Роль технологии взаимообучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обосновать роль и условия реализации технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста и речевым умениям и навыкам в области иностранного языка.
3. Описать основы формирования речевых умений и навыков на уроках иностранного языка в младшем подростковом возрасте.
4. Определить место и подходы технологии взаимообучения в формировании речевых умений и навыков на уроках иностранного языка.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Кристинки.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Ведущими параметрами  технологической карты могут  быть: тема урока, его этапы, цель и  задачи каждого этапа, время, затрачиваемое на каждом этапе урока, содержание деятельности педагога и обучаемых, средства обучения, формы и методы, измерители достижения поставленных задач.

Основные преимущества данной технологии:

  1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
  2. В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит  мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
  3. Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
  4. У ребят повышается ответственность не только за  свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
  5. Отпадает необходимость в сдерживании темпа  продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе
  6. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
  7. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных  связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. [8;40],[9;40], [18;41].

Безусловно, современные  педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся  учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения, и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.

Необходимо отметить, что технология взаимообучения применяется для изучения нового материала и обобщения,  систематизации, углубления знаний. Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть таких результатов. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Целевая ориентация - обучение иноязычному общению с помощью общения, а также усвоение иноязычной культуры. [11;41] 

 

          2.2. Влияние технологии взаимообучения на процесс формирования умений и навыков при изучении иностранного языка в 5 классах.

Работа над произносительной стороной речи осуществляются в тесной связи с работой над другими аспектами языка - лексикой, грамматикой - и интегрируется в коммуникативной деятельности учащихся, а это прямой выход на технологию взаимообучения.

Прежде чем приступить к изложению методики формирования грамматических и лексических навыков в рамках данной развивающей технологии, необходимо рассмотреть два общих вопроса, касающихся работы на данном этапе. Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для формирования речевых навыков необходимы специальные упражнения. Эти упражнения должны отвечать определенным требованиям, вытекающим из принципов коммуникативного метода.

Правомерно разделить  все требования на два вида: стабильные, т.е. такие, которым упражнения данной категории должны отвечать всегда, и варьируемые, соблюдение которых  обусловлено методической целесообразностью в зависимости от разных факторов обучения.

А. Стабильные требования.

    1. Наличие речевой задачи говорящего: «Поинтересуйтесь….», «Подтвердите, если вы согласны…» и т.п., что обеспечивает условную мотивированность речевого поступка.
    2. Ситуативность, т.е. соотнесенность каждой реплики с ситуацией как системой взаимоотношений собеседников.
    3. Преимущественная направленность произвольного внимания обучаемого на цель и содержание высказывания, а не на его форму.
    4. Слияние трех сторон говорения.
    5. Моделирование речевого общения в каждом из элементов упражнения: сочетание реплик как элемент упражнения есть продукт обусловленной ситуации.
    6. Коммуникативная ценность фраз.
    7. Экономичность упражнения во времени.
    8. Достаточное количество однотипных фраз и действий.
    9. Обеспечение относительной безошибочности действий обучаемого.
    10. Одноязычность упражнений.

Б. Варьируемые  требования

    1. Совмещение изолированно усвоенных явлений (стадия комбинирования, где формируется устойчивость навыка).
    2. Дифференцированное усвоение  явлений.
    3. Тематическая, логическая связанность фраз (элементов упражнения).
    4. Простота и краткость первых реплик.
    5. Наличие заданного языкового материала.
    6. Наличие указаний на операции с материалом.

Заметим, что варьируемые  требования следует понимать как  факультативные: они используются не по желанию, а по необходимости.

В. Риверс писала: «Чтобы перенос в реальную жизнь из учебного процесса был по настоящему успешным, работа в аудитории должна как  можно точнее имитировать условия  реального языкового общения».

Таким образом, общение, которое как один из ведущих видов человеческой деятельности выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания, призвано  выполнять эти функции и в коммуникативному обучении иностранному языку. В этом случае общение служит: 1) каналом, по которому осуществляется познание, 2) средством, развивающим индивидуальность, 3) инструментом воспитания необходимых черт личности, 4) способом передачи опыта и развития умений общаться.

Процесс обучения иноязычной культуре, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможность предмета в решении этой задачи. Коммуникативное обучение ориентированно на личность и строится  таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются  при  организации общения на уроке. Обучение строится не на прохождении учебных тем, изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, обосновывать и отстаивать собственное мнение. [19;41]

Для проведения урока иностранного языка в технологии взаимообучения класс делится на группы по 5–6 человек (5 групп по 6 человек или 6 групп по 5 человек).

Урок взаимообучения состоит из нескольких этапов (фаз). На первом этапе («фаза вызова») учитель  использует прием «Верите ли вы в  то, что…», т.е. просит учащихся ответить на вопросы и обосновать свое мнение.

Обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно выступают с ответами на вопросы.

На данном этапе считается возможным использование следующего приема: задать вопросы, возникшие при знакомстве с темой урока или при чтении «ключевой фразы», записанной на доске. Эти вопросы необходимо зафиксировать на доске и использовать на заключительном этапе урока.

Следующий этап урока («фаза  осмысления») является основным и наиболее продолжительным. Здесь используется прием «зигзага», который включает в себя несколько последовательных шагов:

Шаг 1. Участники одной группы берут таблички с номерками (от 1 до 5/6 – в зависимости от количества участников группы) и расходятся, объединяясь в группы по номеру на табличке (номера выставляются на столах: № 1, № 2 и т.д.).

Шаг 2. Во вновь образовавшихся группах ученикам предлагается одинаковый для данной группы материал. С ним может быть проведено несколько вариантов работы:

1. Партнеры читают  и изучают материал сообща, планируют  эффективные способы его передачи  и проверки качества усвоения в первоначальных группах.

2. Работа над темой  идет внутри группы самостоятельно: каждый ученик читает текст  про себя, выделяет в нем главное,  может составить план своего  выступления, выясняет значение  незнакомых терминов, используя  дополнительную информацию, конструирует вопросы, которые предстоит задать партнеру. Если работа идет по второму варианту, то следующий этап – работа в парах или в группе. Ученики садятся лицом друг к другу (в парах) и поочередно рассказывают предложенный учителем материал друг другу. При работе в группе один рассказывает всем остальным, а те слушают и затем задают вопросы. Затем рассказчиком становится другой – и так столько раз, сколько членов в данной группе. В этом случае требуются большие затраты времени и наличествует явное заучивание («зазубривание») материала. После того как все участники группы получили возможность высказаться, группа готова к следующему этапу работы.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся принимают позицию обучающих. Ребята поочередно (начиная с № 1) знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: каждый должен овладеть всей темой целиком. В связи с этим «обучающий» старается донести информацию четко, ясно, не пропуская главного, а «обучаемые» внимательно слушают и по ходу рассказа задают вопросы, если им что-то непонятно.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом. Отдельных членов группы просят ответить всему классу на один из изученных вопросов (вопросы задает учитель или определяют по карточкам), причем «обучающий» по этому вопросу не имеет права отвечать на него. Демонстрация знаний может осуществляться и другими способами (например, как письменная проверочная работа, ответы на вопросы, тестирование, составление или заполнение таблиц и т. д.).

Следующая фаза – «фаза  рефлексии».

В технологии урока взаимообучения предлагается использовать прием «Сравнительная таблица», предполагающий сравнение  трех и более аспектов или вопросов. Таблицу рекомендуется строить  так: по горизонтали то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Последним этапом работы станет презентация таблицы.

Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:

  • объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;
  • проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;
  • основываются на личном опыте – 80%;
  • обсуждают с другими – 70%;
  • видят и слышат – 50%;
  • только видят – 30%;
  • только слышат – 26%;
  • читают – 10%.

Также есть другие способы  реализации данной технологии.

Могут использоваться три вида парной работы:

    1.     статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» — при условии взаимного расположения);

    2.     динамическая четверка: четверо учащихся, школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

    3.     вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

На основании всего  вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что  одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка говорения в обучении иностранным  языкам по правилу считается диалог. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов.

Используя технологию взаимообучения процесс обучения иноязычному говорению  должен соответствовать следующим  требованиям:

    1. Между учителем и учащимся должны установиться какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое (учитель – ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в друге речевого партнера.
    2. Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.
    3. Если взаимоотношения между учителем и учениками как между личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению, - изменить эти взаимоотношения.
    4. Должны функционировать все способы общения: интерактивный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной; перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей; информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, чувствами. Если же ученик пересказывает текст просто ради пересказа (когда все в классе знают его содержание) или проговаривает какие-то не ситуативные предложения, то общение не может состояться, а продуктом такого «говорения» является так называемая учебная речь. Нужно придать процессу обучения, не нарушая его организованности, системности и методической направленности, характерные черты процесса общения. [20;41]

Информация о работе Роль технологии взаимообучения