Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:50, курсовая работа
Цель работы- изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках
художественного труда и изобразительного искусства.
Задачи:
1.Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения;
2.Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их
взаимосвязи;
3.Определить основные методы и принципы обучения, используемые на
уроках художественного труда и изобразительного искусства;
4.Изучить особенности реализации основных методов и принципов,
используемых на этих уроках.;
5.Обосновать влияние дидактических принципов и методов обучения на активность школьников и эффективность учебно-воспитательного процесса;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы профессиональной подготовки дизайнеров в Российской Федерации…………………………………………………………….6
1.1. Анализ использованной литературы…………………………………………..6
1.2. История развития дизайна………………………………………………………8
1.3. Зарождение новой философии формообразования в области дизайна……..15
Вывод I………………………………………………………………………………19
Глава II. Методика использование систем профессиональной подготовки дизайнеров в структуре СПО…………………………………………………….20
2.1. Анализ программ……………………………………………………………….20
2.2. Методика преподавания основ дизайна на занятиях изобразительного искусства в школе……………………………………………………………………........23
2.3. Внеклассная и внешкольная работа в профессиональной подготовки дизайнеров в системе СПО………………………………………………………………..28
Вывод II......................................................................................................................34
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………………36
Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков.
На фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в. расцвет русской инженерной школы был особенно заметным. Лучшие представители этой школы получили европейскую и даже мировую известность. Под влиянием решетчатых инженерных конструкций типа металлических ферм формировалась стилистика русского авангарда - конструктивизм. Развитие русской технической науки начала XIX века. Русская техническая наука находилась в тесной связи с французской технической школой, особенно после победы над Наполеоном. Труды и учебники по механике были хорошо известны в России. От Парижской политехнической школы были восприняты основные идеи и методики "прикладной (практической) механики", назначение которой видели в приложении к конкретным машинам и механизмам общей теоретической, или "рациональной", механики (кстати, отсюда были перенесены на эстетику и в теорию искусства понятия "рациональная (практическая) эстетика", "прикладное искусство" и т.д.).
В конце XIX века в России открываются новые политехнические и коммерческие институты. Все это стимулировало поднятие общественного престижа инженерной профессии. При этом создатели Политехнических институтов зачастую видели их задачей развивать науки шире и глубже, чем было бы достаточно для университетской науки, и выпускать инженеров широкого профиля, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями в области общенаучных и общеинженерных дисциплин, отлично знающих технику и умеющих применять свои знания в народном хозяйстве.
Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова.
Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове в помещении биржи. Всероссийские промышленные выставки выступали как сильный и очень действенный регулятор роли промышленности в культуре страны. Фабриканты получали право на изображение государственного герба на своих вывесках и изделиях, им вручали ордена, специальные медали выставок, значительные денежные премии. Крупнейшая художественно-промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Она как бы продолжила традиционные нижегородские (Макарьевские) ярмарки, проводимые с XVII в., на которых обменивали сырье южная и восточная Россия, Персия и Китай на изделия обрабатывающей промышленности - мануфактуру, посуду, металлические изделия из западных областей Российской империи. На территорию ярмарки переезжали банки, коммерческие конторы, в том числе и из Москвы. Здесь одновременно могли находиться до 200 тыс. человек. Конструкция покрытия ротонды во время строительства. Овальный выставочный павильон: интерьер во время покрытия сетки кровлей Исторический фотоснимок. После закрытия Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде еще не раз проходили крупные торговые ярмарки, но они никогда не поднимались до такого высокого общественного звучания, как эта выставка 1896 г. Но разрыв между технической и художественной культурой был все же весьма большим. Об этом приходилось говорить преподавателям, обращаясь к самым простым и наглядным примерам, это постепенно понимали и выпускники вузов, и промышленники. Профессор Харьковского практического технологического института Яков Столяров рассматривал вопросы эстетики в технике. В своей работе "Несколько слов о красоте в технике" он подвергает критике украшательство в XIX веке, маскировавшее технику под искусство.
Вывод I
То, что уйдя от отдельных имен и течений в истории дизайна СССР, который в большинстве своем был анонимным и лишь единицам удавалось вырваться из этого безликого сообщества и заявить о себе миру, дизайн сегодняшний «вышел из подполья» - на рынке оформительских услуг, наконец, появилась здоровая конкуренция, дающая потенциал для профессионального роста отечественных дизайнеров. Конечно, дизайн сегодня уже отошел от канонов советского прошлого, но прошло лишь одно десятилетие и дизайн в том виде, в котором он существует сегодня – наука достаточно молодая. Уже был совершен некоторый прорыв, поступают заказы из-за рубежа и многие студии сотрудничают с иностранными коллегами, обмениваются опытом, известны за рубежом и имеют даже там представительства. Но это лишь начало– каждый проводимый фестиваль и выпущенный каталог не перестает это демонстрировать, демонстрировать творческий и профессиональный рост.
Глава II. Методика использование систем профессиональной подготовки дизайнеров в структуре СПО.
2.1. Анализ программ.
Область применения.
Настоящий федеральный
государственный образовательны
профессионального образования на территории Российской Федерации,
имеющими право на реализацию основной профессиональной
образовательной программы по данной специальности, имеющими
государственную аккредитацию.
Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования
имеют образовательные учреждения среднего профессионального
образования при наличии соответствующей лицензии. Лицензирование основной профессиональной образовательной программы по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) осуществляется в областях, заявленных образовательным учреждением.
Область профессиональной деятельности выпускников углубленной подготовки:
художественное проектирование объектов графического дизайна, дизайна среды, промышленного дизайна, арт- дизайна; образование художественное в детских школах искусств, детских художественных школах, других образовательных учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
Дизайнер готовится к следующим видам деятельности:
1. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов.
2. Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) роектов в материале.
3. Контроль
за изготовлением изделий в
производстве в части соответст
4. Организация
работы коллектива
5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение 1 к ФГОС).
Дизайнер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных),
за результат выполнения
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Творческая художественно-
ПК 1.1.Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи;
ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.
ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.
ПК 1.4. Владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн- проектом.
ПК 1.5. Владеть классическими изобразительными и техническими
приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования.
ПК 1.6. Учитывать при проектировании особенности
материалов, технологии изготовления, особенности современного
производственного оборудования.
ПК 1.7. Использовать компьютерные технологии при реализации
творческого замысла.
ПК 1.8. Находить художественные специфические средства, новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи.
ПК 1.9. Осуществлять процесс дизайн- проектирования.
ПК 1.10. Разрабатывать техническое задание на дизайнерскую продукцию.
2.2. Методика преподавания основ дизайна на занятиях изобразительного искусства в школе.
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные формы и приемы.
Принципы обучения – руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.
Принципы – основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Педагогические принципы – это основные идеи, следование
которым помогает наилучшим образом достигать
поставленных педагогических целей.
Коменский в основу познания и обучения
поставил чувственный опыт и теоретически
обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности.
Наглядность применялась и до него. О ней
говорили педагоги – гуманисты, пример, Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко
рисунками и раньше, но это было, так сказать,
эмпирическое применение наглядности
без теоретического обоснования ее, которое
впервые дал Коменский.
Он понимал наглядность широко, не только как зрительное восприятие, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними.
Следует наблюдать, что возможно, в натуре; а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.
Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов: он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.
Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Он считал, что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать – так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.
Ценные указания дал
Коменский, выдвинув дидактическое
требование посильности обучения для учащихся. Детям
следует давать для обучения только то,
что доступно их возрасту. Посильность,
доступность в обучении достигаются ясностью
преподавания, сообщением основного без
излишних деталей.
Выдвинув дидактическое
требование прочности усвоения учащимися
учебного материала, Коменский говорил,
что надо закладывать «прочное основание»,
не спешить в обучении, добиваться, чтобы
учащиеся вполне усвоили преподаваемое
им: все имеющее связь должно преподаваться
«в связи». Каждая тема должна резюмироваться
в кратких, точных правилах. Огромное
значение для прочного усвоения имеют
упражнения и повторение усвоенного учащимися
материала. Сообщив новый учебный материал
учащимся, учитель требует, чтобы вызванный
им ученик изложил, повторил то, что было
сказано им; вызывает и другого ученика
сделать то же. Благодаря такому упражнению
и повторению учитель ясно видит, что осталось
непонятым учениками из его изложения.
Повторенное несколько раз прочно запоминается.
Большую роль при этом повторении вслух
имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и
самое усвоение становится более отчетливым
и прочным. С этой целью Коменский рекомендует,
чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались
обучить этому других.
Информация о работе Система профессиональной подготовки дизайнеров в Российской Федерации