Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования - изучить основные направления сенсорного развития детей раннего возраста в предметно-игровой среде.
Объект исследования - сенсорное воспитание.
Предмет - сенсорное развитие детей раннего возраста.
Гипотеза: сенсорное развитие детей раннего возраста будет эффективным, если рассматривать игру как основное средство в организации коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основы сенсорного воспитания
2. Дать характеристику сенсорного развития в раннем возрасте
3.Разработать методику развития сенсорного восприятия.
Введение 3
1 Теоретический аспект сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде 5
1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.1.1 Проблемы развития детей 11
1.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста 14
1.3 Условия сенсорного развития детей раннего возраста в предметно - игровой среде 20
2 Экспериментальное исследование сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде как фактор развития детей 24
2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 24
2.1.1 Содержание методики констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты диагностики детей 26
2.3 Реализация условия в предметно игровой среде 32
Заключение 38
Библиографический список 40
– 3 балла – ребенок расположил верно 7 колец;
– 2 балла – ребенок расположил верно 5 колец;
– 1 балл – ребенок не справился с выполнением задания.
3. Методика «Тест с геометрическими фигурами» [8].
Цель: определение способности восприятия формы, то есть способности зрительного восприятия геометрических фигур; понимание отношения части и целого, сходства и различия.
Материал: доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части..
Процедура: фигуры на глазах у ребенка вынимаются из доски и складываются на стол рядом с ребенком. Необходимо разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой. Время проведения теста 5 минут.
Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком.
Инструкция: размести все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой.
Оценка результатов:
– 5 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 1 мин;
– 4 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 2 мин.;
– 3 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 3 мин.;
– 2 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 4 мин;
– 1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за отведенное время.
2.2 Результаты диагностики детей
Составим сводную таблицу результатов по обследованию уровня сформированности цветового восприятия детей на основе методики «Закрась рисунок»
Таблица 1. Результаты обследования цветового восприятия детей
Имя ребенка | Время, затраченное на выполнение задания, мин. | Количество ошибок в выборе цвета, шт. | Оценка, баллы |
Алена С. | 5,1 | 1 | 3 |
Андрей Е. | 7,1 | 2 | 2 |
Артем В. | 5,2 | 1 | 3 |
Валя М. | 5,2 | 1 | 3 |
Виктор С. | 5,1 | 1 | 3 |
Вадим Р. | 10,2 | 3 | 1 |
Гена Р. | 5,1 | 1 | 3 |
Дима О. | 7,1 | 3 | 1 |
Иван Д. | 5,3 | 1 | 3 |
Катя В. | 7,1 | 2 | 2 |
Кира Л. | 5,4 | 1 | 3 |
Лена З. | 5,1 | 1 | 3 |
Люда Ж. | 5,1 | 1 | 3 |
Миша Р. | 5,1 | 1 | 3 |
Рая В. | 7,9 | 3 | 1 |
Роман К. | 5,6 | 1 | 3 |
Ринат Г. | 7,1 | 2 | 2 |
Света З. | 5,1 | 1 | 3 |
Света Э. | 7,2 | 2 | 2 |
Света Н. | 7,2 | 2 | 2 |
Средний балл | 2,45 |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что большинство детей набрали по три балла – 12 человек, то есть они выполнили задание, допустив не более одной ошибки, и потратив на выполнение задание от 5 до 7 минут.
По два балла набрали 5 детей: они допустили по две ошибки, потратив на выполнение задания свыше 7 минут.
Три балла набрали трое детей, допустившие по три ошибки.
Определим уровень развития цветового восприятия у детей с учетом шкалы оценки результатов (табл. 2).
Таблица 2. Уровень развития цветового восприятия детей
Уровень развития цветового восприятия | Количество детей |
Очень высокий | 0 |
Высокий | 0 |
Средний | 12 |
Низкий | 5 |
Очень низкий | 3 |
Таким образом, в группе очень высоким и высоким уровнем развития цветового восприятия никто из детей не обладает.
Средний уровень развития восприятия цвета имеют 12 детей.
Низкий и очень низкий уровень развития восприятия цвета в группе имеют соответственно 5 и 3 ребенка (табл. 2).
Таким образом, дети имеют в основном средний уровень развития восприятия цвета.
Результаты
обследования уровня развития восприятия
детьми величины предмета на основе методики
«Тест с пирамидкой»
Таблица 3 Результаты обследования уровня развития восприятия величины детей
Имя ребенка | Количество допущенных ошибок, шт. | Время, затраченное на выполнение задания, мин. | Оценка, баллы |
Алена С. | 2 | 1,0 | 3 |
Андрей Е. | 4 | 1,0 | 1 |
Артем В. | 4 | 1,0 | 1 |
Валя М. | 4 | 1,0 | 1 |
Виктор С. | 5 | 1,0 | 1 |
Вадим Р. | 2 | 1,0 | 3 |
Гена Р. | 3 | 1,0 | 2 |
Дима О. | 3 | 1,0 | 2 |
Иван Д. | 2 | 1,0 | 3 |
Катя В. | 3 | 1,0 | 2 |
Кира Л. | 4 | 1,0 | 1 |
Лена З. | 2 | 1,0 | 3 |
Люда Ж. | 3 | 1,0 | 2 |
Миша Р. | 3 | 1,0 | 2 |
Рая В. | 3 | 1,0 | 2 |
Роман К. | 2 | 1,0 | 3 |
Ринат Г. | 3 | 1,0 | 2 |
Света З. | 3 | 1,0 | 2 |
Света Э. | 3 | 1,0 | 2 |
Света Н. | 2 | 1,0 | 3 |
Средний балл | 2,15 |
Таким образом, все дети выполняли задание с пирамидкой ровно 1 минуту, то есть все отведенное на задание время. Качественный анализ результатов показал, что 5 детей допустили более 3-х ошибок, тем самым заработав 1 балл; 7 детей допустили 3 ошибки, получив по 2 балла; остальные 8 детей допустили по 2 ошибок и получили по 3 балла.
Определим уровень развития восприятия величины у детей с учетом шкалы оценки результатов согласно методике (табл. 4.)
Таблица 4 Уровень развития восприятия величины детей
Уровень развития восприятия величины предмета | Количество детей |
Очень высокий | 0 |
Высокий | 0 |
Средний | 8 |
Низкий | 7 |
Очень низкий | 5 |
Таким образом, данные таблицы 4 позволяют сделать вывод о том, что дети в основном имеют низкий или средний уровень развития восприятия величины предмета (соответственно 7 и 8 детей). 5 детей обладают очень низким уровнем восприятия величины предмета.
Высокий
и очень высокий уровень
Далее
мы определили уровень развития восприятия
формы предмета с помощью «Теста с геометрическими
фигурами». Сводные результаты исследования
уровня развития восприятия детьми формы
предмета представлены в табл. 5.
Таблица 5. Результаты обследования уровня развития восприятия формы предмета детей
Имя ребенка | Время, затраченное на выполнение задания, мин. | Оценка, баллы |
Алена С. | 2,7 | 3 |
Андрей Е. | 3,2 | 2 |
Артем В. | 5,1 | 1 |
Валя М. | 5,1 | 1 |
Виктор С. | 5,0 | 1 |
Вадим Р. | 3,2 | 2 |
Гена Р. | 5,6 | 1 |
Дима О. | 5,3 | 1 |
Иван Д. | 3,2 | 2 |
Катя В. | 2,4 | 3 |
Кира Л. | 5,2 | 1 |
Лена З. | 5,1 | 1 |
Люда Ж. | 3,2 | 2 |
Миша Р. | 5,1 | 1 |
Рая В. | 5,4 | 1 |
Роман К. | 3,2 | 2 |
Ринат Г. | 5,2 | 1 |
Света З. | 2,4 | 3 |
Света Э. | 3,2 | 2 |
Света Н. | 5,3 | 1 |
Средний балл | 1,6 |
Исходя из данных таблицы 5 сделаем следующие выводы.
Более пяти минут выполняли задание 11 детей, им было дано по одному балу. Те дети, которые уложились в промежуток от 3 до 4 минут, получили по 2 балла (6 чел.). Три ребенка справившиеся с заданием меньше чем за 3 минуты, получили по 3 балла.
Определим уровень развития восприятия формы предмета у детей с учетом шкалы оценки результатов (табл. 6).
Таблица 6. Уровень развития восприятия формы детей
Уровень развития восприятия формы предмета | Количество детей |
Очень высокий | 0 |
Высокий | 0 |
Средний | 3 |
Низкий | 6 |
Очень низкий | 11 |
Очень высоким и высоким уровнем развития восприятия формы предмета не обладает никто. Средний уровень наблюдается у 3 детей, низкий – у 6, и больше всего – у 11 детей наблюдается очень низкий уровень развития восприятия формы.
Таким образом, дети имеют очень низкий, низкий и средний уровень развития восприятия формы.
2.3 Реализация условия в предметно игровой среде
Планомерность
обучения детей — один из важнейших
принципов решения комплекса
воспитательно-образовательной
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Некоторые
занятия предусматривают
На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов [22].
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено
также последовательное ознакомление
детей вначале с резко
Информация о работе Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста