Словесное творчество дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста интересовала педагогов, психологов всегда. В настоящее время вопросы развития творческого потенциала детей являются основополагающими многих комплексных образовательных программ. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Творчество как деятельность………………………………………………...5
Художественное творчество и обучение детей……………………………..9
Словесное творчество дошкольников………………………………………14
Вывод……………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

Одни исследователи  считают, что для полноценного словесного творчества необходимо обладать умениями, формирующимися на основе мышления и воображения: видоизменять, преобразовывать представления памяти и создавать на этой основе новые образы и ситуации, определять последовательность событий, устанавливать связи между отдельными событиями, «входить» в изображаемые обстоятельства, отбирать речевые средства для построения связного высказывания (Г. Д. Кириллова).

Другие исследователи (С. М. Чемортан, О. С.Ушакова) придерживаются мнения, что, поскольку словесное творчество детей основывается на восприятии литературных произведений и представляет собой сплав подражания и продуктов собственного воображения ребенка, развитие способностей в области творческого рассказывания у дошкольников будет эффективно при анализе литературных произведений, читаемых детям, а также при выполнении заданий, стимулирующих творческую направленность деятельности дошкольников (придумать сказку на заданную тему, по предложенному началу, на свободно выбранную тему и др.).

Эффективными приемами и  методами обучения творческому рассказыванию, помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и оценка творческих рассказов детей)исследователи развития словесного творчества называют приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

  • придумывание детьми продолжения авторского текста,
  • придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,
  • сочинение с использованием картины,
  • сочинение по теме с использованием опорных слов, творческое рассказывание по литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие. [19]

Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным  средством развития творческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у  детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для  общего развития и созревания ребенка. Уже в дошкольном возрасте мы находим  у детей творческие процессы, которые  всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности.

Философы и психологи  подчеркивают, что творчество в любой  области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать  объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием определенного  опыта, ограниченность необходимых  знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское  творчество имеет объективное и  субъективное значение. Объективное  значение детского творчества заключается  в том, что в процессе деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее  огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего  общества. А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество.[20]

Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно  и заинтересованно судят о  явлениях культуры. Д. т. в области  искусства активно содействует  воспитанию эстетического вкуса  детей, их художественному образованию.

Одной из творческой деятельности является детское словесное творчество.

К настоящему времени в  психолого-педагогической литературе накоплен определенный опыт исследования словесного творчества детей. Вопросы развития детского словесного творчества поднимались в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Э.П. Коротковой и других, исследовавших тематику творческого рассказывания детей разных возрастных групп, выявлявших эффективные приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию. В ряде статей авторами рассматривались вопросы обучения дошкольников творческому рассказыванию на примере таких фольклорных жанров, как сказка (Л.М. Гурович, М.М. Конина, А.Е. Шибицкая), загадка (О.Н. Сомкова), небылица-первертыш (М.В. Фадеева). [19]

Для того, чтобы дети могли жить своей счастливой детской жизнью, необходимы педагоги, умеющие разделить с детьми их детскую жизнь, то есть играть, фантазировать, шалить. И лишь тогда возможны прекрасные проявления словесного творчества,  когда педагоги являются товарищами и друзьями детей. Это обязательное условие развития детского словесного творчества, поскольку душа ребёнка раскроется только в дружеском общении. Ведь творчество невозможно в пустоту. Оно всегда для кого-то. Задача педагога – создавать ситуации, в которых возникает необходимость в словесно-творческом выражении ребёнка. Пример: ребёнок заболел – дети пишут ему письмо, рассказывая о своих делах, ободряя и утешая. Творчество есть выражение сердца и подобная ситуация даёт возможность его проявить. Безусловно, для создания таких ситуаций требуется подготовленные педагоги. Такой педагог должен обладать прежде всего жаждой духовного совершенствования, филологической культурой, литературными способностями, должен уметь увлекать детей.  Главное же его качество – сердечность, ибо в развитии детского словесного творчества всё делается только сердцем.[5]

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. «Росток»:Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, доктор пед.наук. А.М. Страунинг, Обнинск, 1996г., 200с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.- 93С.:ил.
  3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество.- М.: «Просвещение», 2004.-158с.
  4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.- 96с.
  5.   И.Киршин Развитие детского творчества/Солнечный сад/ статья «Развитие детского словесного творчества/ режим доступа: http://solnechniysad.my1.ru/index/0-32
  6. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж.Родари « Грамматика фантазии» обр.А.М.Страунинг, М.А.Страунинг.-Ростов-на – дону, 1992г.
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-синтез, 2005.  120с.
  8. Компанцева Л.В., Подашуль Н.В., Комолова Е.И. Развитие художественно-творческих способностей у детей. Методическое пособие для воспитателя (из опыта работы). Шахты.: Изд-во АО ф. «Принтер», 1996, С.76
  9. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей дет.сада и родителей.-М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.- 160с.
  10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М. Знание, 1984.- 80с.
  11. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007с. – 256с.
  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с.
  13. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1974г.
  14. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связное речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 208с.
  15. Крылов Е. Развивать творческие способности детей/ дошкольное воспитание № 7-8,92/
  16. Детская Психология. Воображение и творчество в детском возрасте. режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8102.php?sphrase_id=53826
  17. Википедия. Электронный ресурс/Википедия. Свободная энциклопедия/ Режим доступа.:http://ru.wikipedia.org
  18. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование)
  19. Томилова С.Д. Творческая направленность художественно-речевой деятельности дошкольника как основа литературного развития/ Электронный ресурс/ Образовательный портал// Режим доступа.: http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5839&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=
  20. Алекинова О.В. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала/электронный ресурс// Словари.Яндекс.ру// режим доступа: http://slovari.yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Словесное творчество дошкольников