Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:27, контрольная работа
Сенсорное развитие умственно-отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в первичных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами.
Введение
В настоящее
время современная система
Перед нами
стоит задача подготовить
В дошкольном
возрасте у ребенка в норме
чрезвычайно усиливается
Сенсорное развитие
– это развитие у ребенка
процессов восприятия и
В процессе
восприятия ребенок постепенно
накапливает зрительные, слуховые,
двигательные, осязательные образы.
Но при этом необходимо, чтобы
свойства и отношения
Сенсорное развитие умственно-отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в первичных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами.
1. Сенсорное воспитание.
1.1.Значение сенсорного воспитания.
В дошкольной педагогике
сенсорное воспитание всегда
рассматривалось как основа
Я.А.Каменский
в своей знаменитой книге «Мир
чувственных вещей в картинках»
Жизнь – это
форма взаимодействия
Нет ни одного
вида профессиональной
Значение развития сенсорных процессов в жизни человека связано и с тем, что от них зависит его способность воспринимать красоту окружающего мира, произведений искусства, а значит наполненность его жизни эстетическими эмоциями. И развивать сенсорные способности необходимо с рождения, поскольку дошкольный возраст, и особенно первые три года жизни, являются сензитивными – «золотой порой сенсорного развития» (Н.М.Щелованов).
А.В.Запорожец, А.П.Усова и Н.П.Сакулина разработали основные принципы системы сенсорного воспитания, которые сохраняют свою актуальность и по сей день.
Принцип первый: расширить содержание сенсорного воспитания, включив в него развитие музыкального и фонематического слуха, а также мышечного (кинестетического) чувства.
Суть второго принципа заключается в утверждении, что необходимым условием для развития восприятия ребенка является освоение им системы сенсорных эталонов. Термин «сенсорный эталон» был введен в научный лексикон А.В.Запорожецем, который определяет его как «непосредственный чувственный образец свойства объекта, который не требует дальнейшего объяснения».
Третий принцип
гласит, что значение сенсорных
эталонов не обеспечивает
Четвертый принцип сенсорного воспитания: освоение детьми словесного обозначения системы сенсорных эталонов.
Пятый принцип
– это требование решать
Шестой принцип – сенсорное воспитание как основа умственного развития.
1.2. Место сенсорного воспитания в педагогическом процессе.
Сенсорное
воспитание не имеет в
Почему же в таком случае нельзя ограничиться занятиями, обучением?
Прежде всего потому,
что занятия в течение дня
занимают очень небольшую
Следовательно, задачи
сенсорного воспитания должны
решаться и вне занятий, во
всех видах детской
Особую роль в сенсорном воспитании имеют дидактические игры и упражнения. В них ребенок закрепляет свои знания, совершенствует умения использовать эти знания при решении различных задач.
2. Сенсорное восприятие дошкольников с нарушением интеллекта.
2.1. Особенности
перцептивных действий
В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Их интересует не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление.
Восприятие предмета, свойства, отношения всегда включает в себя обследование и сравнение.
Действия рассматривания,
ощупывания, выслушивания называются перцеп
Развитие восприятия
в дошкольном возрасте идет
путем совершенствования
К началу дошкольного
возраста восприятие нормально
развивающегося ребенка
В младшем дошкольном возрасте (5 год жизни) дети усваивают уже многие сенсорные эталоны, но пока еще бессистемно. В среднем (6 год) и в старшем (7 год) дошкольном возрасте, наряду с усвоением отдельных эталонов, происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. До тех пор пока эталон остаются разрозненными (например, дети знают только название отдельных цветов), у детей при восприятии незнакомых свойств наблюдается смешение их со знакомыми, которое без специального обучения может задерживаться надолго.
Овладев системой сенсорных эталонов. Дети старшего дошкольного возраста могут произвести обобщение на основе выделенного свойства, определить место предмета или признака в ряду других.
Усвоение систем
сенсорных эталонов связано в
дошкольном возрасте с
К концу дошкольного
возраста дети в норме обычно
знают название, соответствующие
всем основным сенсорным
Овладевая восприятием
свойств и отношений предметов,
Одновременно изменяется и восприятие отдельных предметов. Оно становится целостным – более четким и в то же время расчлененным: ребенок не только хорошо знает общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представлять себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.
Для детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенка с нарушениями интеллекта. Дети могут уже делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине). У отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. В тех случаях. Когда им удается выполнить предложенное задание, они пользуются зрительным соотнесением. Однако все это проявляется скорее как тенденция развития. К концу дошкольного возраста лишь немногим более половины умственноотсталых детей достигают уровня развития восприятия, с которого дети в норме начинают дошкольный возраст, хотя по способам ориентировки в задании они опережают этот уровень. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения. В ряде случаев выбор по слову оказывается у детей с нарушениями интеллекта лучше, чем выбор по образцу, так как слово выделяет для ребенка подлежащее восприятию свойство.
Развитие восприятия детей с нарушениями интеллекта имеет значительные отличия от развития детей с нормальным интеллектом. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети, однако не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. Не достигаются без специального обучения возможность обобщения по выделенным признакам, умение выстроить по определенному признаку ряд предметов, найти место предмета в этом ряду.
Весьма страдает
формирование целостного
Информация о работе Сенсорное восприятие дошкольников с нарушением интеллекта