Самооценка как гармонизация личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития человека в подростковом возрасте, его психологии, изучение самооценки, как элемента самосознания и регулятора поведения, влияние самооценки на становление самосознания и активной жизненной позиции личности.
Основная задача, которая ставилась при написании настоящей работы – это показать роль самооценки в формировании гармоничной личности подростка и определить методы коррекции заниженной или завышенной самооценки подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Психология подросткового возраста………………………………..
1.1 Определение подросткового возраста…………………………………
1.2 Эмоции в подростковом возрасте...........................................................
1.3 Психические познавательные процессы в подростковом возрасте…
2. Самооценка, ее понятие……………………………………………...
3. Гармонизация. Уровни самооценки в подростковом возрасте…
4. Работа с детьми с заниженной и завышенной самооценкой…...
4.1 Помощь детям с заниженной самооценкой…………………………..
4.2 Помощь детям с завышенной самооценкой………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

- принимайте комплименты  или знаки уважения как должное,  люди, которые плохо к себе  относятся, обычно не обращают  внимания на то, что противоречит их отрицательной самооценке;

- принимайте как должное  ваши достижения и успехи, убедите  себя в том, что вы их заслуживаете; люди, которые имеют неважное  представление о себе, склонны  принижать свои заслуги, а успех  относят на долю случая;

- разберитесь в психологических  причинах выпадов в ваш адрес  и научитесь правильно реагировать  на них. 

Наша самооценка или чувство собственного достоинства - это ни что иное, как комплекс убеждений и чувств, которые мы имеем о нас самих. Наша самооценка выражается главным образом в том, как мы сами себя определяем; именно она влияет на нашу мотивацию, отношения и поведение, а также затрагивает эмоциональный процесс восприятия складывающихся обстоятельств.

Самооценку  можно также определить как некую  комбинацию чувств: любви, поощрения, способности сделать что-либо и т.д. Ребенок, который многого добивается в школе и за ее пределами, но который не чувствует себя любимым, может в конечном счете столкнуться с проблемой низкой самооценки. Точно также ребенок, который чувствует себя любимым в семье, но который сомневается относительно собственных способностей, может также закончить тем, что у него разовьется так называемый синдром низкой самооценки.

Наличие достойной  самооценки - это одно из тех качеств, которое любой родитель и воспитатель хочет видеть в своем ребенке. Но вырастить успешного, счастливого ребенка - это задача не из легких, предстоящих решить всем родителям и воспитателям.

Формирование  самооценки ребенка - это то же самое, что и строительство хорошего дома, где особое внимание нужно обратить на заложение добротного фундамента. По мере ежедневного общения с детьми можно заметно повысить самооценку ребенка, либо, наоборот, круто ее изменить, причем далеко не в лучшую сторону.

Дети растут, учась на опыте родителей и взрослых, перенимая многие вещи из их поведения, манеры общения и в целом из всей их жизни. В данном случае родители служат для детей некими образцами для подражания.

Если в семье  все ее члены относятся друг к  другу с уважением и добротой, открытостью и честностью, уважая при этом достоинство всех и каждого, то дети, конечно же, тоже научатся быть добрыми, открытыми и честными, а также научатся уважать мнение и достоинство других. Все это положительно отразится на их самооценке.

Следовательно, очень важно, чтобы родители и воспитатели задумались о способах, которыми можно помочь детям научиться чувствовать себя не хуже других. Для этого воспитатели должны "внедрять" некоторые привычки и правила в практику повседневной жизни; так или иначе, это возымеет свои положительные последствия, и ребенок станет вести себя в обществе сверстников совсем по-другому.

Некоторые методы повышения самооценки (рекомендации родителям/ воспитателям):

- Думайте, что  говорите. Дети очень чувствительны  к словам родителей и воспитателей. К примеру, не забывайте хвалить ребенка не только за хорошо сделанную работу, но и за приложенные усилия.

- Будьте хорошим  образцом для подражания. Если  вы сами слишком требовательны  к себе, частенько занимаетесь  самобичеванием, впадаете в пессимистические настроения или считаете себя мечтателем, не способным на что-либо, то ребенок может в конечном счете полностью "скопировать" вас. Помните и о своей самооценке, не занижайте ее, и тогда ваш ребенок будет иметь достойный образец для подражания.

- Указывайте  на неправильные суждения вашего  ребенка относительно чего-либо. Очень важно, чтобы родители / воспитатели замечали и заостряли внимание детей на том, что иногда они неправы. К примеру, вопрос об идеальности человека, о его привлекательности, способностях и др.: дети ставят слишком высокие планки и параметры красоты, привлекательности и всего остального и, как следствие, считают, что сами-то они не соответствуют этим стандартам, что и "выливается" в заниженную самооценку ребенка. Растолкуйте своему ребенку, что никто не в силах установить четкие стандарты чего бы то ни было, и что именно его неповторимость важна в деле повышения самооценки.

- Будьте нежны  и ласковы с ребенком. Ваша  любовь как ничто другое будет  способствовать повышению чувства достоинства вашего ребенка.

- Постарайтесь  создать теплую домашнюю обстановку. Ребенок, который будучи в собственном  доме не чувствует себя в  безопасности или терпит постоянные  замечания и оскорбления, рискует  больше других сверстников получить низкую самооценку и чувство неполноценности. Ребенок, чьи родители не перестают спорить и ругаться, больше подвержен стрессам и нервным срывам. Помните: вы должны уважать своего ребенка.

- Сделайте свой  дом своеобразным островком безопасности  и счастья. Попробуйте проследить за тем, какие именно проблемы возникают у вашего ребенка при общении со сверстниками в школе, понаблюдайте, над чем и почему посмеиваются дети при общении с вашим ребенком, а также и за другими факторами, которые могут отрицательно сказаться на самооценке вашего ребенка. Затем сделайте так, чтобы в доме ребенок чувствовал вашу поддержку и понимание. Обсуждайте проблемы и ищите вместе выход из нее.

- Помогите ребенку  стать частью какой-то команды,  будь то школьный кружок или  спортивная секция. "Сотрудничество" и совместное времяпрепровождение, а не соревнование и борьба за первенство особенно полезны для формирования нормальной самооценки.

- От ошибок и промахов никто не застрахован, поэтому не стоит тыкать носом ребенка, постоянно при этом указывая на его несостоятельность. Можно критиковать сам поступок, а не виновника. Ребенок должен понимать, что он любим - независимо от того получается у него что-то или нет.

Некоторые методы повышения самооценки (рекомендации подросткам):

- Не думайте постоянно о том, что вам обязательно нужно повысить самооценку, попросту говоря не нужно зацикливаться на этом. К сожалению, так бывает, что слишком сильное желание становится препятствием на пути к его же осуществлению. Просто верьте в себя и в свои силы и в то, что вы добьетесь всего, чего вы так желаете.

- Не откладывайте в долгий ящик свои планы и проекты - начинайте с малого, чтобы потом достигнуть большего. Чем дольше вы будете собираться с духом, чтобы осуществить тот или иной проект, тем больше будет находиться препятствий и причин, чтобы вообще за него не браться. Каждая ваша победа, пусть даже незначительная будет повышать вашу самооценку.

- Старайтесь не останавливаться на достигнутом, учитесь чему-то, узнавайте что-то новое, знакомьтесь с новыми интересными людьми.

- Никогда не бойтесь показать, что вам что-то непонятно. Не бойтесь переспросить или уточнить что-то у собеседника. Лучше один раз признаться в своей некомпетентности по какому-то вопросу, выяснить все, чем каждый раз попадать впросак.

- Займитесь своей внешностью, обновите гардероб, начните посещать бассейн или тренажерный зал. Занятия спортом дают огромный заряд энергии и бодрости, а значит, они помогут вам с оптимизмом двигаться к намеченным целям. Сделайте генеральную уборку в доме, обновите мебель, обустройте по-новому свое рабочее место и т.д. все эти, казалось бы, мелочи на самом деле очень много значат для нашей самооценки.

- Постарайтесь не демонстрировать чрезмерно свою значимость. Человеку самодостаточному не нужно никому ничего доказывать. Внутренняя уверенность не нуждается в каких-то внешних проявлениях.

- Отучитесь себя критиковать, если вы будете вечно собой недовольны, ни о каком повышении самооценки речи быть не может.

- Заведите журнал, в который вы будете записывать свои победы, пусть даже незначительные. Мы так устроены - долго помним плохое, и очень быстро забываем хорошее. Журнал успехов не даст вам забыть о позитивных моментах вашей жизни.

- Чтобы повысить свою самооценку не пытайтесь быть на кого-то похожим, оставайтесь всегда самим собой, при этом цените и любите себя таким, какой вы есть. Невозможно уважать человека, который сам себя не любит и не уважает.

- Отучитесь оправдываться. За свои поступки нужно отвечать, вместо того чтобы талдычить оправдания и производить жалкое впечатление - аргументируйте, почему вы поступили именно так.

- Избавляйтесь от своих страхов, наоборот, прокручивайте всевозможные варианты решения той проблемы, которую вы так опасаетесь. В формировании самооценки важны не только победы, но и отрицательный опыт.

- Повышать свою самооценку - это не значит быть во всем и всегда совершенным. Поэтому просто примите тот факт, что в каких-то вопросах вы может быть хуже других.

- Старайтесь помогать своим менее удачливым друзьям или знакомым. Можно принять участие в какой-то благотворительной акции, помочь пожилым соседям и т.д. Для роста самооценки очень важна помощь ближнему.

- Заведите домашнее животное - кошку, собаку, попугайчика. Для этого существа вы всегда будете самым лучшим и любимым не зависимо от занимаемой должности и покровительства фортуны.

Самое главное - не сидите, сложа руки! Рискуйте, пытайтесь  что-то менять в себе, в своей жизни. Не оглядывайтесь назад и помните  о своей цели! Ведь, когда вы её достигните, вам не нужно будет беспокоиться о своей самооценке - поверьте, она будет достаточно высока!

 

4.2 Помощь детям с завышенной самооценкой

Рекомендации подросткам при завышенной самооценке:

- Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

- Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

- Относись к критическим замечвниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".

- Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

- Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

- При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

- Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

- Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

- Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

- Не разрешай себе "почивать на лаврвх". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.

- Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

- Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

Упражнения по коррекции  завышенной самооценки:

- Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

- Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.

- Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

- Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании рассмотренного материала можно заключить, что самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Человек может оценивать  себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и  низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. 
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Следовательно, функции  самооценки и самоуважения психической  жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека, человек постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Информация о работе Самооценка как гармонизация личности подростка