Сенсорное развитие у детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.

Содержание

Введение

1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни

1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности

1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании

1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей

1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей

1.5 Развитие речи

2. Работа с родителями

Вложенные файлы: 1 файл

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее эффективными способами  развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно  координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При  этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять  части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя  не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо  взять другое колечко». Не нужно  требовать от ребенка точного  воспроизведения образца действий. Важно предоставить ребенку возможность  выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно  слишком большое»).

 

Взрослому необходимо развивать  умение детей сравнивать, сопоставлять предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина).

 

Сенсорное развитие ребенка  происходит в ходе специальных игр - занятий, в процессе практических действий с предметами.

 

Обогащение сенсорного опыта  происходит в процессе проведения специальных  игр-занятий по группировке похожих  предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем  соотнесению их по величине или по форме путем размещения вкладышей  в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету  из двух, затем трех, четырех разновидностей.

 

В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка  оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление  цвета, формы, величины.

 

1.3 Развивающая предметная  деятельность для сенсорного  развития детей

 

Опыт работы с детьми раннего  возраста приводит к выводу: к организации  предметно-развивающей среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы  пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. «Группа - наш  второй дом», - вот идея, которой нужно  руководствоваться при оформлении помещения для пребывания малышей.

 

При организации предметно-развивающей  среды группы необходимо учитывать  безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

 

Помещение группы должно быть зонировано. При зонировании нужно  учитывать основные направления  развития ребенка третьего года жизни:

 

· развитие двигательной активности;

 

· развитие речи;

 

· развитие процессуальной игры;

 

· развитие предметной деятельности.

 

Самостоятельная игра ребенка  во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. Игровая  среда должна быть наполнена разнообразным  материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для  купания кукол, кроватки и коляски  для кукол, кухонная мебель с набором  кухонной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. Игрушки  должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у  детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления  об окружающем мире, побуждать к  активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки  должно быть свое место в группе. И, что немаловажно, эти игрушки  должны соответствовать нормам СанПиНа, легко мыться.

 

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей  соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя  вкладышами. Очень хорошо подбирать  предметы контрастные по одному из признаков и сходные по-другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И  в скором времени малыши без труда  могут сами собирать шарики в «нужную  емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные  для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

 

Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет  специальные ящики, открывающиеся  створки, в которых располагаются  игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца), предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания  фигур разной формы.

 

Так же необходимо формировать  интерес к конструированию. Детям  интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью  о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво  стоит, кирпичик неустойчиво стоит  на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы  для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья  посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

 

В групповой комнате должно быть место для игр с водой  и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти столики отдельно. После каждого  занятия песок пересыпается в  пластиковый ящик и хранится в  недоступном для детей месте, для игр с песком еще нужны  совочки, ситечки, формочки, трубочки и  небольшие воронки для пересыпания  песка; для игр с водой - рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые  можно использовать в воде. Перед  играми с водой и песком на детей  надевают непромокаемые фартуки.

 

Необходимо также создать  условия для экспериментирования  ребенка со звуками. Это различные  озвученные игрушки (петушок, колокольчик  и т.п.). Игры и специальные занятия  с этими игрушками, такие как  «где звенит?», «Послушай, кто там  кричит» и др., Нужны и музыкальные  инструменты: металлофон, бубен, барабан.

 

Как утверждают специалисты, основной психологической потребностью детей раннего возраста является острая потребность в тесном общении  с взрослыми. Учитывая это, в групповом  помещении нужна зона отдыха, в  которой ребенок может более  тесно пообщаться с взрослыми. В  этой зоне возможно разместить диван  или пару кресел, мягкий коврик, книги  для чтения. Малышам очень нравится, прижавшись к воспитателю, рассматривать  иллюстрации, слушать любимые сказки.

 

Уголок ряженья с зеркалом - необходимый атрибут группы раннего  возраста. Ребята смотрятся в зеркало  и наряжаются с помощью взрослого  в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья наполняется в течение  всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты (шапочки, ленты и  т.д.).

 

Такая организация предметной развивающей среды группы раннего  возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и  способствует его благоприятному развитию.

 

1.4 Игры с игрушками,  направленные на сенсорное развитие  детей

 

Игрушка располагает большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша. С одной стороны, сенсорное воспитание составляет фундамент  общего умственного развития малыша; с другой стороны сенсорное воспитание имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности, так и  для многих видов трудовой и творческой деятельности. Роль взрослых в сенсорном  развитии маленького ребенка заключается  в том, чтобы раскрыть ему те стороны  явлений, которые могут остаться для него незамеченными, и выработать отношение к ним. Поэтому на каждом возрастном этапе необходимо решать особые задачи, при решении которых  формируется определенное звено  сенсорной культуры.

 

Чтобы привлечь внимание ребенка  к свойствам предметов, выработать у него правильное представление  об этих свойствах, от педагогов и  родителей требуются определенные усилия и умение владеть специальными приемами работы с детьми.

 

Прием 1 «Наложение»

 

Зрительно сопоставить предметы по форме, величине и устанавливать  их совпадение или несовпадение дети не могут, поэтому им предлагается накладывать  предметы друг на друга, чтобы сравнить их по форме и величине.

 

Прием 2 «Приложение»

 

Определить цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям  также сложно. Но если они располагают  возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого  решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики. Необходимо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: зеленой лягушке  нужен зеленый бантик, белому зайчику - белый и т.п. Педагог показывает малышу, как правильно выбрать  бантик - приложив его к игрушке.

 

Подбор и группировка  предметов по каким-либо свойствам  требует от малышей большой сосредоточенности, умения выделять и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль взрослого  состоит не только в том, чтобы  организовать игру, но и в том, чтобы  активно участвовать в ней  от начала до конца. При этом часто  создается впечатление, что играют не дети, а взрослый. Это нормально, потому что в какой-то момент окажется, что ребенок способен самостоятельно справиться с поставленной задачей.

 

С целью накапливания представлений  о цвете и форме, величине проводится рассматривание игрушек, а затем  предлагаются цветные изображения  этих же игрушек и дети учатся узнавать их.

 

Побуждение детей сопоставлять предметы по величине и понимать слова  «большой» и «маленький» является важной задачей, для решения которой  можно использовать интересные игровые  приемы. Например, нужно две коробки, маленькая и большая, в каждой прорезаны двери разного размера; в одной маленькая, позволяющая  «пройти» только мелким игрушкам, а  в другой - большая - для крупных.

 

Вначале взрослый вносит коробку  с маленькой дверью и создает  проблемную ситуацию. Маленькие игрушки  легко проходят в дверь, а большим  игрушкам в нее протиснуться невозможно. Тогда педагог говорит детям, что дом с маленькой дверью для маленьких животных, а для  больших нужен другой дом - большой  с большой дверью. Затем педагог  вносит большую коробку с большой  дверью и помогает детям организовать вход больших игрушек в домик. После этого достает все игрушки  из домиков и вновь организует «заселение» игрушек в домики с учетом того, какие они большие  или маленькие. Такая игра проводится с детьми не менее пяти-семи раз. Для закрепления полученных представлений  можно три-четыре раза провести занятие  с разными воротами: маленькими - для маленьких игрушек, а большими - для больших.

 

Интерес представляют игры с  пирамидками. Задача подбора колец  пирамидки в значительной степени  облегчается, если проводить игру, в  процессе которой все игрушки  «строятся по росту». Чтобы «построить» игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов, поэтому делать это нужно как можно чаще.

 

Детям нравятся и такие  действия с игрушками, когда дети надевают на них «украшения». Побуждать  детей фиксировать внимание на форму  предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.

 

Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождество  и различия цветов и понимать слова  «цвет», «такой», «не такой», «разные» помогут игры, при проведении которых  игрушкам могут «предлагаться» предметы посуды (тарелки, чашки и др.) или  билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Например, среди нескольких тарелок есть три  зеленые: для лягушки, рыбки с  зеленым хвостом и попугая  с зелеными перьями; белые же достаются  гусю и зайчикам и т.п.

 

Сюжетная игра малышей  длится недолго - от 5 до 7 минут. Но эти  минуты бесценны для развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать  все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период и решить следующие  задачи:

 

· вызвать интерес к  игровой деятельности;

 

· сформировать умение принимать  воображаемую ситуацию;

 

· способствовать овладению  простейшими игровыми действиями, отражающими  известные детям жизненные ситуации;

 

· побуждать к осуществлению  переноса игровых действий с одной  игрушки на другие;

 

· подводить к осуществлению  первых замещающих действий (покормить  игрушку не ложкой, а палочкой).

 

После двух лет малыш начинает обобщать имеющиеся у него представления  об игровых действиях, дети «кормят» не только то животное которое «кормил» взрослый, они совершают это игровое  действие по отношению ко всем игрушкам.

 

В этом возрасте развитие игры идет в направлении расширения круга  изображаемых игровых действий и  установления элементарных первичных  связей между ними. Например, ребенок  покормил белочку, а затем уложил ее спать; при этом он уже способен использовать в игре сразу несколько  предметов: белочку укладывает спать  на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает одеялом, качает.

 

Известный детский психолог Л.Н. Галигузова выделила ряд условий, которые способствуют развитию игры у детей раннего возраста.

 

Условие 1

 

Прежде чем взрослый начинает игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально положительный  контакт.

 

Условие 2

 

Знакомя ребенка с сюжетом  игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучительного  тона, замечаний. Руководство игрой  должно быть мягким, ненавязчивым.

Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни