Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически обосновать роль и условия реализации технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста и речевым умениям и навыкам в области иностранного языка.
3. Описать основы формирования речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в младшем подростковом возрасте.
4. Определить место и подходы технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка.
Ведущими параметрами технологической карты могут быть: тема урока, его этапы, цель и задачи каждого этапа, время, затрачиваемое на каждом этапе урока, содержание деятельности педагога и обучаемых, средства обучения, формы и методы, измерители достижения поставленных задач.
Основные преимущества данной технологии:
Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения, и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.
Необходимо отметить, что технология взаимообучения применяется для изучения нового материала и обобщения, систематизации, углубления знаний. Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть таких результатов. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Целевая ориентация - обучение иноязычному общению с помощью общения, а также усвоение иноязычной культуры. [11;41]
2.2. Влияние технологии взаимообучения на процесс формирования умений и навыков при изучении иностранного языка в 5 классах.
Работа над произносительной стороной речи осуществляются в тесной связи с работой над другими аспектами языка - лексикой, грамматикой - и интегрируется в коммуникативной деятельности учащихся, а это прямой выход на технологию взаимообучения.
Прежде чем приступить к изложению методики формирования грамматических и лексических навыков в рамках данной развивающей технологии, необходимо рассмотреть два общих вопроса, касающихся работы на данном этапе. Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для формирования речевых навыков необходимы специальные упражнения. Эти упражнения должны отвечать определенным требованиям, вытекающим из принципов коммуникативного метода.
Правомерно разделить все требования на два вида: стабильные, т.е. такие, которым упражнения данной категории должны отвечать всегда, и варьируемые, соблюдение которых обусловлено методической целесообразностью в зависимости от разных факторов обучения.
А. Стабильные требования.
Б. Варьируемые требования
Заметим, что варьируемые требования следует понимать как факультативные: они используются не по желанию, а по необходимости.
В. Риверс писала: «Чтобы перенос в реальную жизнь из учебного процесса был по настоящему успешным, работа в аудитории должна как можно точнее имитировать условия реального языкового общения».
Таким образом, общение, которое как один из ведущих видов человеческой деятельности выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания, призвано выполнять эти функции и в коммуникативному обучении иностранному языку. В этом случае общение служит: 1) каналом, по которому осуществляется познание, 2) средством, развивающим индивидуальность, 3) инструментом воспитания необходимых черт личности, 4) способом передачи опыта и развития умений общаться.
Процесс обучения иноязычной культуре, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможность предмета в решении этой задачи. Коммуникативное обучение ориентированно на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке. Обучение строится не на прохождении учебных тем, изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, обосновывать и отстаивать собственное мнение. [19;41]
Для проведения урока иностранного языка в технологии взаимообучения класс делится на группы по 5–6 человек (5 групп по 6 человек или 6 групп по 5 человек).
Урок взаимообучения состоит из нескольких этапов (фаз). На первом этапе («фаза вызова») учитель использует прием «Верите ли вы в то, что…», т.е. просит учащихся ответить на вопросы и обосновать свое мнение.
Обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно выступают с ответами на вопросы.
На данном этапе считается возможным использование следующего приема: задать вопросы, возникшие при знакомстве с темой урока или при чтении «ключевой фразы», записанной на доске. Эти вопросы необходимо зафиксировать на доске и использовать на заключительном этапе урока.
Следующий этап урока («фаза осмысления») является основным и наиболее продолжительным. Здесь используется прием «зигзага», который включает в себя несколько последовательных шагов:
Шаг 1. Участники одной группы берут таблички с номерками (от 1 до 5/6 – в зависимости от количества участников группы) и расходятся, объединяясь в группы по номеру на табличке (номера выставляются на столах: № 1, № 2 и т.д.).
Шаг 2. Во вновь образовавшихся группах ученикам предлагается одинаковый для данной группы материал. С ним может быть проведено несколько вариантов работы:
1. Партнеры читают
и изучают материал сообща, планируют
эффективные способы его
2. Работа над темой
идет внутри группы
Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся принимают позицию обучающих. Ребята поочередно (начиная с № 1) знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: каждый должен овладеть всей темой целиком. В связи с этим «обучающий» старается донести информацию четко, ясно, не пропуская главного, а «обучаемые» внимательно слушают и по ходу рассказа задают вопросы, если им что-то непонятно.
Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом. Отдельных членов группы просят ответить всему классу на один из изученных вопросов (вопросы задает учитель или определяют по карточкам), причем «обучающий» по этому вопросу не имеет права отвечать на него. Демонстрация знаний может осуществляться и другими способами (например, как письменная проверочная работа, ответы на вопросы, тестирование, составление или заполнение таблиц и т. д.).
Следующая фаза – «фаза рефлексии».
В технологии урока взаимообучения предлагается использовать прием «Сравнительная таблица», предполагающий сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу рекомендуется строить так: по горизонтали то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Последним этапом работы станет презентация таблицы.
Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:
Также есть другие способы реализации данной технологии.
Могут использоваться три вида парной работы:
1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» — при условии взаимного расположения);
2. динамическая четверка: четверо учащихся, школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
3. вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
На основании всего вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка говорения в обучении иностранным языкам по правилу считается диалог. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов.
Используя технологию взаимообучения процесс обучения иноязычному говорению должен соответствовать следующим требованиям: