Сила слова или о чем не стоит говорить детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:08, методичка

Краткое описание

Мы, просвещенные и образованные современные люди, уже знаем, что большинство
наших проблем родом из детства. Родители, воспитывая нас, говорили как нужно себя вести,
как поступать, чтобы быть хорошими, от чего-то предостерегали. И все это исключительно из
добрых побуждений и для нашего блага

Вложенные файлы: 1 файл

все консультации.doc

— 870.50 Кб (Скачать файл)

Работая учителем-логопедом в группах для детей с нарушениями зрения, я пришла к выводу, что совершенствование речи этих детей имеет специфику. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций. Поражение зрительного анализатора вызывает изменение тех или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие и связанные с ним другие психические процессы.

Коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения зрения, выстраиваю с учетом принципов: первичности и вторичности дефектов, опоры на другие анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет нарастающей сложности лексического материала. Коррекционная работа предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка, но и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а также эмоциональное развитие ребенка.

Логопедические занятия с детьми провожу по подгруппам и индивидуально в интересной для них ситуации - при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.

На логопедических занятиях у детей формирую практические навыки словообразования и словоизменения; обучаю связному высказыванию; формирую умения анализировать и синтезировать слоги, слова; правильно произносить звуки родного языка. Все занятия ориентирую на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в общении, эмоциональное здоровье.

Занятия провожу в форме дидактических игр, упражнений, занимательных заданий, посвященных одной лексической теме. На каждом занятии стараюсь давать задания на развитие коммуникативных, социально значимых, эмоционально окрашенных навыков. Эти задания могут иметь различные формы: игры-драматизации; пальчиковые игры; игры на развитие мимической мускулатуры, речевого дыхания, голоса; сюжетно-ролевые игры (элементы); рассказывание; пересказывание; составление диалогов; решение проблемных ситуаций; штриховка и раскрашивание.

На своих занятиях я стараюсь, чтобы дети были постоянно активны, чтобы они любыми средствами проявляли свое понимание ситуации, свое к ней отношение, чувства и эмоции, вызываемые данным событием. Вопросы, которые я задаю детям, заставляют их обдумывать, осмысливать ситуацию и самостоятельно делать выбор движений, действий, цвета, слов. Стараюсь, чтобы на занятии моя роль состояла не в передаче детям готовых мыслей, слов, грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества, эмоционального обмена. Например. На занятии я провожу с детьми разминку мимической мускулатуры, которая предполагает формирование определенных произвольных мимических поз. Дети не только повторяют за мной то или иное выражение лица, но и отгадывают эмоциональное состояние человека, имеющего такое выражение чувств на лице, ситуацию и причины, вызвавшие эти чувства. Иногда ведущим становится ребенок, а остальные дети с удовольствием подхватывают его игру. Образцом мимической позы может стать ее изображение на бумаге; изображение сюжета или ситуации, в которых необходимо угадать развитие чувств и эмоций участников событий и выразить это самостоятельно.

Развитию эмоциональности у детей с нарушениями зрения и речи на занятиях успешно способствуют задания на совершенствование речевого дыхания и голосоподачи. Дети выполняют упражнения на развитие силы и тембра голоса. Для формирования эмоциональной выразительности речи систематически использую потешки, короткие стихи, прибаутки. При их произнесении детьми прошу голосом (его силой, тембром) показать характер, настроение, возраст или величину героя потешки, общее настроение стихотворения.

Объясняю детям, что не только словами, голосом, мимикой и жестами человек может выражать свое настроение, чувства и эмоции. В этом нам помогает музыка, живопись, цвет. Поэтому предлагаю детям различные задания на штриховку, раскрашивание, дорисовку контура, обводку; прошу выбирать те цвета карандашей, которые соответствуют настроению и эмоциям ребенка, тем чувствам, которые вызывает в нем данный рисунок. Обязательна словесная аргументация выбора цвета, формы после выполнения работы. Безусловно, необходима аккуратность и правильность при выполнении, но основной акцент ставится на привязку цвета к эмоции и объяснение личного выбора.

