Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования - изучить основные направления сенсорного развития детей раннего возраста в предметно-игровой среде.
Объект исследования - сенсорное воспитание.
Предмет - сенсорное развитие детей раннего возраста.
Гипотеза: сенсорное развитие детей раннего возраста будет эффективным, если рассматривать игру как основное средство в организации коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основы сенсорного воспитания
2. Дать характеристику сенсорного развития в раннем возрасте
3.Разработать методику развития сенсорного восприятия.
Введение 3
1 Теоретический аспект сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде 5
1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.1.1 Проблемы развития детей 11
1.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста 14
1.3 Условия сенсорного развития детей раннего возраста в предметно - игровой среде 20
2 Экспериментальное исследование сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде как фактор развития детей 24
2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 24
2.1.1 Содержание методики констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты диагностики детей 26
2.3 Реализация условия в предметно игровой среде 32
Заключение 38
Библиографический список 40
Инструкция: играть будем так Алена с Вовой встанут вместе, Саша с Ильей, Андрей с Анютой. Подойдите к подносам. На поднос положите фигуру такого цвета, какого цвета круг в ваших подносах. Выполняйте.
Проверка: медвежонок идет проверять. Вы, какого цвета собрали фигуры? Медвежонок идет по дорожке. А вы, какого цвета положили фигуры на поднос? Медвежонок идет на одной ножке по дорожке к Вове и к Алене. Фигуры какого цвета у вас?
II. Основная часть
Ребята, вы заметили, что медвежонок проходил по дорожкам. Посмотрите от красных к желтым фигурам он шел по дорожке и от желтых к зеленым. Ребята дорожки одинаковые. Дорожка, по которой медвежонок шел на двух лапах широкая. Какая? (широкая) а по которой он шел на одной лапе – узкая. Какая? (узкая) Ребята, а теперь я руками покажу дорожки, а вы мне называйте какая это дорожка.
Проверка: теперь вы мне покажите дорожку, по которой медведь шел на двух лапах? На одной лапе?
Молодцы.
А теперь, ребята, медвежонок приглашает вас походить по дорожкам. Я пойду с медведем, Вова с Аленой, Андрей с Аней, Илья с Сашей.
Инструкция: Подойдем к широкой дорожке. Пойдемте по дорожке. Как свободно идти. Никто никому не мешает. Мы с вами прошли по широкой дорожке, а теперь подойдем к узкой дорожке и пройдем по ней. Ой, как тесно, того гляди споткнешься, неудобно идти по узкой дорожке.
Проверка: почему не удобно идти по этой дорожке, а по какой дорожке идти свободно. Правильно молодцы. Ребята, подойдите-ка ко мне, я что-то придумала, давайте проверим медвежонка. Хорошо-ли он запомнил какая дорожка узкая, а какая широкая. Если Мишка правильно все задания выполнит, то мы ему дадим медали. Договорились.
Дружно скажем Мишке: Мишка, пройди по широкой дорожке?
Правильно, ребята, выполнил задание Мишка? (Да)
(воспитатель берет шкатулку, открывает её, кто-то из детей берет медаль и одевает её на Мишку)
А теперь Мишка пройди по узкой дорожке?
(Задание повторяется)
Ребята, Мишка так старался выполнить наши задания, что очень устал. Пусть он посидит на стуле, отдохнет, а мы с вами поиграем.
III. Физкультминутка
(Дети
подходят к магнитному
Посмотрите, какой инструмент с вами хочет поиграть. Что это за инструмент? (Барабан) Ребята, барабан будет играть, а мы с вами пошагаем дружно. Пройдем по широкой дорожке, а потом по узкой. Ой, ребята, вы ничего не слышите! Барабан то к вам поиграть не один пришел, а со своими друзьями. Посмотрите и назовите эти инструменты. Дети называют: дудочка, погремушка, колокольчик. Молодцы. Игра такая “Воробышки”. Чтобы играть в игру нам надо превратиться в воробышков. Глазки закрывайте, воспитатель проговаривает вместе с детьми: раз, два, три – на месте покружись и в воробышков превратись (по ходу проговаривания воспитатель быстро надевает всем детям эмблемы воробышков).
Инструкция: внимательно слушаем звучание музыкального инструмента, смотрим на мольберт - около какой дорожки картинка этого музыкального инструмента, подбегаем к этой дорожке и повторяем за мной те движения, которые я вам покажу.
К концу игры все воробышки собираются в домике. Воспитатель показывает игрушку кота и предлагает детям быстро превратиться обратно из воробышков в детей.
IV. Пальчиковая гимнастика
Ребята, смотрите на столе какие красивые бусинки. Возьмите их в руки.
Повторяем за мной:
Покатаем мы в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
(Повторить 2-3 раза)
Сложите бусинки в поднос. С пальчиками мы с вами поиграли.
V. Закрепление
Посмотрите на стол. Возьмите карточки и посмотрите на них.
Инструкция: Найдите и покажите широкий предмет на карточке. Покажите узкий предмет на карточке.
VI. Итог
Подойдите ко мне ребята. Интересное было занятие. А кто с вами играл? Что тебе понравилось, Алена? Вспомните, по какой дорожке шел Мишка на 2-х лапах (на одной)?
Молодцы.
Наше занятие окончено.
Занятие 2
Тема: Осязание. Мокрое или сухое
Цели:
1.
Учить на основе сравнения
и практических тренировок
2.
Учить определять название
3.
Работать над умением
4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
5.
Учить точно выполнять
6.
Развивать наблюдательность, мелкую
моторику рук, умение работать
с красками, прививать нравственно-
Материалы к занятию:
1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для стирки кукольной одежды, мыло, веревки для просушки белья, прищепки, наборы игрушечной посуды, образец композиции “Кружка для чая”, вырезанной из картона и разукрашенной красками (гуашь).
2.
Раздаточный: мокрые и сухие
салфетки для каждого ребенка,
несколько предметов кукольной
одежды для стирки каждому
ребенку, материалы для
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: “Ква-ква-ква!”
Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.
Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)
II.
Знакомство с понятиями “
Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты). После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо:
— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.
Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.
III. Упражнение “Стирка белья”
Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).
— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?
(Высушили его.)
IV. Физкультминутка
“Стойкий оловянный солдатик”
Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
V. Игра “Купание куклы”
Игре предшествует вводная беседа для усвоения понятий “живой — неживой”.
Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:
— Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.
Выставляются картинки с изображением животных.
— Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. А теперь назовите всех живых существ.
Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.
Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы, которые они могли бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте (слово “мокрый”, когда ребятишки играют с водой, и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно также дать ребятишкам тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.
VI. Дыхательная гимнастика
Информация о работе Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста