Роль обучения танцевальным шагам в исполнении танцев детей шести лет на занятиях ритмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:38, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно расчет и развивается, движения становятся его потребностям, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В современных детских садах СЛАЙД 2 музыкально-ритмические движения являются составной частью музыкальных занятий, которые ведет музыкальный руководитель.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения танцевальным шагам и танцам на занятиях ритмики.
1.1. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности.
1.2. Понятие танца и танцевального шага.
1.3. Возрастные особенности двигательной деятельности детей
шести лет.
1.4. Методика проведение занятий по ритмике.
Глава 2. Танцевальные шаги как средство обучения ритмическим танцам детей шести лет.
2.1. Диагностика и анализ по выявлению уровня исполнения танцевальных шагов у детей 6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г.Кунгура (констатирующий эксперимент)
2.2. Разработка, проведение и анализ занятий ритмики с детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г.Кунгура (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ контрольного эксперимента по выполнению танцевальных шагов и танцев детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г. Кунгура (контрольный эксперимент)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

      Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

      Обязательным условием успешного  обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. (Приложение 6,7,8,9,10,11)

      Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. (Приложение6,7,8,9,10,11)

      Принцип сознательности  и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе. (Приложение 6,7,8,9,10,11)

      Принцип повторяемости  материала, занятия ритмики требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции. (Приложение 7,8,10,11)

      Принцип наглядности  в обучении ритмики понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. (Приложение 6,9)

      Организация занятий ритмики обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

    Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее  эффективный путь объяснения  данного музыкально-двигательного  задания.

      Метод  показа.   Разучивание  нового  движения,  позы   педагог предваряет  точным   показом.   Это  необходимо  и  потому,  что  в исполнении   педагога  движение   предстает  в   законченном  варианте. Ребята   сразу   видят   художественное  воплощение   образа,   что   будит воображение.   (Приложение  6,  9)

     Словесный  метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. (Приложение 6,7,8,9,10,11 )

      Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. (Приложение 6,7,8,9,10,11)

      Правильно выбранная  музыка несет в себе все  те эмоции, которые затем маленькие  исполнители проявляют в танце.

      Импровизационный метод. На занятиях ритмикой имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

      Но вначале педагог  зачастую сталкивается с мышечной  зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр но может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

      Метод  иллюстративной наглядности (Приложение 6). Занятие с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.

      Игровой метод. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.

      Суть игрового  метода в том, что педагог  подбирает для детей такую  игру, которая отвечает задачам  и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

      При обучении детей  движениям хорошо использовать  игровые приемы, способствующие  эмоционально-образному уточнению  представлений о ритмике движений, например: «Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки».

      Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному материалу, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. (Приложение 9) [22;32]

      Конечно, не все  дети в течение занятия одинаково  активны и эмоциональны, но необходимо  добиться, чтобы не было равнодушных  и безучастных. И здесь уже  не столь важно, каким методом  пользуется педагог. Какой бы  метод он ни выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, танцам можно условно  разделить на три этапа:

     *  начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);

     *  этап углубленного разучивания  упражнения;

*  этап закрепления и совершенствования

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении (Приложение 6,9). На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.[25;352]

Это необходимо для создания зрительного  образа и последующего осмысления движений.

Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. [25;352]

    Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении.  Данный прием является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для дошкольников, так как восприятие движений связано со зрительным анализатором.

Вначале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к его характеру и форме. Это нужно для того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому они должны стремиться. При несовершенном показе у детей создается неверное представление о движении, и оно заучивается с ошибками, которые могут закрепиться и перейти в навык.

    Далее можно демонстрировать  отдельные части движения с  меньшей амплитудой или в более  медленном темпе, сосредоточивая  внимание на важных деталях. 

    После первого исполнения упражнения детьми преподаватель разъясняет, были ли допущены ошибки и какие. Затем следует вторичный образцовый показ. [22; 35]

Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. Этот прием дополняет информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием терминологии. [22;35]

Первые выполнения упражнений имеют  большое значение в формировании двигательного навыка.

При обучении движениям педагог  должен выбрать наиболее подходящие методы и приемы о формировании представлений и технике выполнения. Во время разучивания упражнений целесообразно применять расчлененный метод. Например: сначала изучить только движения ног, затеи рук, далее их соединение и дальнейшее разучивание.

Разучивая упражнения, следует их выполнять в медленном темпе, под музыку на 2\4, 4\4 8\4.

Для начального обучения упражнения используются ориентиры, например: кегли, кубики и т.д.

Для активации двигательной деятельности детей следует:

    • образные сравнения;
    • положительные эмоции
    • обучение в игровой форме
    • похвала

Успех начального этапа обучения зависит  от умелого и своевременного предотвращения ошибок. Если таковые имеются, то исправлять их следует, начиная с самых грубых. [25; 22]

Этап углубленного разучивания (Приложение 7,10). Основная задача данного этапа – уточнение двигательных действий, понимание закономерностей движений, усовершенствование ритма, свободного и слитного выполнения упражнений.

Основной метод – выполнение упражнений. Расчленение движений применяется для уточнения деталей.

Предпочитаемые приемы: выполнение движений перед зеркалом, использование  звуковых ориентиров (хлопки, музыкальный  размер).

Успех зависит от активности обучаемых детей. Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка определенных двигательных задач. Методы: установка на лучшее использование, запоминание упражнений с помощью представления.

Этап закрепления и  совершенствования (Приложение 8, 11). Двигательный навык переходит в умение.

Применяются все ранее использованные методы, но ведущими являются методы разучивания  в целом – соревновательной и  игровой.

Задача педагога – закрепление двигательного навыка, создание условий для формирования движений более высокого уровня

    В занятии лучше включать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся детей. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

    На протяжении всего  занятия и особенно на его  начальных этапах очень важно  следить за формированием правильной  осанки детей. С этой целью  рекомендуются задания на различные прогибания и выгибания позвоночника. Полезны упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам.

    Для развития у детей  выразительности, артистичности,  фантазии следует включать в  занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления лучше всего выбирать какое-нибудь предназначенное для детей сочинение. Это может быть «Детский альбом» П. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов, современных и классиков.

    Заканчивать занятие  следует заданиями на расслабление, несложными танцевальными комбинациями, составленными из элементарных  движений небольшой амплитуды,  из легких шагов и дыхательных  упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинаться и заканчиваться занятие будет традиционно – поклоном, маленьким знаком вежливости.

Занятия ритмикой предусматривают  избежание таких типичных ошибок.

    • В то время, когда звучит музыка, педагогу не стоит считать вслух, так как это притупляет восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность самому вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только в самом начале обучения новому движению.
    • Танцевальные способности следует развивать, в равной степени работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не сложится должное впечатление от исполнения.
    • Основами ритмики все дети группы занимаются одновременно, благодаря чему повышается плотность занятия и физиологическая нагрузка на организм ребенка. Упражнения строго дозируются: сложные чередуются с легкими; движения, требующие большого мышечного напряжения, - с движениями на расслабление.
    • Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков.
    • Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся детей соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя. [22; 36]

Таким образом, в обучении танцевальным шагам и танцам все методы и  приемы  помогают учителю ритмики  на занятиях осуществлять все поставленные задачи.

Вывод: Ритмика – один из видов музыкальной деятельности детей, в котором содержание музыки, ее характер и образы передаются в движениях: танцевальных шагах, включенных в танцы. Эти движения включены в танцы, которые способствуют гармоническому и физическому развитию личности. Занятия ритмикой помогают реализовать потребность в двигательной активности детей шести лет, что возможно при условии правильной методики обучения.

Автор выпускной квалификационной работы провел исследования по данному вопросу:

    • анализ по выявлению уровня исполнения танцевальных шагов у детей 6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г. Кунгура (констатирующий эксперимент);
    • разработка и анализ занятий по выявлению уровня исполнения танцевальных шагов у детей 6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г. Кунгура (формирующий эксперимент);
    • анализ контрольного эксперимента.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль обучения танцевальным шагам в исполнении танцев детей шести лет на занятиях ритмики