 

"Эстетическая игра как метод занятий искусством".

 "Через сознание мы проникаем в бессознательное:

Всякий акт искусства непременно включает в себя

как своё обязательное условие предшествующие

ему акты рационального познания, понимания,

узнавания, ассоциации:" (Л.С.Выготский).

Мир полон разных запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт этот большой мир руками, глазами, слухом, может даже попробовать на вкус. И если ребёнок чувствует и понимает - значит знает. Творчество - это тот мостик, по которому может пройти детская душа и реализоваться в любом материале, и даже найти себя. Ведь дети очень любознательны. Они, исследуя мир, экспериментируют с самым разнообразным материалом: будь это песок, камни, ракушки, щепки, бумага, глина, шишки: Любой предмет в руках ребёнка, становясь может быть игрушкой, обретает обычно жизнь, отличную от прежней. Как известно, в детской психологии этот факт игровой деятельности получил название "процесс замещения". А игра с неоформленным материалом развивают фантазию. И самое время, при помощи такого материала начинать работать с детьми 2 - 3 лет. Ведь в этом возрасте, дети пока не могут выразить словами свои мысли. И если в этот самый момент наряду со знакомыми предметами появятся картины, краски, музыка то и ребёнок, и его новая игрушка "войдут" в мир прекрасного.

Чем интереснее, разнообразнее, богаче жизненные впечатления ребёнка, тем ярче его воображение, интереснее ассоциации. Ведь содержательность изобразительного искусства опирается на механизмы жизненных и художественных ассоциаций. Полноценное эстетическое воспритие предполагает способность мыслить, чувствовать.В процессе эстетической игры ребёнок учится анализировать всё, что происходит с ним и вокруг него, учится осмысливать свои чувства. Фантазия ребёнка, её моделирующая, исследовательская природа, стремящаяся преобразовывать действительность, встречается в процессе эстетической игры с художественным пространством, созданным художником.

Во время эстетической игры перед ребёнком ставятся творческие задачи, выполнение которых помогает формированию у него художественного образа. В процессе эстетической игры необходимо побуждать ребёнка к творческой деятельности, к поиску художественных средств, и только тогда, когда возникнет мотивация к деятельности такого рода, можно дать ребёнку умения и навыки для осуществления задуманного.

Поэтому так важен факт постановки задачи поиска художественных средств для передачи собственных эмоций. Например: "найти тёплый цвет, теплую линию" и т.д.Ребёнок в отличии от художника, не может длительное время удерживать в себе те импульсы, которые возникли у него в момент соприкосновения с произведением искусства.

Задача педагога - поддержать в ребёнке это чувство, импульс на протяжении всей работы, пока выполняется творческое задание. Поэтому во время работы нужно постоянно возвращать ребёнка в игровую ситуацию. Иногда ребёнку трудно проанализировать свои чувства, тогда педагог наводящими вопросами может помочь ребёнку переступить черту между его чувствами, ощущениями, образами возникшими в воображении, и чистым листом.

Проводимая эстетическая игра всегда заканчивается выполнением творческого задания с использованием различных нетрадиционных техник: граттаж, монотипия, обрывание,создание различных отпечатков, работа с бисером и т. д. Таким образом, ребёнок свои переживания по поводу пережитой ситуации реализует в рисунках и творческих работах, осмыслив, закрепив полученные во время игры опыт, чувства и знания.

"Игры на развитие сенсорных способностей".

Сенсорные способности - это чувства: слух, зрение, осязание, обоняние:Когда, например психологи, воспитатели говорят о необходимости развития сенсорных способностей, многие сразу думают, что это сила слуха, острота зрения, и т.д. Но на самом деле речь идёт совсем о другом.

Возьмём, например, глаз - ведь это не просто оптический инструмент. Сетчатка глаза соединена с мозгом, да и сама есть как бы маленький фрагмент мозга. Хорошо видеть - это во многом:

умно, точно видеть, чётко распознавать увиденное. И точно так же осязать - значит хорошо распознавать тактильные ощущения, чётко их вспоминать в нужный момент. Многие психологи считают, осязание - основное чувство. Кожа, как было доказано, не только чувствует тепло, боль, разные прикосновения, будь это тепло, или злоба, а ещё "видит" свет. Только чтобы это получилось, нужно постараться и потренироваться, поток этих ощущений почти неуловим.

А слышать - это прежде всего умно слышать, уметь распознать то, что услышал, запоминать услышанное.

Но дело даже не в том, чтобы развивать у ребёнка необычные способности, существеннее - развивать сенсорные способности, чтобы ребёнок не отставал во всех сферах деятельности.

Есть не мало игр, порой может странные, но помогающие тренировать например: зрительную память. Игра "Что изменилось?":

Подгруппа детей в комнате внимательно рассматривают вещи, запоминая, что где лежит, один выходит, другие играющие перекладывают любую вещь в другое место. Вышедший входит, и пытается угадать, что изменилось". Игра "Что я написал?" тренирует тактильную чувствительность, и сразу происходит отгадывание может букв, а может цифр: "На спине пальцем написать букву, цифру, нарисовать квадрат, круг, если всё угадано, игроки меняются местами".

Знакомая всем с детства игра "Глухой телефон". Игра "Письмо на ладони" - передаётся буква, написанная на ладони. Игра "Барабанщик" - развивает чувство ритма. Игра "Гном" - учит отыскивать предметы на ощупь, аналогичная игра "Чудесный мешочек". Очень интересная игра для ориентировки в пространстве, умению запоминать "маршрут", сосредотачиваться - "Если бы я ничего не видел", "Разведка". Игра "Ходули" - лучшая тренировка чувства равновесия, а тот, кто хорошо держит равновесие, того невозможно выбить из седла и в жизни.

Игры для развития меткости "Салки с мячом", "Вышибалы", "Лапта", "Школа мяча", и мн. др. Дети любят игры, им важность развития сенсорных способностей подсказывает сама природа.

 

Ребёнок и рисование

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению , мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером :

Разве это не прекрасно ? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина.

Вот и прошли первые занятия по приобщению ребенка к прекрасному, сколько интересного и нового узнали, а сколько положительных эмоций и чувства радости, удивления они вызывают уже ни у одного поколения. И не стоит забывать о том, что занятия, направлены на развитие у дошколят художественно - творческих способностей. А художественное творчество - это деятельность, в результате которой дети создают что-то новое, оригинальное, интересное, проявляя все свое воображение, реализуя свой ни как у всех замысел, где самостоятельно находят средства для их воплощения. Также, на занятиях у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями, стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей. Ну а так как дошколята большие выдумщики, самое время познакомить их с нетрадиционными способами рисования. И нам взрослым будет интересно познать, что - то новое, а дошколятам тем более. Занятия по нетрадиционной технике изобразительного искусства в детских садах, уже стали традиционными. Эти необычайные методы, художественные техники изучены и апробированы в работе с детьми.

Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.

"Рано - рано поутру петушок пропел ку-ка-ре-ку", "медузы на дне океана затеяли игру" , "кисти рябины" , "ножки бежали по дорожке" и это все, при помощи ладошек можно реализовать в мечту.

А сколько дома не нужных вещей, вот щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы .Выехали с семьей в лес, что здесь может нас заинтересовать ? Шишки на ели, трава, листочки, иголки, камушки, палочки.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.

Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.

Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:

1.Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.

2.Развивает пространственное мышление.

3.Учит детей свободно выражать свой замысел.

4.Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

5.Учит детей работать с разнообразным материалом.

Информация о работе Сила слова или о чем не стоит говорить детям