Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа
Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.
Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81
Подсистема
"братья —сестры". Социальный педагог
концентрирует внимание на отношениях
детей, особенностях исполнения социальной
роли каждым ребенком, установившимся
в семье разделении обязанностей
между братьями — сестрами. Отношения
между детьми в семье — незаменимый
опыт общения и взаимодействия длительного
характера, когда обязательны
Подсистема
"родители —дети". Социальный педагог
стремится определить специфические
черты взаимодействия между родителями
и детьми, границы власти, свободы
и ответственности, ставшие нормой
этих отношений.
Взаимодействие и отношения ребенка с
родителями — один из наиболее частых
предметов социально-педагогической заботы
и внимания. Именно здесь скрыт источник
большинства конфликтов, нарушающих нормальное
течение как семейной жизни в целом, так
и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного
существа. Вместе с тем эти отношения допускают
возможность косвенного влияния на ребенка
со стороны социального педагога (например,
в ситуациях коррекции поведения, социальной
реабилитации и др.). Необходимо сочетать
методы прямого действия (преимущественно
психологические методики) и косвенного
(например, метод экспертных оценок, игровые
методики моделирования отношений, решения
жизненно смысловых задач и ситуаций в
рамках специальных занятий, биографический
метод и др.). Важно учитывать роль родственников,
которые могут и не жить с семьей под одной
крышей (бабушка, дед, тетя и т.д.), и лиц,
которые не являются родственниками по
крови, но оказывают влияние на семью и
отдельных ее членов. В ходе изучения отдельной
семьи социальный педагог может составить
своеобразную "карту семьи", куда
желательно включить:
список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);
краткие характеристики членов семьи;
наиболее важные для каждого члена семьи события;
анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);
описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);
сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;
анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);
оценку
и заключение, почему семья нуждается
в социальной
помощи, в какой именно.
В
практике работы социальных педагогов
сложился опыт социально-педагогической
паспортизации семей. "Паспорт"
выступает одной из форм "карты
семьи", позволяющей систематизировать
базовую информацию о семье в
лаконичной (стандартизированной) форме
(см. приложение). В отличие от "карты"
он не предполагает регулярного обновления
(за исключением каких-либо кардинальных
изменений в структуре и
Основное
назначение диагностики и мониторинга
(как системной формы) — составление
заключения о состоянии конкретной
семьи и тенденциях, свойственных
семьям, обслуживаемым социальным педагогом.
Используемые диагностические методики
традиционны: наблюдение, анкетирование,
опросы, тестирование и т.п. На основе
полученной информации осуществляется
дифференциация семей, позволяющая
разработать стратегию и
Приложение 7
Педагогические тренинги
Упражнение «Круги внимания» (по К.С. Станиславскому)
Цель упражнения: тренировка функции внимания, умения оперативно сосредоточиваться и концентрироваться в процессе обучения.
Из группы по желанию выбирается один участник, которому надо справиться со следующим заданием. Учителя встают перед ним в случайном порядке. Водящий должен определить для себя внутренние ощущения, соответствующие «малому», «среднему» и «большому» кругам внимания. Сначала ему предлагается при помощи взгляда сосредоточиться на каком-либо одном участнике группы, затем расширить свое видение до объема «среднего» круга, включающего 5-7 участников. Как только водящий почувствует, что его внимание стало устойчивым, он может перейти к «большому» кругу, в который входит вся группа. При возникновении ощущения, что внимание рассеивается и теряет свою устойчивость, следует вернуться к предыдущему кругу и повторить упражнение.
В группе обсуждаются ощущения водящего, которые он испытал при выполнении упражнения: какие внутренние средства он применял для удержания устойчивости своего внимания, как добивался высокой концентрации внимания, какие у него были трудности при переходах от одного круга внимания к другому. Полезно организовать также коллективный обмен психотехническим профессиональным опытом между учителями.
Упражнение «Аквариум»
Цель упражнения: тренировка наиболее успешных в коммуникативном отношении форм поведения участников группы, поиск средств эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Группа делится на две равные подгруппы, одна из которых садится в центре круга, а другая - располагается вокруг нее. Образуются два круга - внутренний и внешний, наподобие аквариума. Участникам, находящимся во внутреннем круге, психолог дает тему для дискуссии. Подходят конкретные, реальные и актуальные для учителей темы, взятые из школьной жизни: «Ученик сорвал урок», «В классе трудно наладить хорошую дисциплину», «Дети не хотят учиться» и др. Тема обсуждается по принципу «здесь и теперь», в соответствии с которым участники внутреннего круга реагируют на слова и формы поведения своих партнеров, возникающие в данную минуту, в данный момент. Участники внешнего круга ничего не говорят. Их задача: каждый должен выбрать кого-нибудь из участников внутреннего круга и наблюдать за ним. Они подмечают, как их «объект» ведет себя в дискуссии, какие коммуникативные средства применяет, оказывает ли поддержку партнерам по общению, активен или пассивен, лидирует или стремится занять позицию ведомого.
Примерно через 15-20 минут участники меняются местами. Психолог может либо предложить новую тему, либо продолжить старую, если возникла интересная и содержательная дискуссия.
На
общем обсуждении вся группа садится
в круг и анализирует различные
формы поведения участников, происходившие
в группе события, выделяет наиболее
эффективные коммуникативные
Приложение 8
Приложение 9
Ответы к приложению 1
Тест №1 | Тест №2 | ||||||
1 | e | 11 | a | 1 | e | 11 | c |
2 | a | 12 | b | 2 | d | 12 | e |
3 | c | 13 | b | 3 | c | 13 | d |
4 | c | 14 | c | 4 | e | 14 | c |
5 | b | 15 | d | 5 | c | 15 | e |
6 | c | 16 | e | 6 | b | 16 | c |
7 | e | 17 | c | 7 | a | 17 | a |
8 | c | 18 | c | 8 | a | 18 | b |
9 | a | 19 | d | 9 | c | 19 | d |
10 | c | 20 | e | 10 | e | 20 | b |
Ответы к приложению 2
-
разработка теоретических
-
изучение опыта семейного
- внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
-
исследование путей повышения
педагогической культуры
-
обоснование целесообразного
6. Назовите методы семейной педагогики:
1)
методы воспитания и обучения,
с помощью которых
2)
исследовательские методы, которые
используются для изучения
7. С какими науками тесно связана семейная педагогика?
Философия, демография, социология, экономика, история, юриспруденция, психология, физиология, генетика.
8. Семейное воспитание – это часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что:
9. Основная цель семейного воспитания формирование личности ребенка в зависимости от культурного, социального и духовного уровня семьи.
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание