Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически обосновать роль и условия реализации технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста и речевым умениям и навыкам в области иностранного языка.
3. Описать основы формирования речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в младшем подростковом возрасте.
4. Определить место и подходы технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка.
В методике обучения иностранному языку известны два основных подхода к обучению данному аспекту языка – артикуляторный и акустический. Современные методы построены на различных вариантах сочетания основных положений этих подходов.
Рассмотрим подробнее каждый из них и определим их достоинства и недостатки.
1) Артикуляторный подход. Основные теоретические положения данного подхода были разработаны советскими учеными-лингвистами И.А.Грузинской и К.М.Колосовым. Они были одними из первых, кто придавал формированию фонетических навыков большое значение. До них эти навыки не считались важными. Именно И.А.Грузинской, К.М.Колосову и их последователям принадлежит заслуга сравнительного анализа фонетического состава двух языков и разработка на этой основе типологии фонетических сложностей, а главное, основанной на них системы фонетических упражнений.
Согласно этой теории, выделяются 3 основные типологические группы фонем:
Наиболее трудными для усвоения следует признать последние две группы, причем частично совпадающие фонемы будут представлять самую большую сложность.
Действительно, звуки [м], [н], [л] и ряд других в английском и русском языках похожи, однако освоить их артикуляцию гораздо труднее, чем звуки, у которых нет соответствий в русском языке в силу того, что отличия в артикуляции для нетренированного уха не слишком заметны.
При обучении фонетике подростков на среднем этапе продолжают функционировать этапы работы со звуком.
1. Ориентировка. Учащиеся
вспоминают то, в каком положении
должны быть органы
2. Планирование. Обучаемые
должны поставить свои органы
артикуляции в нужное
3. Артикулирование. Собственно произнесение звука.
4. Фиксирование. Произнеся звук, надо ненадолго сохранить органы артикуляции в нужном положении.
5. Отработка звука
в системе фонетических
Безусловной заслугой этого подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.
Однако у данного
подхода есть и значительные
недостатки, которые справедливо
отмечаются современными
2) Акустический подход. В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и её имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение, или имитация. Чистоте фонетического навыка не придается большого значения. Для современной школы в чистом виде этот подход не годится. Слишком велик процент ошибок.
Широкое применение в различных учебных заведениях сегодня получил подход, построенный на грамотном сочетании обоих рассмотренных выше подходов, или дифференцированный подход.
Дифференцированный подход. Этот подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не аутентичной речи, а специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, фонозаписей. Не исключается и возможность объяснения способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. В данном подходе предлагается использовать не только акустические, но и графические образы. Формированию графемно-фонемных соответствий в рамках этого подхода уделяется большое внимание, так же как и использование транскрипции.
Общие методологические и методические подходы к формированию речевых умений и навыков прописаны в Федеральном компоненте основного общего образования и Примерных программах обучения иностранным языкам (Приложение 2).
Вывод по первой главе
Средний этап ставит перед собой ответственную задачу: изменение слухо-произносительной базы, которая упрочивается. В условиях неязыковой среды, или проще на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание.
Произносительные навыки разделяют на 2 большие группы:
Успешность обучения произношению зависит от развитости речевого слуха, включающего в себя фонетическую, фонологическую и интонационную разновидность.
При обучении фонетике подростков на уроках английского языка в 5 классе немаловажным остается умение читать вслух на иностранном языке.
При обучении фонетике в подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала, также не исключается использование и специальной лексики. В этом способствуют известные в методике подходы: артикуляторный; акустический; дифференцированный. Также необходимо продолжать использовать фонетические зарядки. Внимание уделяется и интонации.
Главным условием при формировании речевых умений и навыков является опора на обязательные федеральные нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
ГЛАВА 2. Возможности технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в 5 классе.
2.1. Общие подходы к реализации технологии взаимообучения в образовательном процессе.
Если обратиться к
самому определению термина
По большому счету, технология присутствует во всем живом, поскольку всё живое, так или иначе, производит переработку продуктов питания в продукты жизнедеятельности (отходы).
Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология – это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.
Педагоги многих поколений человечества решают задачу повышения эффективности образовательного процесса, его оптимизации, т.е. достижения педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий.
По Лихачеву Б.Т. педагогическая технология – «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». (Б.Т.Лихачёв).
Сибирская М.П. дает следующее определение технологии образования – это процесс взаимодействия преподавателей и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели». (М.П.Сибирская).
Современный мир выдвигает вполне определенные требования к результатам образования:
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества:
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
Идея обучения учеников самими учениками берёт своё начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой Белл - ланкастерской системе взаимного обучения.
Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, знает меньше. Это и объясняет то, что Белл - ланкастерская система не получила широкого распространения.
А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог - общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочерёдно то учеником, то учителем. [11;41]
При планировании работы
по данной технологии учитель выбирает
тему программы, определяет задачи и
место технологии в данной теме,
структурирует учебный
Одним из средств, обеспечивающих качественную подготовку урока при данной технологии, является технологическая карта педагога, представляющая собой форму планирования учебного процесса. Технологическая карта, по определению Г.К. Селевко, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.
Деятельность педагога по разработке технологической карты складывается из ряда последовательных действий: