Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:30, контрольная работа
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», - писал А.И.Захаров.
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Влияние семьи на развитие личности……………………………….4
Глава 2. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания…6
2.1. Родительская любовь………………………………………………………..6
2.2. Роль матери и отца в развитии ребенка…………………………………....8
Глава 3. Родительский авторитет……………………………………………...10
Глава 4. Образ ребенка глазами родителей…...………………………………11
Глава 5. Стили семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей…………………………………………………………………..12
5.1. Классификация стилей родительского поведения………………………..12
5.2. Классификация стилей семейных взаимоотношений…………………….14
5.3. Классификация типов семейного воспитания…………………………….16
Глава 6. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности………………………………………………………18
Глава 7. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье…20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………...25
ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
Роль семьи в воспитании подрастающего поколения определяется индивидуальностью, оригинальностью, глубоким учетом особенностей детей, которые родители знают лучше других субъектов воспитания. Однако положительные результаты воспитания в семье сами по себе не гарантируются. Для достижения таких результатов необходимо учитывать некоторые факторы семейного воспитания.
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Внутрисемейные отношения обладают только им присущими относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что внутрисемейные отношения предполагают непосредственный контакт, в отличии от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными и временными интервалами (Григорович Л.А., стр. 156).
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу (Радугин А.А., стр.256).
Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознание растущего человека.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимой для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей (Радугин А.А., стр.258).
Помимо диалога, для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка, значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенка. Требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитии, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимании бесконечности познания человека, даже если он совсем ещё мал. Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним.
Росс Кемпбелл в книге «Как по-настоящему любить своего ребенка» подчеркивал значение таких взаимоотношений с детьми, которые он называет «безраздельное внимание». «Безраздельное внимание» к ребенку означает пристальное, неделимое внимание к нему, которое позволяет ему с полной уверенностью ощутить себя любимым, почувствовать, что за ним признают его право на безраздельное внимание, признание и безоговорочное уважение.
Коротко, безраздельное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он самый важный человек на свете для своих родителей (Кемпбелл Р., 1195., стр.65).
Безраздельное внимание, по мнению автора, это не то внимание, которое уделяют ребенку, если позволяет время; это острая потребность каждого ребенка. Не получая безраздельного внимания, ребенок чувствует постоянное беспокойство, потому что ему кажется, что все остальное в мире гораздо важнее его самого. Ребенок утрачивает чувство безопасности, при этом замедляется его эмоциональное и психическое развитие. Такие дети обычно более замкнуты и имеют трудности в общении со сверстниками. И непросто справляться с конфликтом, и обычно реагирует на него они неудачно. Они полностью зависят от учителя или других взрослых, с которыми контактируют. По мнению Кемпбелл, найти время для того, чтобы ни на что не отвлекаясь, побыть наедине с ребенком, - самый сложный аспект в воспитании в наше время, однако именно умение справиться с этой проблемой отличает хороших родителей от всех прочих родителей, готовых на жертвы, наиболее заботливых, которые правильно расставили свои приоритеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, анализируя роль семьи в развитии личности, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.
Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребенка, его счастье и благополучие.
Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.
Но я считаю, что самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства, зародыш которого есть уже у начавшего только что ходить.
«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним», - этот вывод принадлежит классику педагогики И.Песталоцци. Любовь должна быть не слепой, все допускающей и все прощающей. Нужна «требовательная педагогика ласковой матери», как выражается народный учитель, писатель и ученый из Чувашии Г.Н.Волков.
И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести в отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему ещё больше неприятностей и огорчений.
Исходя из вышеизложенного, следует учесть, что для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2003.