Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Трудности в определении неблагополучной семьи связаны с тем, что семья может внешне не относиться к категории неблагополучной, т. е. выглядеть как полная семья, где родители не злоупотребляют алкоголем и наркотиками, вроде бы следят за успехами ребенка в школе и т.д. Но ребенок в этой семье может находиться в постоянном психологическом стрессе, например, из-за того что взрослые члены семьи являются адептами одной из сект, или воспитание в семье происходит по типу «гиперопека».
Проблемы, с которыми сталкивается современная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской психологической, педагогической и др.

Содержание

Введение с.3
Глава I. Теоретические аспекты работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучной семьей.
1.1. Понятие неблагополучной семьи. Типы неблагополучных семей с.6
1.2. Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями с.13
1.3. Особенности работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучными семьями с дефицитом воспитательных ресурсов.

Глава II. Исследование роли общечеловеческих ценностей как в деятельности социального педагога.
2.1.Общечеловеческие ценности как объект исследования
социального педагога с.23
2.3. Роль общечеловеческих ценностей в работе социального
педагога: исследование опыта работы, рекомендации с.27

Заключение с.33
Литература с.34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2кр.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей с дефицитом воспитательных ресурсов, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отцы) могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно.

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения семей с дефицитом воспитательных ресурсов за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Если неблагополучная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Также  могут применяться  групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца).

Как уже отмечалось, семья с дефицитом воспитательных ресурсов имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неблагополучной семьи являются общей проблемой  для всей  семьи; неблагополучная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Для того чтобы помочь членам неблагополучной семьи с дефицитом воспитательных ресурсов осознать свои проблемы и активизировать на их решение, в рамках данной работы разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям с недостатком воспитательных ресурсов, с учётом всех выше перечисленные характеристики.

 

Глава II. Программа социально-педагогической работы с неблагополучными семьями с дефицитом воспитательных ресурсов « Семь Я».

2.1. Пояснительная записка к программе.

Данная программа проводится с семьями учащихся 4-го «Б» класса, которые по результатам диагностики  отнесены к группе семей, в которых  дети испытывают недостаток воспитательного воздействия, предоставлены сами себе, отвергаемы взрослыми. Сложности в реализации программы связаны с тем, что некоторые из этих семей, например, семьи с алкогольной зависимостью взрослых и закрытые неполные семьи, не идут на добровольный контакт. И необходимо создать такие условия, чтобы взрослый совместно с ребенком был включен в общую внешкольную деятельность класса. Если в ходе реализации программы будет выяснено, что нахождение в неблагополучной семье угрожает жизни и здоровью, будут привлечены органы опеки Департамента образования г. Омская для решения проблемы дальнейшего устройства учащегося. Семьи, относящиеся к вышеназванной категории, привлекаются к участию в мероприятиях не изолировано, а совместно с другими семьями класса.

Цель программы: создание условий для повышения педагогической образованности родителей в неблагополучных семьях, снижение влияния неблагополучия в семье на процесс развития ребенка, побуждение родителей уделять больше внимания воспитанию ребенка.

Задачи программы:

1) выявить семьи, в  которых дети по тем или  иным причинам испытывают недостаток  внимания и воспитания;

2) выявить причины, по которым ребенку не уделяется достаточное количество внимания в семье;

3)организовать реабилитационную и коррекционную работу с данной категорией семей таким образом, чтобы оптимизировать совместную деятельность учащегося и других членов семьи;

4) просвещать родителей  по вопросам воспитания детей  и по вопросам государственной социальной поддержке семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Методическое обеспечение  и теоретическое обоснование:

- определение  типа  семьи  с дефицитом воспитательных  ресурсов М.А. Галагузовой, Г.Н.Штиновой;

- технологии работы  социального педагога с неблагополучной  семьей Е.И.Холостовой, М.В. Шакуровой;

- особенности развития  детей, воспитывающихся в семьях по типу «гипоопека», воспитывающихся в семьях, где злоупотребляют алкоголем, в неполных и  других неблагополучных семьях;

- анализ опыта Губина  А.Н.- социального педагога города Белорецка республики Башкортостан по работе с различными типами неблагополучных семей.

Механизмы реализации:

1)в части просвещения  родителей по проблемам воспитания:

-формирование педагогической  культуры и методологической компетентности родителей;

- создание модели социализации ученика.

2) в части поиска новых возможностей для организации совместной  деятельности учащихся и родителей:

- интеграция семей в общественную деятельность класса  за счет проведения совместных мероприятий, направленных на усиление межличностных связей внутри семьи;

- создание условий  для побуждения родителей осуществлять  совместную деятельность с ребенком

Срок реализации: 2010/2011 учебный год.

Планируемые результаты выполнения программы:

- повышение  образованности  родителей по вопросам воспитания детей;

-достижение устойчивых позитивных изменений в развитии учащихся класса из неблагополучных семей;   

-улучшение взаимоотношений  между членами внутри семей;

- снижение влияния  неблагоприятных факторов внутри неблагополучной семьи  на процесс социализации учащегося.

Этапы программы:

1. Диагностический (сбор  информации).

2. Реабилитационно-просветительский.

3. Подведение итогов реализации программы.

 

2.2. Диагностический этап программы «Семь Я»: выявление семей с дефицитом воспитательных ресурсов.

2.2.1. Составление и анализ социального паспорт класса.

Для того, чтобы выявить, каков процент семей, в которых дети испытывают недостаток воспитательных ресурсов, составим социальный паспорт 3 «Б» класса, пользуясь собранными данными классным руководителем.

В классе обучается 25 человек. Из них:

1. Дети-сироты – 1 чел.

2. Семьи без отца (в т.ч. прожив. с другой семьей)- 6 чел (2 отчим)

3. Семьи без матери-1 чел (см. пункт 1)

4. Группа риска.

а) на учете в ИДН- 0;

б) на внутришкольном контроле-2;

в) необходимо поставить  на внутришкольный контроль-1;

5. Дети-инвалиды в семье - 1.

6. Тяжелобольные дети- 0.

7. Дети, страдающие физическими  недостатками- 2.

8. Неблагополучные семьи:

а) родители пьют – 4 ;

б) родители не оказывают  должного внимания- 9 (из них 4 см. пункт а);

в) родители не справляются  с воспитанием ребенка- 1?;

г) родители состоят на учете в милиции, имеют погашенную судимость- 1;.

9. Родители-инвалиды- 0.

10. малообеспеченные семьи -6 .

11. Кому необходима  материальная помощь- 6.

12. Кому необходимо  бесплатное питание- 6.

13. Многодетные семьи - 2.

Диаграмма 1 отражает соотношение  семей учащихся  4 «Б» класса, в которых детям уделяется недостаточное внимание. При составлении диаграммы отметим, что семьи некоторых учащихся отражены в социальном паспорте учащихся дважды, а иногда и трижды. Например, в группу «родители не оказывают должного внимания» входят семьи в которых родители пьют, семья, где у ребенка есть брат- инвалид детства, 4  ребят воспитываются в малообеспеченных семьях. Одна из многодетных семей входит в группу малообеспеченных. Семья, в которой отец имеет судимость, входит в группу «родители пьют» и «не оказывают детям должного внимания» и так далее.

Таким образом, для построения диаграммы выделим несколько  групп семей:

1)Семьи не входящие  в «группу риска», где с воспитанием детей внешне все благополучно - 13 семей (А);

2) Семьи, где дети  испытывают явный недостаток  внимания и воспитания- 9 семей  (Б);

3) Семьи неблагополучные,  но детям уделяется достаточное  внимание. проблемы кроются внутри самой семьи - 1 семья (гиперпротекция) (В), так называемая «хитрая» семья;

4) Пограничные семьи,  где внешне все благополучно, но возможно в дальнейшем возникновение  проблем с воспитанием в силу  материальных или иных сложностей в семье -2 малообеспеченные семьи (Г).

Путем анализа социального  паспорта класса, выявлены семьи, в  которых дети испытывают недостаток внимания, воспитываются по типу «гипоопека», родители в таких семьях по тем  или иным причинам мало общаются с  ребенком, либо воспитание происходит не систематически.

Результаты анализа  социального паспорта можно подкрепить результатами анализа журнала посещения  родителями классных и общешкольных родительских собраний. Очевидно, что  в тех семьях, где дети испытывают дефицит воспитания, родительские собрания посещаются редко.

 

2.2.2. Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего.

Еще одна из диагностических  методик, позволяющих выявить недостаток воспитания, это акт контрольного обследования жилищно-бытовых условий учащегося. Методика проведения такого акта описана в главе 1. Цель посещения семьи в данном случае: выявить, действительно ли дети из малообеспеченной многодетной семьи испытывают недостаток внимания со стороны родителей.

Приведем пример акта обследования семьи М. (Приложение 1)

2.2.3. Наблюдение и беседа.

Наблюдение и беседа в данном случае подкрепляют диагностические  данные, полученные в результате анализа  социального паспорта и акта обследования жилищно-бытовых условий. Но зачастую, именно в результате наблюдения классный руководитель получает первый «звоночек», что в семье  у учащегося не всё благополучно. Например, замечает, что учащийся без  причины пропустил занятие, стал небрежно относиться к выполнению домашнего задания, к своей одежде и т.д. В ходе беседы, проведенной по плану с определенной целью, выяснилось, что брат-инвалид в семье Миши С. стал требовать от родителей постоянного нахождения возле него (обострение болезни), и однажды, когда похолодало, Миша не нашел зимнюю обувь и куртку. Мама уехала рано утром с братом в больницу и забыла приготовить Мише одежду, а папа работает на двух работах, его Миша видит редко и т.д.

В другом случае, когда  в семье внешне все благополучно, наблюдение и беседа с ребенком, побуждают социального педагога посетить семью,  провести акт обследования,  побеседовать с родителями и т.д.

2.2.4. Проективные методики, анкетирование,  тестирование в диагностике семьи с недостатком воспитания. Выявление причин недостатка внимания в семье.

Проективные методики при диагностике семьи с недостатком воспитательных ресурсов используются также как дополнение к  наблюдению и анализу школьной документации (социального паспорта). С помощью данных методик можно выявить причину недостаточного внимания к ребенку в семье, а также то, как к этому относится сам ребенок, насколько сильно он страдает от нехватки воспитательного воздействия родителей.

Анкетирование и тестирование  можно применить как среди  школьников, так и среди членов их семей. Данные методики позволят рассмотреть  проблему семьи более детально, выявить  скрытые  причины и следствия  данной проблемы.

Таким образом, диагностический  этап работы социального педагога с неблагополучной семьей с недостатком воспитательных ресурсов состоит из нескольких этапов:

  1. Ознакомление с проблемой, выявление семей, относящихся к данной категории: анализ социального паспорта школы.
  2. Сбор информации о семьях, где воспитание проводится по типу «гипоопека»: акт контрольного обследования жилищно-бытовых условий семьи, беседы с родителями и самим ребенком.
  3. Уточнение информации, выяснение причины создавшейся проблемы. Например: анкетирование родителей, проведение тестирования, анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, поделки), использование проективных методик.

Информация о работе Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога