Сенсорное развитие у детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.

Содержание

Введение

1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни

1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности

1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании

1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей

1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей

1.5 Развитие речи

2. Работа с родителями

Вложенные файлы: 1 файл

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

 

Чтобы весело играть,

 

Надо всех пересчитать.

 

Раз, два, три,

 

Первый - ты.

 

Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать  в муфточке то, что ему понравится (При этом напоминает прием обследования предмета обеими руками, поворачивая  его и ощупывая с разных сторон.) «Выбрал? - спрашивает он. - Тогда назови что нашел, и спроси, есть ли такая  же игрушка у Гриши (имя другого  ребенка)» Педагог объясняет, что  нужно сказать следующие слова: «У меня есть шарик (лимон, яйцо и пр.). А у тебя есть или нет?» - и поставить  названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей  муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом  для сравнения. Все сравнивают игрушки и оценивают правильность решения задачи. Если задача решена, верно, и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.

 

Игра продолжается только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в  своей муфточке, и опять обе  игрушки становятся рядом. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух новых детей, и игра продолжается. Так по очереди все дети выбирают и находят игрушки, обследуя на ощупь  и узнавая предметы по форме. По окончании  игры воспитатель вместе с детьми укладывает материал в коробку.

 

Правила игры

 

1. Обследовать игру на  ощупь, обеими руками, поворачивая  их со всех сторон.

 

2. Вынимать игрушку из  мешочка и ставить на стол  можно только после того, как  ее назвал.

 

З. Выбирать игрушку и спрашивать, есть ли она у партнера, но по очереди, которая устанавливается с помощью  считалки.

 

Советы воспитателю. Для  успешного решения обучающей  задачи большое значение имеет не только осязательное, но и зрительное обследование. В процессе предварительного рассматривания игрушек у детей  возникает зрительный образ предмета, который будет способствовать осязательному  обследованию и узнаванию предмета по форме. Поэтому очень важно, чтобы  рассматривание предметов проходило  эмоционально и дети могли полюбоваться игрушками.

 

Чтобы не усложнять процесс  обследования и выбора игрушек, вкладывайте  в каждую муфточку не более пяти предметов. Так будет просторнее рукам ребенка, что облегчить  узнавание игрушек. Опознанные детьми предметы возвращаются каждый раз в  муфточки. После того как три-четыре пары детей поиграют эти игрушками, замените их другими.

 

При повторном проведении игры можно добавлять новые игрушки  или заменять некоторые из них  предметами более сложной формы  с дополнительными деталями (например, ведерко можно заменить кастрюлькой, кружку - сахарницей и т. д.).

 

Нужно обратить особое внимание на тот момент в игре, когда сравниваются две вынутые из муфточек игрушки. Спрашивая детей, что у них  одинаковое, а что разное, помогите им выделить форму как существенный отличительный признак, отвлекаясь от признаков цвета.

 

Оценивая правильность задачи, важно дать возможность детям  в полной мере пережить свой успех  и получить удовлетворение от признания  своих личных достижений другими  детьми и взрослыми. Поэтому не нужно  жалеть похвал и добрых слов, оценивая успехи детей.

 

В процессе игры дети совершенствуют приемы осязательного обследования. Движения рук, осуществленные под руководством воспитателя приобретают все  большую согласованность: пальцы скользят по всей поверхности предмета. Это  приводит к построению целостного, четкого образа формы предмета, что  облегчает ‚узнавание его на ощупь.

 

Организация игры настолько  проста, что играть в нее вдвоем или вчетвером малыши могут и  без непосредственного участия  взрослого, только под его общим  наблюдением и руководством. Это  способствует относительной самостоятельности  детей и сближению их друг с  другом.

 

Закрой окошко

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра является первым шагом на пути формирования у детей  целенаправленного зрительного  восприятия формы. Дети учатся рассматривать  сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). С этими фигурами они  часто сталкиваются и на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, аппликация), однако - занятые практическими  действиями с кисточками и поглощенные  другими (изобразительными) задачами, дети не обращают внимания на форму. А  взрослые, проводя подобные занятия, не используют геометрические фигуры для развития зрительного восприятия формы.

 

Игра содержит ряд условий, способствующих развитию осознанного  и четкого зрительного восприятия формы. Во-первых, создается ситуация, побуждающая ребенка к выделению  и осознанию формы как важного  отличительного признака предмета. Эта  ситуация уже хорошо знакома детям  по предыдущим играм в поручения  и дает возможность использовать накопленный игровой опыт. Обучающая  задача в данной игре носит характер загадки, которую должен разгадать  ребенок, что мобилизует его познавательную активность и способствует ей более  осознанному восприятию формы.

 

Во-вторых, играя, дети осваивают  показанный им прием, позволяющий обследовать  фигуру одновременно и глазами и  руками, что позволяет ребенку  лучше выделить форму.

 

В-третьих, отчетливому зрительному  восприятию формы способствует игровой  материал. Специально разработанное  пособие, содержащее линейное и рельефное  изображения контура фигуры, позволяет  одновременно обследовать ее форму  и глазами и руками, постепенно переходя к чисто зрительному  восприятию.

 

Игровой материал. Для игры нужно изготовить два комплекта  геометрических фигур, по шесть фигур  в каждом. Три из этих фигур (круг, квадрат, равнобедренный треугольник) являются основными, а три (овал, трапеция и ромб) - дополнительными, необходимыми для различения и выбора основных фигур. Кроме того, нужны контурные  изображения каждой фигуры на отдельных  карточках размером 8х6 или 10х8 см. В  каждый комплект игрового материала  входит несколько экземпляров (шесть - восемь) карточек, на которых имеются  контуры основных фигур. Контуры  должны быть двух видов - рельефный  и линейный, прорисованный тушью  или фломастером. Рельефный контур изготовляют из плотного картона, наклеенного  в два слоя. На верхнем слое предварительно вырезается окошко форма и размер, которого соответствуют одной из основных фигур. Фигура должна легко  вкладываться и выниматься из окошка, но не выпадать при вертикальном положении  карточки. Полученное углубление нужно  окрасить в цвет, соответствующий  фигуре.

 

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предлагает детям занять места на заранее  расставленных стульях, устанавливает  напротив небольшой столик и садится  за него. Он достает из коробки с  игровым материалом три фигуры (основные) - треугольник, круг и квадрат, затем  карточку с рельефным контуром круга  и спрашивает детей: «Как вы думаете, для какой из этих фигур здесь  приготовлено место? Давайте вместе отгадаем загадку, и накроем фигуркой окошко». Он подзывает одного из детей, предлагает ему внимательно посмотреть вначале на фигуры, затем на карточку и обвести пальчиком рельефный  контур фигуры. «Смотри внимательно, как твой пальчик идет по краешку», - направляет воспитатель действия малыша. Затем предлагает выбрать  ту фигуру, для которой приготовлено место, закрыть ею окошко. Ребенок, выбрав фигуру, накладывает ее на контур и  показывает всем детям (ставит карточку в вертикальное положение), чтобы  все оценили, правильно ли он закрыл окошко.

 

«А теперь давайте все  вместе поиграем», - говорит воспитатель  и обращает внимание детей на то, что на двух столах лежат разные фигуры (они приготовлены заранее). «Мы сейчас будем друг другу загадывать загадки. Тот, кого я назову, будет  их отгадывать, мы все тоже будем  отгадывать загадку, но по-другому. Сейчас я покажу как».

 

Воспитатель подзывает к  себе двух детей, дает им карточки с  одинаковыми окошками (рельефными контурами) и предлагает обвести этот контур пальцем, после этого подойти  к столам с фигурами и выбрать  одну из них, соответствующую этому  окошку. Остальные карточки с теми же контурами получают сидящие дети. Передавая их друг другу по очереди, они обводят контур пальцем. Когда дети, выполняющие задание, найдут нужную фигуру и закроют ею окошко, они возвращаются в группу и показывают закрытые окошки.

 

Пока дети ищут нужные фигуры, воспитатель предлагает каждому  малышу, после того как он обвел  пальчиком контур, нарисовать тот  же контур в воздухе. Дети, выполнявшие  поручения, называют, как они разгадали  загадку: вкладывают фигуру в контур (закрывают окошко). Остальные малыши вместе с воспитателем оценивают  правильность решения задачи. Если задача решена неправильно, воспитатель  предлагает снова обвести контур пальчиком, нарисовать фигуру в воздухе  и исправить свою ошибку. Затем, вызываются следующие двое детей, и все повторяется  сначала.

 

При повторении игры в ближайшее  время рельефный контур следует  заменить прорисованным. Прием обвёдения  контура рукой, как правило, становится необязательным. Его можно предлагать лишь отдельным детям, которые в  этом нуждаются.

 

Правила игры.

 

1. Внимательно рассмотреть  контур на карте и обвести  его одновременно и рукой и  взглядом.

 

2. Найденную фигуру наложить  на контур и убедиться, что  она подобрана правильно.

 

Советы воспитателю. К  игре нужно тщательно подготовиться: игровой материал уложить в специальную  коробку с отделениями для  фигур и карточек. Раскладывать фигуры на столах следует на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы легче было выделить каждый из них из фона и оставалось место для сравнения фигур  и накладывания их на контур.

 

При проведении игры следует  учитывать, что у непоседливых, расторможенных детей внимание быстро ослабевает после  того, как они выполнят поручение. Поэтому время от времени давайте  им в качестве двигательной разрядки задание отнести обратно на стол найденные фигуры.

 

Где твой дом?

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра является следующим  шагом в развитии целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Процесс зрительного восприятия здесь освобождается от осязательной и двигательной опоры - ребенок узнает форму фигуры одними глазами. Повышается целенаправленность рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом.

 

Проводя такую игру, воспитатель  определяет уровень зрительного  восприятия формы предмета: насколько  ясно ребенок представляет форму  геометрической фигуры, узнает ли ее среди  других.

 

Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый  дом. Эти роли и соответствующие  им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы  сравнить фигуры на своих карточках  с другими, большего размера и  найти среди них такие же. Рассматривание при этом происходит на большом расстоянии.

 

В игре есть элементы соревнования (кто раньше найдет свой дом и  займет в нм место?). Эти правила  игры требуют от ребенка мобилизации  своих усилий и целеустремленности.

 

Игровой материал. Маленькие  карточки (6?8 см) с изображением следующих  геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать  числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с  изображением тех же фигур. В 6ольшие карты можно продеть шнурки, чтобы  детям удобнее было их держать.

 

Описание игры и приемы ее проведения. Игру можно проводить  со всей группой, как в помещении, так и на участке. Напомнив детям  уже знакомую игру «Ищи свой дом», воспитатель  предлагает поиграть с новыми карточками.

 

Он подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой  карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные  на земле).

 

Остальные участники игры получают маленькие карточки - это  приглашения переехать в новый  дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы  никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении  нарисована фигура, которая поможет  найти дом. Чтобы не путать свой дом  с чужим, нужно внимательно рассмотреть  все фигуры на домах и выбрать  такую же, как на карточке. Тот, кто  ошибется, в дом не попадет, так  как его не пустят.

 

После этого некоторое  время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы  передвижения (кто на чем переезжает - кто на машине, кто на поезде, кто  на лошади и т. д.) Дети еще не знают  где чей дом, так как большие  карты им пока не показали. По сигналу  воспитателя «Стоп!». Дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут  остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся  такие же фигуры на домах.

 

После небольшой паузы  воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются  по своим домам. Как только дом  будет полностью заселен, все  его жильцы поднимают карточки. Воспитатель  и хозяева домов проверяют, в  каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.

 

Затем взрослый собирает маленькие  и большие карточки, выбирает новых  хозяев, раздает новые приглашения  и игра повторяется.

 

Правила игры.

 

1.Приглашения, т. е. маленькие  карточки, никому не показывают.

 

2. Большие карты показывают  только по сигналу «Стоп!» все  должны остановиться, рассмотреть  свои фигуры и поискать такие  же на больших картах.

Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни