Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:25, курсовая работа
Трудности в определении неблагополучной семьи связаны с тем, что семья может внешне не относиться к категории неблагополучной, т. е. выглядеть как полная семья, где родители не злоупотребляют алкоголем и наркотиками, вроде бы следят за успехами ребенка в школе и т.д. Но ребенок в этой семье может находиться в постоянном психологическом стрессе, например, из-за того что взрослые члены семьи являются адептами одной из сект, или воспитание в семье происходит по типу «гиперопека».
Проблемы, с которыми сталкивается современная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской психологической, педагогической и др.
Введение с.3
Глава I. Теоретические аспекты работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучной семьей.
1.1. Понятие неблагополучной семьи. Типы неблагополучных семей с.6
1.2. Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями с.13
1.3. Особенности работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучными семьями с дефицитом воспитательных ресурсов.
Глава II. Исследование роли общечеловеческих ценностей как в деятельности социального педагога.
2.1.Общечеловеческие ценности как объект исследования
социального педагога с.23
2.3. Роль общечеловеческих ценностей в работе социального
педагога: исследование опыта работы, рекомендации с.27
Заключение с.33
Литература с.34
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
Кафедра социальной педагогики
Курсовая работа
на тему «Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога»
Выполнила: студентка 25 гр.
Голянская В.З.
Научный руководитель:
Хохлова Е.А.
Омск-2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с.3
Глава I. Теоретические аспекты работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучной семьей.
1.1. Понятие неблагополучной семьи. Типы неблагополучных семей с.6
1.2. Технологии работы
социального педагога с
1.3. Особенности работы
социального педагога
Глава II. Исследование роли общечеловеческих ценностей как в деятельности социального педагога.
2.1.Общечеловеческие ценности как объект исследования
социального педагога с.23
2.3. Роль общечеловеческих
ценностей в работе
педагога: исследование опыта работы, рекомендации
Заключение с.33
Литература с.34
Приложение с.36
введение
1.1.Понятие неблагополучной семьи. Типы неблагополучных семей.
Исследователи отмечают, что у понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья.
Трудности в определении неблагополучной семьи связаны с тем, что семья может внешне не относиться к категории неблагополучной, т. е. выглядеть как полная семья, где родители не злоупотребляют алкоголем и наркотиками, вроде бы следят за успехами ребенка в школе и т.д. Но ребенок в этой семье может находиться в постоянном психологическом стрессе, например, из-за того что взрослые члены семьи являются адептами одной из сект, или воспитание в семье происходит по типу «гиперопека».
Проблемы, с которыми сталкивается современная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской психологической, педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).
Таким образом, за определение неблагополучной семьи возьмем следующее: неблагополучная семья- это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются так называемые «трудные дети».
Есть несколько классификаций неблагополучных семей, по одному или нескольким признакам, например, классификации М.В.Галагузовой, В.А.Альперович, Е.И. Холостовой, А.В. Мудрик. Проанализировав данные классификации, обобщим их в одну, которую будем использовать для планирования работы с неблагополучной семьей. Выделяют два основных типа неблагополучных семей:
1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, подтипы:
- конфликтные семьи: в такой семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи. Конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия. Конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
-семьи с алкогольной зависимостью. Жизнь такой семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
У детей из семей с алкогольной зависимостью обычно низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых. У такого ребенка имеется недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется «созависимостью».
Дети в алкогольной семье обычно:
- оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»);
- живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);
- ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся;
-испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном);
- наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям ;
- испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дома;
- испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;
-слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях;
- испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением;
- заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к тому, что элементарные семейные обязанности не усвоены, что впоследствие проблемам в будущей семье ребенка;
· жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей .
- асоциальные семьи: к таким прежде относятся семьи с алкогольной, наркотической и другими видами зависимости, где ситуация настолько уже вышла из под контроля, что отвергаются общечеловеческие ценности, семья ведет образ жизни, направленный на разрушение личности каждого из членов, являющийся опасным для окружающих. Дети в таких семьях обычно вовлечены в попрошайничество, криминал, бродяжничают, не включены в группу сверстников, сверстники, в свою очередь, также пренебрегают общением детей из таких семей.
-аморально-криминальные семьи: отличается от асоциальной тем, что общественные нормы не принимаются, семья живет по своему «криминальному» кодексу. Дети в таких семьях вовлечены в криминальные «дела» взрослых членов семьи, со сверстниками не общаются, в последствии перестают посещать школу. Здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска. В таких исключительных случаях ставится вопрос об изъятии ребенка из семьи. Дети становятся «социальными сиротами».
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи): можно выделить несколько разновидностей неполных семей: разведенная семья, осиротевшая семья, мать-одиночка с ребенком, реже отец-одиночка.
В неполной семье любого типа нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское). Менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек). Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола, становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
Внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь. Такой ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку
нарушается процесс поло-ролевой идентификации, слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
Второй тип - семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. К таким относятся:
- недоверчивая семья: характеризуется повышенной настороженностью по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожиданием враждебности, слабыми контакты с окружающими, нередкими длительные конфликтами с родственниками, в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка. У детей в недоверчивой семье формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками, конфликты с учителями и воспитателями, непризнание детьми ошибок и собственной вины, трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
-легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем, склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны, такая семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий). Такая семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты. Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.
- «хитрая» семья ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам, стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение. Дети в хитрой семье: полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!
- семья, ориентированная на успех ребенка: ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо), упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи, срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
- псевдовзаимные семья: поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.
- Псевдовраждебные семьи: наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные. И в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.
- семьи известных людей. Такая семья постоянно находится в поле зрения общественности недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям. Дети в семьях известных людей демонстрируют два типа поведения: первый тип поведения - считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству,
испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни. Второй тип поведения – тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных
людей схожи в небольших
В отдельную категорию
исследователи выделяют пограничные
семьи: которые имеет все предпосылки
перейти к категории
- семьям с недееспособными членами, которые испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра;
- семьи с детьми-инвалидами, где типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза; вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности. В подобных семьях часто бывают разводы;
Информация о работе Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога