Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить основные направления сенсорного развития детей раннего возраста в предметно-игровой среде.

Объект исследования - сенсорное воспитание.

Предмет - сенсорное развитие детей раннего возраста.

Гипотеза: сенсорное развитие детей раннего возраста будет эффективным, если рассматривать игру как основное средство в организации коррекционной работы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основы сенсорного воспитания

2. Дать характеристику сенсорного развития в раннем возрасте

3.Разработать методику развития сенсорного восприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический аспект сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде 5
1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.1.1 Проблемы развития детей 11
1.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста 14
1.3 Условия сенсорного развития детей раннего возраста в предметно - игровой среде 20
2 Экспериментальное исследование сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде как фактор развития детей 24
2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 24
2.1.1 Содержание методики констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты диагностики детей 26
2.3 Реализация условия в предметно игровой среде 32
Заключение 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорное развитие детей раннего возраста.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

     Инструкция: играть будем так Алена с Вовой  встанут вместе, Саша с Ильей, Андрей с Анютой. Подойдите к подносам. На поднос положите фигуру такого цвета, какого цвета круг в ваших подносах. Выполняйте.

     Проверка: медвежонок идет проверять. Вы, какого цвета собрали фигуры? Медвежонок идет по дорожке. А вы, какого цвета положили фигуры на поднос? Медвежонок идет на одной ножке по дорожке к Вове и к Алене. Фигуры какого цвета у вас?

     II. Основная часть

     Ребята, вы заметили, что медвежонок проходил по дорожкам. Посмотрите от красных  к желтым фигурам он шел по дорожке  и от желтых к зеленым. Ребята дорожки одинаковые. Дорожка, по которой медвежонок шел на двух лапах широкая. Какая? (широкая) а по которой он шел на одной лапе – узкая. Какая? (узкая) Ребята, а теперь я руками покажу дорожки, а вы мне называйте какая это дорожка.

     Проверка: теперь вы мне покажите дорожку, по которой медведь шел на двух лапах? На одной лапе?

     Молодцы.

     А теперь, ребята, медвежонок приглашает вас походить по дорожкам. Я пойду  с медведем, Вова с Аленой, Андрей с Аней, Илья с Сашей.

     Инструкция: Подойдем к широкой дорожке. Пойдемте по дорожке. Как свободно идти. Никто никому не мешает. Мы с вами прошли по широкой дорожке, а теперь подойдем к узкой дорожке и пройдем по ней. Ой, как тесно, того гляди споткнешься, неудобно идти по узкой дорожке.

     Проверка: почему не удобно идти по этой дорожке, а по какой дорожке идти свободно. Правильно молодцы. Ребята, подойдите-ка ко мне, я что-то придумала, давайте проверим медвежонка. Хорошо-ли он запомнил какая дорожка узкая, а какая широкая. Если Мишка правильно все задания выполнит, то мы ему дадим медали. Договорились.

     Дружно  скажем Мишке: Мишка, пройди по широкой  дорожке?

     Правильно, ребята, выполнил задание Мишка? (Да)

     (воспитатель берет шкатулку, открывает её, кто-то из детей берет медаль и одевает её на Мишку)

     А теперь Мишка пройди по узкой дорожке?

     (Задание  повторяется)

     Ребята, Мишка так старался выполнить  наши задания, что очень устал. Пусть  он посидит на стуле, отдохнет, а  мы с вами поиграем.

     III. Физкультминутка

     (Дети  подходят к магнитному мольберту.  На подставке, накрытые скатертью, лежат музыкальные инструменты: дудочка, колокольчик, погремушка, эмблемы – воробышки на красных лентах разных по ширине. На самом мольберте прикреплены две дорожки: широкая и узкая. Около широкой дорожки прикреплены картинки музыкальных инструментов: дудочка и барабан, около узкой – колокольчик и погремушка.)

     Посмотрите, какой инструмент с вами хочет  поиграть. Что это за инструмент? (Барабан) Ребята, барабан будет играть, а мы с вами пошагаем дружно. Пройдем  по широкой дорожке, а потом по узкой. Ой, ребята, вы ничего не слышите! Барабан то к вам поиграть не один пришел, а со своими друзьями. Посмотрите и назовите эти инструменты. Дети называют: дудочка, погремушка, колокольчик. Молодцы. Игра такая “Воробышки”. Чтобы играть в игру нам надо превратиться в воробышков. Глазки закрывайте, воспитатель проговаривает вместе с детьми: раз, два, три – на месте покружись и в воробышков превратись (по ходу проговаривания воспитатель быстро надевает всем детям эмблемы воробышков).

     Инструкция: внимательно слушаем звучание музыкального инструмента, смотрим на мольберт - около какой дорожки картинка этого музыкального инструмента, подбегаем к этой дорожке и повторяем за мной те движения, которые я вам покажу.

     К концу игры все воробышки собираются в домике. Воспитатель показывает игрушку кота и предлагает детям быстро превратиться обратно из воробышков в детей.

     IV. Пальчиковая гимнастика

     Ребята, смотрите на столе какие красивые бусинки. Возьмите их в руки.

     Повторяем за мной:

     Покатаем  мы в руках бусинки, горошки.

     Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

     (Повторить  2-3 раза)

     Сложите бусинки в поднос. С пальчиками мы с вами поиграли.

     V. Закрепление

     Посмотрите  на стол. Возьмите карточки и посмотрите на них.

     Инструкция: Найдите и покажите широкий предмет  на карточке. Покажите узкий предмет на карточке.

     VI. Итог

     Подойдите ко мне ребята. Интересное было занятие. А кто с вами играл? Что тебе понравилось, Алена? Вспомните, по какой  дорожке шел Мишка на 2-х лапах (на одной)?

     Молодцы. Наше занятие окончено. 

 

      Занятие 2

     Тема: Осязание. Мокрое или сухое

     Цели:

     1. Учить на основе сравнения  и практических тренировок различать  и изображать различные осязательные  ощущения человека (ощущения сухости  и влажности

     2. Учить определять название различных  влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета.

     3. Работать над умением определять  название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное  восприятие.

     4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

     5. Учить точно выполнять инструкции  воспитателя, повторять движения  за взрослым, развивать общую  моторику.

     6. Развивать наблюдательность, мелкую  моторику рук, умение работать  с красками, прививать нравственно-эстетические качества.

     Материалы к занятию:

     1. Демонстрационный: тазы с теплой  водой для стирки кукольной  одежды, мыло, веревки для просушки  белья, прищепки, наборы игрушечной  посуды, образец композиции “Кружка  для чая”, вырезанной из картона  и разукрашенной красками (гуашь).

     2. Раздаточный: мокрые и сухие  салфетки для каждого ребенка,  несколько предметов кукольной  одежды для стирки каждому  ребенку, материалы для изготовления  композиции “Кружка для чая”  для каждого ребенка: силуэты  кружек, вырезанные из картона, гуашевая краска четырех основных цветов.

     Ход занятия

     I. Организационный момент 

     Игра  на развитие речевого слуха “Лягушки” 

     Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в  круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:

     Вот лягушки по дорожке 

     Скачут, вытянувши ножки.

     Увидали комара,

     Закричали: “Ква-ква-ква!”

     Дети  изображают прыгающих лягушек. После  этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть  глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.

     Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)

     II. Знакомство с понятиями “мокрое”  и “сухое”

     Раздайте  детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты). После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли  лицо:

     — Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите  личики.

     Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.

     III. Упражнение “Стирка белья”

     Для этого упражнения понадобится таз  с водой, мыло и различная кукольная  одежда, а также веревки для  просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).

     — Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?

     (Высушили  его.)

     IV. Физкультминутка

     “Стойкий  оловянный солдатик”

     Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти  движения.

     На  одной ноге постой-ка,

     Если  ты солдатик стойкий.

     Ногу  левую — к груди,

     Да  смотри, не упади.

     А теперь постой на левой,

     Если  ты солдатик смелый.

     V. Игра “Купание куклы”

     Игре  предшествует вводная беседа для  усвоения понятий “живой — неживой”.

     Выставляется  кукла. Воспитатель спрашивает:

     — Чем отличается кукла Маша от наших  девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а  ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки  — все мы живые люди.

     Выставляются картинки с изображением животных.

     — Это - живые существа. Если мы не знаем  названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать  холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. А теперь назовите всех живых существ.

     Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с  ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и  с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем  купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.

     Дайте малышам тазики с водой, полотенца  и куклы, которые они могли  бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте (слово “мокрый”, когда ребятишки  играют с водой, и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно  также дать ребятишкам тарелочки  или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.

     VI. Дыхательная гимнастика

Информация о работе Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста