Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа
Цель исследования: разработать и обосновать приемы развития диалогической белорусской речи средствами белорусской народной сказки у русскоязычных дошкольников
Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе (круг друзей и оценки в школе, возможность стать лидером в коллективе и т. д.). Уровень использования языка зависит от разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые ребенок получает с раннего детства. Поэтому так важно дать малышу полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируются основы личности, пробуждается интеллект. На наш взгляд этот момент наступает сразу после рождения малыша.
Билингвизм развивается стихийно, если родители не планируют заранее языков общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки. Иногда стихийный билингвизм развивается в том случае, если на улице дети разговаривают на языке, ином, чем дома, либо «домашний» и «уличный» языки смешиваются без всякого внимания к такому речевому развитию со стороны родителей.
1.3 Роль народной
сказки в развитии речи
"Народные сказки способствуют
усвоению всех форм языка,
Белорусские сказки - это настоящая
сокровищница мудрости, бережно
переданная предыдущими
Хочется отметить
Сказка - весьма популярный
жанр устного народного творчества,
жанр эпический, прозаический, сюжетный.
Она не поется, как песня, а рассказывается.
Предметом повествования в ней
служат необычные, удивительные, а нередко
таинственные и странные события: действие
же имеет приключенческий
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий. В дошкольном детстве речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным знаниям и участию детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.
На протяжении дошкольного
возраста, при правильной организации
воспитательной работы, дети практически
усваивают основные правила
Ведущая идея педагога
– всестороннее развитие
Дети речевой группы
часто бывают закрепощёнными, испытывают
трудности в общении.
Цели:
· Развитие речи детей
·
Раскрытие творческого
· Приобщение к русской культуре
Задачи:
· Развивать связную речь
· Обогащать словарный запас
·
Совершенствовать звуковую
·
Развивать творческие
·
Знакомить детей с устным
·
Знакомить воспитанников с
·
Дать представление о
Целенаправленную работу
по развитию речи посредством
эстетического воспитания, следует
начинать с наполнения
Наполнение пространственно-
· яркий иллюстративный материал;
· репродукции картин художников, работавших в жанре сказки;
·
различные виды театра (настольный,
плоскостной, пальчиковый,
· режиссёрские игры («Театр», «Цирк», «Концерт»);
· фонотека (аудиозаписи сказок, песен, стихов в исполнении мастеров художественного слова);
·
видеотека (мультфильмы,
·
картотеки (сказок, фольклорных игр,
подвижных игр, аудио и
·
словарики (сказочные герои,
· шапочки-маски, уголок ряженья;
· многофункциональное панно;
Накопление художественно-
Рассматривание иллюстраций,
чтение сказок, совместный пересказ
небольших сюжетов,
Так, постепенно у детей происходит накопление художественно-речевого опыта, усвоение содержания, запоминание образов сказочных героев. С приобретением первого опыта, дети начинают рисовать сказки. Сначала воспитанники рисуют знакомые образы: (колобка, зайчика, медведя), различные теремки, сказочные домики, волшебные деревья. Работа над сказочными сюжетами требует внимательного изучения русской культуры. Дети с удовольствием узнают об обрядах и традициях, учатся любить и беречь свою культуру, быть толерантными.
Дети очень любят
рассказывать сказки от имени
одного из героев. Традиционный
пересказ в этом случае
Для достижения лучших
результатов можно
На развитие пластики: «Пугливый, хитрый да сердитый», «Лиса-краса», «Угадай кто?»
На развитие эмоциональной сферы: «Сердитка», «Ласка», «Ой, ой, помоги!»
На развитие навыков по изобразительной деятельности: «Семь королей», «Холодно-горячо», «Создай сюжет сказки», «Построй композицию», «Далеко-близко».
Хорошим приёмом является
рассматривание репродукций
Придумывание собственных сказок
На последнем этапе
дети приобретают достаточный
опыт, могут решать более сложные
задачи, например, домысливание судьбы
героя. Ребята «вживаются» в
образ, сопереживают персонажу
сказки, действуют от его имени,
придумывают, как изменить
Персонажи в «Доме
сказок» селятся по желанию
детей. Дом может быть «
Родители с удовольствием
участвуют в таком совестном
проекте. Они оказывают помощь
в создании выставок, книжек, в
изготовлении костюмов к
Спектакли по сказкам
Спектакли по сказкам
готовятся достаточно долго и
проигрываются не один раз,
например, для родителей и детей
других групп. При этом
Когда хочется
Выводы:
·
Работа даёт положительные
·
Речь детей становится
·
Дошкольники приобщаются к
·
Дети учатся общению,
·
Устанавливаются доверительные
отношения между детьми и
·
Обогащение опыта посредством
сказки заложит основы
Ребенка может занимать только
внешнее повествование, связанное
с героем - радость, переживание, страх.
Но сама такая возможность