Самооценка как гармонизация личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития человека в подростковом возрасте, его психологии, изучение самооценки, как элемента самосознания и регулятора поведения, влияние самооценки на становление самосознания и активной жизненной позиции личности.
Основная задача, которая ставилась при написании настоящей работы – это показать роль самооценки в формировании гармоничной личности подростка и определить методы коррекции заниженной или завышенной самооценки подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Психология подросткового возраста………………………………..
1.1 Определение подросткового возраста…………………………………
1.2 Эмоции в подростковом возрасте...........................................................
1.3 Психические познавательные процессы в подростковом возрасте…
2. Самооценка, ее понятие……………………………………………...
3. Гармонизация. Уровни самооценки в подростковом возрасте…
4. Работа с детьми с заниженной и завышенной самооценкой…...
4.1 Помощь детям с заниженной самооценкой…………………………..
4.2 Помощь детям с завышенной самооценкой………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем следует  подчеркнуть, что конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей могут существенно различаться. Это во многом зависит от основной сферы деятельности человека. Например, по мнению И. П. Павлова, научное творчество должно сочетаться с высокими общими показателями интеллекта и способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников, у которых чаще всего преобладает образное мышление. Кроме того, большое значение имеют условия воспитания. Так, у одаренного юноши, если его самовыражение затруднено, могут быть обнаружены черты тревожности и невротизма, которые отсутствуют у того, кому семья и школа помогает раскрыть и реализовать свои способности.

Следует обратить внимание на тот факт, что, как свидетельствуют  многие психологические исследования, творческие достижения статистически  не связаны с учебной успеваемостью  в школе (Р. Хогэп, 1980). Например, многие известные люди в школьные и студенческие годы отличались низкой успеваемостью и считались неспособными или посредственными. К их числу относятся Дарвин, Гегель, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Шеридан, Гейне, Пристли и др.

Данное явление, вероятно, обусловлено тем, что, поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса. Поэтому одно из высших умений учителя состоит в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности юношей и девушек и стимулировать ее развитие в желательном направлении.

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы в  юношеском возрасте является то, что  умственный рост старшеклассника заключается  не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

От чего зависит стиль  мышления старшеклассника или юноши? В значительной степени стиль мышления определяется типом нервной системы. Например, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания.

Однако было бы несправедливо  сводить стиль интеллектуальной деятельности только к особенностям нервной системы, поскольку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое запоздание, несвоевременность реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности. Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует их интеллектуальному развитию в целом.

В то же время стремление учителей старших классов равняться  на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильных», без учета дифференциации способностей и интересов обучаемых, тормозит умственное развитие подростков, снижает их учебную активность и порождает атмосферу скуки и безответственности. В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигших юношеского возраста, в учебном процессе, формирование у них способности самостоятельного мышления является важнейшим условием их интеллектуального развития.

 

 

 

  1. Самооценка, ее понятие

Самооценка - способность личности оценить особенности своего характера, нравственные качества, природные способности, поступки, внешность (личная самооценка), а также процесс и результат своей деятельности (деятельностная самооценка).

Самооценка - элемент самосознания, характеризующий эмоционально насыщенными оценками самого себя.

Самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения.

Самосознание предполагает осознание своего Я во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и саморегуляцию.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде «Я-концепции». «Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» подразделяется на идеальную «Я-концепцию», т. е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальную «Я-концепцию», т. е. каким видит себя человек на данный момент.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение  к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия.

Самооценка - важный регулятор  поведения. Самооценка определяет взаимоотношения  человека с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Самооценка влияет и на развитие личности, и на эффективность деятельности, т.е. непосредственно связана с таким понятием, как социализация.

Социализация - это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье).

Социализация - это развитие и самореализация человека на, протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация - это процесс, в ходе которого человек приобретает качества и опыт, необходимые для жизни в обществе.

Социализация относится  к тем жизненно важным факторам, благодаря которым люди учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Социализация предполагает активное участие  самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании социальных норм, ролей, функций.

Процесс социализации - это  постепенное расширение сферы общения  и деятельности человека, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление  самосознания и активной жизненной позиции.

Семья, дошкольные образовательные  учреждения, школа, вуз, трудовые коллективы, неформальные объединения, средства массовой информации и др. - это все институты  социализации. Социализация - процесс  непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах.

Результат социализации - это прежде всего социализированность, т. е. сформированность тех черт, которые  востребуются в данном обществе; с  другой стороны, что немаловажно, - становление  самосознания и активной жизненной позиции личности. Особая роль в социализации отводится развитию контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Американский исследователь  А. Инкельс назвал социализацию «заглядыванием вперед», т.е. изучением того, каким  ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым.

 

3. Гармонизация. Уровни самооценки в подростковом возрасте

Гармония – состояние полного душевного, физического и социального благополучия человека. Гармония – связь, стройность, соразмерность, слияние различных компонентов в единое органичное целое, это организованность, характеристика прекрасного, сочетание, созвучие всех сфер личности. Соответственно, гармонизация – достижение гармонии человека с самим собой и обществом. Любое общество стремится сформировать человека физически, психически и социально здоровым в соответствии с моральными, интеллектуальными и физическими идеалами. Содержание этих идеалов зависит от исторических традиций, социального и политического строя общества. И адекватная самооценка, как компонент самосознания и регулятор поведения человека, особенно в период становления личности в подростковом возрасте, является необходимым средством для гармонизации личности.

Различают виды самооценки: по уровню (высокая, средняя, низкая); по дифференцированности (дифференцированная и недифференцированная); по осознанности (осознанная и неосознанная); по совпадению с оценками окружающих (конфликтная, бесконфликтная); по предмету выделяют личностную и деятельностную самооценку; адекватную, соответствующую реальным возможностям личности, и неадекватную (завышенную и заниженную).

Различают текущую и  личностную самооценки.

Текущая самооценка — это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т. е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.

Личностная самооценка — это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.

Различают неадекватную завышенную самооценку — переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку— недооценку себя субъектом .

Неадекватная, т. е. завышенная или заниженная самооценка, а также  неустойчивая самооценка деформируют  внутренний мир личности, искажают ее мотивацию и эмоционально-волевую сферу и тем самым препятствуют гармоничному развитию личности, психическому и социальному здоровью.

В детстве самооценка складывается из оценок, которые делают другие люди. Сначала человек оценивает  себя так, как оценивают его окружающие. Положительные оценки окружающих - важное условие сохранения эмоционального благополучия. Затем самооценка развивается в результате составления образа реального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения соответствует хорошему психическому здоровью. Самооценка зависит от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. В дальнейшем по мере накопления опыта все большее значение начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Сформированная, т. е. адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным результатом поведения ребенка.

Иногда возникает расхождение  между самооценкой и оценками со стороны окружающих. Если оценки выше самооценки, то расхождение между ними могут стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» самооценка реальных возможностей необходима для личностного роста.

Самооценка тесно связана  с уровнем притязаний. Уровень  притязаний - это уровень сложности  целей и задач, на которые претендует личность. Адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы (возможности) с целями и задачами разной трудности и требованиями окружающих. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к неадекватной самооценке.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

- когнитивный - знание о себе, доводы, анализ, сравнение, суждение, умозаключение и т.п.;

-эмоциональный - отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение и т. п.

4. Работа с  детьми с заниженной и завышенной самооценкой

4.1. Помощь детям  с заниженной самооценкой

Успешность педагогического  воздействия в значительной степени  определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других.

Доброжелательность к  людям, заинтересованность, разумная требовательность и демократический стиль общения  в семье и обществе - необходимые условия развития самооценки. Излишняя авторитарность, доминирование критики над похвалой могут привести к развитию заниженной самооценки. Объясняется это достаточно просто. Наше представление о себе изначально формируется в детстве. В тех семьях, где царят доброта, любовь и уважение, дети, повзрослев, будут относиться к себе положительно. Для воспитания у детей положительной самооценки нужно одобрение даже в тех случаях, когда их поведение нам не нравится. Ребенку надо объяснять, что осуждение направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность). Возникает вопрос: если ребенок вырос в семье, где не было доброжелательного отношения и сформировалась заниженная самооценка, можно ли что-то изменить? Роджерс дает некоторые рекомендации:

- как только вы подумаете  о себе плохо, вспомните что-то  хорошее, например ваш недавний  успех или чью-то похвалу в  ваш адрес;

Информация о работе Самооценка как гармонизация личности подростка