Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны. Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Содержание

Введение
Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов
1.1. История возникновения народных традиций
1.2. Традиции: их сущность и структура
Глава II Классификация народных праздников и обрядов
1.1. Колядки
1.2. Крещение
1.3. Святочные гадания
1.4. Масленица
1.5. Пасха
1.6. Рождение ребенка
1.7. Крещение ребенка
1.8. Поминальная обрядность.
1.9. Свадьба
Глава III Народный праздник как педагогическая система
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реф Роль народных традиционных праздников.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Создавая новые и совершенствуя  существующие общественные, семейно-бытовые, личные традиции и обычаи, мы оказываем  огромное воздействие на сознание и чувства людей, которые заставляют пересмотреть и преодолеть привычки, представления, связанные с прежним образом жизни. Они поднимают на новую ступень взаимоотношения людей в обществе, семье, быту, помогают строить лучшую жизнь, красивую по форме и богатую по содержанию, воспитывать детей на высоком уровне нравственных норм и принципов.

Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно  участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж  менее всего мы  склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений  нельзя ни производить, ни ввозить,  и утеря  традиционной культуры в этой области  оборачивается бездуховностью.

Общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое,  и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:

- мира  в семье,

- любви к ближнему,

- сплочённости,

- нравственного добра,

- скромности, красоты, истины,

- патриотизма.

Проблема в том, что в зависимости  от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения  в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа.

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения  здорового образа жизни населения, гармонизированной организации  бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие  на каждую личность будь это младший  школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и  подростков чувство собственного достоинства  и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой  цивилизации.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо  только при благоприятствующих этому  условиях: сохранение, возрождение, в  целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

Наиболее массовой, доступной и  естественной формой реализации творческого  потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

«Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Чтобы дети любили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестало нести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. «Будущее России – в подрастающем поколении».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Азаров Ю.П. Семья и формирование личности. 2005.

2. Маркова Т.А. Семейные традиции в воспитании детей. 1970.

3. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 2001.

4. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

5. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

6. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.

7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.

8. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.

9. Щеглов Е. Не здесь ли зарождаются национальные проблемы? – М. Дет.лит, 2001.

10. Роль народных традиций, обычаев и фольклора в формировании  личности подрастающего поколения  -

 http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b3bc68b5c53a88421206d36_0.html

11. Народные  традиции и их роль в духовно-нравственном  воспитании подрастающего поколения  - http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/narodnye-tradicii-i-ih-rol-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii

12. Роль народных традиций, обычаев и фольклора в формировании личности подрастающего поколения - http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=605033


Информация о работе Роль народных традиционных праздников в воспитании подрастающего поколения