период постов, во время масленицы и в мае. Масленица предназначалась, по мнению некоторых авторов, для смотрин молодых, где все обрядовые испытания молодые проходили на виду у всех односельчан и сопровождались разгульным веселием.

 

 Мы рассмотрели этапы, традиции и обычаи, земледельческой свадьбы, которые сохранились и до наших дней, некоторые из них почти, что в первозданном виде, а некоторые только в виде отголосков. Стоит отметить что, не смотря на разгульность традиций, они несут в себе глубокий обрядовый смысл, и каждое действие и каждая вещь направлены на достижение определенной цели в обрядовом действе.

Народная традиция трактовала свадьбу  как обязательный акт общественного  признания молодой семьи. Без  свадебного гуляния в глазах жених  и невеста не признавались супругами. Конечно, для современных свадеб уже не характерен плач невесты или  причитание родителей, отдающих свое чадо на «горюшко - горькое», как это было когда-то. Сегодня брачующиеся далеки от много того, что переживали люди в другую эпоху, в другой социальной среде.

Многие современные свадьбы  стараются сохранить какую-то часть  обрядов и провести их во время свадебного торжества, некоторые делают это с целью «добавить изюминки» в свой праздник и берут традиции в качестве «красивой упаковки». Самые оригинальные, прибегают к использованию традиций и обрядов, чуждых для нашей культуры, и, как правило, взятых с запада. Так же в каждом городе есть огромное количество различных агентств, которые могут устроить свадьбу «от и до» на любой вкус и цвет.

 

Современные обычаи. Отголоски старины, славянские корни русских дают о  себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга  и желают каждому здоровья и добра, при этом  бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много лет жили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии  и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей».

 

Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте.

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и  животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду  и самостоятельной жизни.

 

Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

 

ГЛАВА III. Народный праздник как педагогическая система

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания  будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции  массовых народных праздников обуславливают  целесообразность широкого использования  этой формы эстетического  и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана  со всей воспитательной работой в  данной социальной общности. Она  обеспечивает постоянное воспитательное  воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию,  втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место   в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и  проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.

-                     принцип всеобщности

-                     принцип использования активности и самодеятельности людей

-                     принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного  подхода к участникам, позволяющий  создать гибкую систему воздействия  на массы, тем самым лучше и  действенно показать свои возможности  в любом виде искусства.

В каждом празднике, представляющем собой  конкретную педагогическую систему, проявляются  закономерности педагогики как науки  о воспитании подрастающих поколений  и взрослых людей посредством  целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника  являются средства театрализации, позволяющие  обеспечить единство информационно-логического  и эмоционально-образного воздействия  на его участников, породить атмосферу  торжественности, эстетического творчества.

Праздник, как педагогическая система  одновременно обращен и ко всей массе  составляющих его индивидов, и к  каждому в отдельности.

Как итог общественно-созидательного труда и формы организации  досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

-                                              развивающая

-                                              информационно-просветительная

-                                              культурно-творческая

-                                              рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее  начало воплощено в информационно-просветительной  функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция  народных праздников основана на самостоятельности  самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных  интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и  профессий.

 

Заключение

Народные прогрессивные и семейные традиции и обычаи, являясь составной  частью народной педагогики, играют важную роль в нравственном воспитании детей  с малых лет. В процессе воспитания обеспечивается преемственность поколений, которая является условием непрерывного развития. Проявление преемственности многообразно и многогранно. Оно может проявляться в личном плане, в плане семейных и общественных традиций, которые способствуют сохранению общего устойчивого стереотипного поведения, схожести образа мышления и определенных присущих черт характера. Все это способствует формированию так называемой памяти детства, так как основы личности человека закладываются в дошкольном возрасте.

Само понятие «традиции», употребляемое  в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом», включает в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной значимости любой традиции, в том числе воспитательной, должно быть соответствие целям и задачам воспитания нравственного воспитания подрастающего поколения.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.  На протяжении многотысячелетней истории  развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание  духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Обращение к духовным ценностям  русской культуры  достаточно актуально  в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них  перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

В нравственном воспитании детей народом  широко используются традиционные общественные и семейные праздники, праздничные  обычаи, обряды, ритуалы. Общественные праздники, как особый способ массового и публичного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, имея гуманистическую направленность, способствуют формированию личности. В психолого-педагогическом плане традиционные семейные праздники - это совокупность действий членов семьи (их близких родственников, друзей), чаще всего приуроченных к какому-то событию семейного и личного характера и в современной семье - календарной дате. Дети дошкольного возраста, принимая активное участие в общественных и семейных праздниках, получают эмоциональное удовлетворение, приобщаются к духовным ценностям и приобретают социальный опыт.

Выяснилось, что культ предков - самых старших в роду, в семье -бабушек, дедушек, родителей, культ  матери и отца в отдельности, культ ребенка традиционно выступают отдельно. В культе предков преобладает больше суеверного, религиозного, в которых предполагается поддержка авторитета в воспитании детей, учет их идеалов и опыта в практике семейного воспитания. Культ матери объясняется её воспитательной ролью от рождения до взросления детей, а культ отца выступает как фактор морального авторитета, защитника. Культ ребёнка получает своё начало от традиционной любви к детям, к каждому ребёнку, независимо от их количества. Он отражается в строгом соблюдении обычаев, обрядов, ритуалов, церемоний, направленных на воспитание и развитие личности ребёнка.

Информация о работе Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения