Современный урок географии. Методика организации и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6
1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6
1.2. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10
2. Урок географии…………………………………………………………32
2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34
2.2. Разработка современного урока географии………………………...38
Заключение………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

2015

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6

1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6

1.2. Актуальные проблемы преподавания  географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10 

2. Урок географии…………………………………………………………32

2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34

2.2. Разработка современного  урока географии………………………...38

Заключение………………………………………………………………..56

Список литературы……………………………………………………….57

Приложение (диск с презентацией)

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Значительные  изменения в системе образования  в условиях перехода к новым  Образовательным Стандартам требуют  модернизации дидактической системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с реализацией идеи развития воспитательной направленности   школьного географического образования через моделирование   современного урока географии, которое обусловлено задачами стимулировать самостоятельность учащихся, развивать стойкий познавательный интерес к географии, положительные мотивы к обучению, а также процессами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в школе.

   Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов  новых технологий обучения, а также  использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.

  Для достижения цели, в работе реализуются следующие  задачи:

  • Сформулировать приоритеты модернизации школьного географического образования  при определении основных особенностей современного урока географии.
  • Показать преимущества применения инновационных методов обучения с использованием информационных ресурсов и ИКТ, а также новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся при моделировании урока географии и во внеурочной деятельности.
  • Привести конкретный пример модели современного урока.

Выделить достигнутые результаты обучения, полученные при создании воспитывающего образовательного пространства, способствующего самореализации, активизации творческой деятельности учащихся.

    Объект исследования  – современные методы обучения в процессе моделирования современного урока географии, в сравнении с традиционным уроком, который до сих пор сохраняет сильные позиции в школе.

    Предмет исследования  – формы организации современного  урока на примере коллективного  творческого сотрудничества учителя и ученика в процессе проектно-исследовательской деятельности.

    В настоящее  время  можно выделить главные  приоритеты модернизации школьного  географического образования, а  именно:

• Образовательный процесс сегодня предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебно-познавательной деятельности и учебном поведении.

• Содержание образования, методы и средства обучения структурируются таким образом, что позволяют  каждому ученику проявить избирательность к предметному материалу.  Для этих целей разрабатываются индивидуальные программы обучения школьников, способствующие развитию критического мышления в условиях погружения в проектно-исследовательскую деятельность. 

• Образованность как совокупность знаний, умений, компетентностей является важнейшим средством воспитания духовно-нравственных качеств учащихся и выступает сегодня одной из приоритетных целей школьного географического образования.

•  Выбор новых технологий, их рациональное сочетание при планировании современного урока географии работает на качество обучения и в конечном итоге обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание теории и методики обучения географии
    1. Предмет и задачи методики обучения географии

Процесс обучения географии базируется на общих педагогических законах и закономерностях социальной обусловленности, воспитывающего и развивающего характера обучения, целостности и единства учебной деятельности. Мостом, соединяющим научные концептуальные представления с дидактической практикой, являются теория и методика обучения.1

Методика обучения географии – одна из педагогических наук. Главный предмет ее изучения – общественный процесс обучения основам географии с элементами смежных наук, таких как экология, геология, экономика и т. д. Процесс обучения географии имеет свои конкретные особенности.2 Особое значение для восприятия любой науки имеют ее исходные понятия – объект, метод, цель.3

Объектом методики обучения географии выступает целостный педагогический процесс создания и усвоения всех содержательных компонентов географического образования.

Важнейшие задачи методики обучения географии:

1. Отбор знаний о естественно-научных  основах рационального природопользования, об охране окружающей среды; разработка приемов формирования этих знаний.

2. Разработка теоретических  и методических вопросов методической

науки (положение в системе педагогических наук, связь с практикой).

3. Изучение закономерностей  развития, использование методов исследования, условий повышения эффективности методических исследований, сопоставление обучения и научного познания.

Проблемы методики преподавания географии:

1. Цели обучения, т. е. зачем  учить географии.

2. Каково содержание школьной географии, т. е. чему учить.

3. Каковы методы и формы  обучения, т. е. как учить.

4. Каковы средства обучения  географии, т. е. с помощью чего  учить.

Методика преподавания географии является педагогической наукой,

построенной с учетом возрастных особенностей. Одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить современный уровень развития и достижения системы географических наук. Это выразилось в экономической, экологической и гуманитарной направленности содержания образования, интеграции физико-географических и экономико-географических знаний.

Средства обучения всегда зависят от выбранных методов обучения. Это могут быть статистический, полевой, демографический и другие методы.

Методика преподавания географии тесно связана с дидактикой, которая образует общую научную основу методики всех учебных предметов.

Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения закономерностей обучения всех учебных предметов.

Методика обучения географии связана с психологией (знание закономерностей психики помогает найти наиболее эффективные средства и методы обучения и воспитания). Учительские коллективы ведут разработку актуальных проблем обучения и воспитания учащихся.

I. Теоретические методы исследования направлены на создание

обобщения, установление и формулировку закономерностей изучения явлений и процессов. Выделяются:

1. Системно-структурный подход, который состоит в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Данный подход предполагает определить цели, отбор содержания, методов и средств обучения урока, оценку эффективности урока.

2. Типологический подход  – осуществляется группировка  изучаемых

объектов и явлений, выделяются существенные признаки каждой группы. Он находит применение при исследовании всех проблем методической науки.

3. Математические методы  исследования – не ограничиваются проведением расчетов. Главная их функция – выявление и объяснение сложных взаимосвязей и закономерностей педагогических явлений.

4. Исследовательский метод  – все исследуемые явления рассматриваются в развитии и изменении во времени. Этот метод помогает привлекать данные историко-методических исследований при изучении проблем современной методики обучения географии.

5. Метод моделирования  – состоит в том, что в простой  и доступной

форме объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом. Пример – модель земного шара.

II. Эмпирические методы  исследования делятся на:

1) изучение практики;

2) педагогический эксперимент.

Эмпирические методы исследования тесно связаны с практикой школы. Обычно применяется несколько методов, доля каждого зависит от задач исследования. При их использовании необходимо усвоить цель изучения практики школы, составить план этого изучения, подготовить проверочные работы, разработать схему наблюдения на уроке, составить схему для учащихся и учителей и т. д.

Педагогический эксперимент будет подразделяться на естественный и

лабораторный. Его используют, чтобы определить: 1) доступен ли для учащихся тот или иной учебный материал, который исследователь считает нужным включить в содержание курса, 2) эффективны ли новые способы изучения вопросов школьной географии, новые наглядные пособия и их состояние.

Первое условие эксперимента – продуманная гипотеза или научное предложение, которое надо доказать. Оно включает: 1) знания и умения, которые должны быть усвоены; 2) наиболее рациональные методы, формы и средства обучения.

Второе условие эффективности эксперимента – создание учебно-методических материалов (учебных текстов, вопросов и заданий для учащихся, раздаточного дидактического материала), с помощью которых ведется обучение. Главный критерий ценности новых методических предложений (по совершенствованию содержания, методов, форм, средств обучения) – положительные сдвиги в знаниях и умениях учащихся, их познавательных процессов и эмоционально-ценностной сфере. Поэтому необходимо создание измерительных материалов, позволяющих отметить эти сдвиги (проверочные работы, план наблюдений за учащимися, анкеты для учащихся и учителей и пр.).

Распространенной формой педагогического эксперимента является выделение особых классов (экспериментальных и контрольных).

Изучение практики подразделяется на:

1) наблюдение процесса  обучения;

2) анкетирование учителей, учащихся, родителей;

3) изучение

школьной документации;

4) письменные проверочные работы;

5) рейтинг или метод экспертов.4

Таким образом, методика обучения географии – это отрасль педагогической науки, изучающая развитие и формирование геообучающих систем и геообучающих технологий. Задача методики обучения географии – обеспечение эффективности ГОС на всех стадиях ее функционирования. Методика обучения географии, взята в совокупности целей и способов их решения, основное внимание уделяет личностным факторам – учителю и ученику.

 

    1. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Основные задачи модернизации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности предполагают значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта для основной школы по всем учебным предметам, в том числе и по географии.

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образова-тельного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педаго-гических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области, общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Информация о работе Современный урок географии. Методика организации и проведения