Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:11, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать теоретические аспекты влияния СМИ на социализацию подростков; Задачи:
выделить специфические характеристики подросткового возраста;
проанализировать процесс социализации подростков в русле социально-педагогической работы;
обосновать характер влияния СМИ на социализацию подростков;
провести исследование влияния СМИ на социализацию подростков СШ №3 г. Любаня;
составить методические рекомендации по использованию СМИ как средства социально-педагогической работы с подростками.
Однако нельзя отрицать положительные моменты в использовании сети Интернет. Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых давно потерял. А как приятно пообщаться с людьми из твоего города, если ты, например, уехал оттуда, а возможности вернуться нет.
В Интернете каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. Хочешь — отправишь электронное письмо хоть на край света. Хочешь — оставишь сообщение для группы новостей: так называется тематический электронный бюллетень, служащий своеобразной доской объявлений. Возможности сети поистине безграничны. Потребности и запросы путешествующих по сети Интернет самые разные. Одни хотят раздобыть новое программное обеспечение. Другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности. Третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту. Интернет помогает всем. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. С помощью Интернета можно даже звонить по телефону. Конечно, тут есть свои неудобства: о времени такой беседы в сети нужно договариваться заранее, да и качество связи часто оставляет желать лучшего. Однако звонить через Интернет гораздо дешевле! Обычный телефонный звонок в другую страну приходится оплачивать по международному тарифу. Если же для телефонного разговора используется компьютерная сеть, то оба собеседника звонят лишь своим провайдерам, находящимся, как правило, неподалеку, и платят за это по местному тарифу. Беседа в Интернете возможна при условии, что вызываемый вами абонент находится в сети. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё – делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё, а если чего-то там нет, значит, этого нет вообще, можно дружить и даже влюбляться, и это далеко не всё. Возможности Интернета практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, прелести писем, написанных рукой друга или любимого человека, сидя перед мерцающим экраном никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в «реале». Это, конечно, большой недостаток сети, но вместе с тем и большое достоинство, потому что нельзя навечно переселяться в виртуальную реальность, всё-таки мы живые люди, а не машины.
Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература, так как обычные книги стоят больших денег, многие ученые, как это не прискорбно, не в состоянии обеспечить себя необходимой литературой, Интернет дает им такую возможность. Так же Интернет является воистину самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научится, получить профессию либо поднять свои навыки на иной уровень. Так же в Интернете можно всегда получить самые свежие новости узкой либо широкой тематики.
Форумы – лучшая разработка человечества, и, один из наиболее важных аспектов Интернета - форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и ICQ дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два, и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом [8, стр. 58].
Что же такое Интернет глазами подростка? Прежде всего – это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Да и, честно говоря, не все второе применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так. От этого они становятся только глупее и ограниченнее – в общении и в свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но, к сожалению, доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять и осознать, только тогда возможно все изменить. Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не сточки зрения взрослых. Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности. В сети существуют клубы самоубийств, клубы наркоманов, клубы начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучиться правильно подбирать и колоть наркотики. В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, чтобы зайти на порносайт. В Интернете легко можно найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. А ведь на подобный сайт может зайти любой человек, в том числе и дети 13-16 лет. К сожалению, негативная информация в Интернете на данный момент преобладает. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма, особенно вредоносно влияние в подростковом возрасте, так как именно сейчас организм ребенка усиленно растет и развивается.
Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику человека в первую очередь влияют виртуальные вещи – игры и Интернет. Вот какие психологические симптомы может испытывать подросток, если он относится к группе Интернет- зависимых людей:
Интернет плох тем, что не имеет границ. То есть, он не ограждает подростков от ненормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Из всего выше сказанного следует то, что остается надеяться только на сознание самих детей, на их честность. Было бы лучше, если бы каждый ребенок задумался о своих поступках, о том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период – это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой.
Как бороться с негативным влиянием Интернета на ребят? На данный момент во всех общеобразовательных школах подключен бесплатная Всемирная сеть. И поставлены специальные «фильтры», которые не позволяют заходить на сайты не учебного характера. Это только один из способов борьбы государства с негативным влиянием Интернета на подростков.
Интернет с каждым днем все больше развивается, сфера услуг его расширяется. А такими темпами, если не придумать радикальных методов по контролю над теми, кто его посещает, то наше общество начнет деградировать. Этот процесс уже начался, а что будет дальше, зависит только от нас самих. Бесконтрольное посещение Интернета – это на самом деле очень большая проблема, которая требует незамедлительного решения [10, стр. 38].
Таким образом, влияние СМИ на человека достаточно разнопланово. Оно может быть как негативным, так и позитивным, некоторые вовсе отрицают их влияние. Но учитывая то, что нас интересует влияние СМИ на подростковый возраст, оно в большей степени характеризуется отрицательными моментами в силу особенностей подросткового возраста.
ВЫВОДЫ
1.Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным возрастом. И можно выделить три группы причин делающих его таким: физиологические, психологические и социально – психологические. Физиологические, то есть, бурный рост и половое созревание организма; психологические, а именно, становление нравственности, приобретение новой социальной позиции; социально – психологические, то есть, усвоение социума, общих признаков устройства мира;
2.Все специфические особенности подросткового возраста характеризуются изменениями, неустойчивостью, сложностью. В таком состоянии подросток в особенности подвержен различным негативным воздействиям и влияниям. И СМИ здесь не исключение, так как подростки самые активные потребители информации всевозможного содержания, однако культура и навыки использования СМИ у подростков не сформированы;
3.Подростковый период имеет исключительное значение в общем процессе социализации человека. Он является одним из самых сложных и противоречивых. В этот период чаще всего возникают различные нарушения и деформации. И исключительно важным в этот период является контроль над процессами, происходящими в жизни подростка. Он должен осуществляться как со стороны семьи, так и со стороны школы, в частности социальных педагогов и психологов, специалистов по социально-педагогической работе;
4.Все нарушения процесса социализации подростка плавно переносят её в область социально-педагогической работы. Задача социального педагога не только решение возникнувших нарушений, но и всевозможная профилактика этих нарушений, в том числе борьба с негативными аспектами влияния средств массовой информации на социализацию подростков;
5.СМИ стали неотъемлемым элементом жизни общества в целом и каждого человека в особенности. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что бес них она уже не представляется;
6.Влияние СМИ на человека достаточно разнопланово. Оно может быть как негативным, так и позитивным, некоторые вовсе отрицают их влияние. Но учитывая то, что нас интересует влияние СМИ на подростковый возраст, оно в большей степени характеризуется отрицательными моментами в силу особенностей подросткового возраста.
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Изучение отношения подростков к СМИ как средству социализации
В последнее время вопрос о влиянии средств массовой информации на человека, а в нашем случае – на подростка, становится всё более актуальным. Многие учёные: педагоги, психологи, социологи, социальные работники и другие занимаются этим вопросом. Ведётся множество споров о том, какое же влияние оказывают СМИ на социализацию подростков в большей степени: позитивное или негативное. Существуют факты, подтверждающие обе точки зрения. Мы же попытались выяснить как сами подростки оценивают это влияние. Это и является целью нашего исследования.
Данное исследование проводилось в ГУ «Гимназия №1 г.Дзержинска». Данная работа была продиагностированна с помощью двух анкет: тест-опросник «Выявление ведущего фактора социализации современного подростка» и анкета на оценку подростками влияния СМИ: позитивное или негативное.
Объектом исследования выступила группа подростков, в возрасте 13-16лет.
Количество испытуемых составило 59 человека, из них 36 девочек и 23 мальчиков (Рисунок 1).
Рисунок1.Количество испытуемых в процентном соотношении
Для исследования были использованы две анкеты:
Для выявления ведущего фактора социализации современных подростков главным фактором являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность ребенка к тому либо иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не однозначное доказательство факта «Да и Нет», а какой-то один из предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к ним всем. ( См. Приложения ).
Результаты исследования можно представить следующим образом.
Тест-опросник «Выявление ведущего фактора социализации современного подростка», позволяет говорить о семье как ведущем факторе социализации подростков. Подавляющее большинство подростков чаще всего именно с родными и в стенах своего дома решают наиболее важные проблемы, ищут помощи и поддержки. Это, безусловно, положительный момент для процесса социализации подростка.
Что касается группы сверстников, то они также оказывают достаточно большое влияние на интересы, мнения, поведение, потребности подростков. Это объясняется тем, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте.
Как это ни грустно, но нужно сказать о том, что падает авторитет школы в глазах ребёнка, в частности подростка. Они редко обращаются за помощью к специалистам школы, существует даже некоторая степень недоверия.
Что касается СМИ, как фактора социализации подростков, то можно сделать вывод о том, что его влияние не так значительно как предполагалось. Несмотря на то, что использование различных видов СМИ имеет место в жизни каждого подростка, оно носит в основном развлекательный характер и сами подростки не отрицают этого. В решении каких-либо важных вопросов подростки предпочтут мнение родителей, друзей, учителей, нежели будут искать ответы, используя СМИ.
Таблица 1.1. – Результаты теста-опросника «Выявление ведущего фактора социализации современного подростка»
1 |
Семья |
90,7% |
2 |
Группа сверстников |
4,8% |
3 |
Школа |
3,4% |
4 |
СМИ |
1,1% |