Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить основные направления сенсорного развития детей раннего возраста в предметно-игровой среде.

Объект исследования - сенсорное воспитание.

Предмет - сенсорное развитие детей раннего возраста.

Гипотеза: сенсорное развитие детей раннего возраста будет эффективным, если рассматривать игру как основное средство в организации коррекционной работы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основы сенсорного воспитания

2. Дать характеристику сенсорного развития в раннем возрасте

3.Разработать методику развития сенсорного восприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический аспект сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде 5
1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.1.1 Проблемы развития детей 11
1.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста 14
1.3 Условия сенсорного развития детей раннего возраста в предметно - игровой среде 20
2 Экспериментальное исследование сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде как фактор развития детей 24
2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 24
2.1.1 Содержание методики констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты диагностики детей 26
2.3 Реализация условия в предметно игровой среде 32
Заключение 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорное развитие детей раннего возраста.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление

 

Введение

     Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

     Актуальность  проблемы исследования заключается  в том, что познание человеком  окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

     Однако  и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

     Противоречие - между необходимостью  формирования сенсорики у детей раннего  возраста в предметно-игровой среде, и недостаточной разработанностью эффективности средств успешного протекания этого процесса.  

     Исходя  из противоречия, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть, как влияет развитие сенсорики на общее развитие ребенка.

     Цель  исследования - изучить основные направления сенсорного развития детей раннего возраста в предметно-игровой среде.

     Объект  исследования - сенсорное воспитание.

     Предмет - сенсорное развитие детей раннего возраста.

     Гипотеза: сенсорное развитие детей раннего  возраста будет эффективным, если рассматривать  игру как основное средство в организации коррекционной работы.

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть основы сенсорного  воспитания 

     2. Дать характеристику сенсорного развития в раннем возрасте

     3.Разработать методику развития сенсорного восприятия.

     Методы  исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; практические методы: диагностика, эксперимент.

     База  исследования – МДОУ «Ласточка», группа «Снегирь», - г. Ноябрьск.

     Этапы исследования:

     1) Констатирующий, целью которого  является диагностика уровня сформированности сенсорного развития детей раннего возраста.

     2) Формирующий, целью которого является  формирование качественно нового  уровня развития сенсорного воспитания детей посредством игровых упражнений.

     3) Контрольно-оценочный, целью которого является выявление динамики развития сенсорного воспитания в процессе развивающей работы.

     Курсовое  исследование состоит из двух глав, заключения, выводов, библиографии и приложения. 

 

1 Теоретический аспект сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде

1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего возраста

     Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка  процессов восприятия и представлений  о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

     Сенсорное воспитание создает необходимые  предпосылки для формирования психических  функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего  обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий [11].

     Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В  раннем возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема.

     Наиболее  целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии  физических раздражителей на рецепторные  поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной  модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления [7].

     Восприятие  представляет собой процесс непосредственного  контакта с окружающей средой. Физиологической  основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и  межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

     Психологическая наука и практика убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие [2].

     Представления, которые формируются у детей  при получении непосредственного  чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

     Познание  ребенком окружающего мира и его  объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

     Создание  целостного образа, учитывающего все  свойства предмета, возможно лишь в  том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию [5].

     В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

     Усвоение  сенсорных эталонов — системы  геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д [21].

     Включенные  в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений  о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с  формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

     Сочетание работы кожно-механического и двигательного  анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении  частей и других характеристик ощупываемых предметов.

     Если  человеку предложить определить форму  невидимого предмета только с помощью  пассивного осязания — водить предметом  по его коже, то возникающий образ  не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.

     Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит [9].

     Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

     Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.

     Обследование  — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования  его результатов в какой-либо практической деятельности [13].

     Развитие  сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

     Обследование  может идти по контуру (плоскостные  предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой  будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании [16].

     На  ощупь познается объемная форма  предметов, ощупывающие движения ложатся  в основу изображения предмета в  лепке.

     При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.

     Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием [17].

Информация о работе Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста