Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:48, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6
1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6
1.2. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10
2. Урок географии…………………………………………………………32
2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34
2.2. Разработка современного урока географии………………………...38
Заключение………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………………….57
Урок географии по теме «Воды суши. Реки» по ФГОС. 5-й класс
Базовый учебник: А.А. Летягин. География. 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012г.
Цели:
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Астраханской области, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.
Ресурсы:
Основные: учебник «География 5 класс», атлас и контурные карты 6 класс, карта полушарий, физическая карта России.
Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.
Ход урока
– Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.
– Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
– Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!
Все готовы – все готовы
Все в порядке – все в порядке
И учебники – и учебники
И тетрадки – и тетрадки
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать
Мобилизующий этап (проверка домашнего задания)
Входной тест:(2 мин.)
1. Расположите океаны
в порядке уменьшения их
2. Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном, называется: заливом, проливом, морем.
3.Выбрать самый большой залив: Аравийский, Гвинейский, Персидский.
4. Выступающая часть суши,
с трех сторон окруженная
5. Выбрать самый большой остров: Гренландия, Тасмания, Мадагаскар.
6. К внутреннему морю относится: Баренцево, Аравийское, Черное.
7. Самое соленое море на Земле: Балтийское, Черное, Красное.
Установка познавательной задачи (2 мин.)
Медитация
Звуки в природе. Ручей в лесу
Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является – вода. Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», – писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель. (Слайд 2)
Предлагаю отгадать загадки:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется
Целеполагание (2 мин.)
Сообщаю тему урока: Вы уже поняли, что тема урока … (Реки)
Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.
Ученик читает стихотворение.
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…
Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
Научиться показывать реки мира, России на карте.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Изучение нового материала (10 мин.)
– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картины А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
–Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»
Чуден Днепр при тихой погоде,
когда вольно и плавно,сквозь горы,леса,
гордо он мчит свои полные воды,
вылитый, будто весь с серебра.
–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.
Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках.
А.Твардовский «За далью даль»
Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.
Н.А.Некрасов «На Волге»
О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»
М.Ю.Лермонтов
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
А.С.Пушкин
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
М.Ю. Лермонтов
– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.
– Кто может назвать крупные реки мира, России?
1 группа: Самая длинная река мира – Нил (Африка) – 6671 м
2 группа: Самая полноводная в мире – Амазонка (Ю. Америка) – 7,2 млн. кв. км
3 группа: Самая длинная у нас в стране – Обь с Иртышом – 5410 км,
4 группа: Самая полноводная в нашей стране – Енисей
Слайды 10, 11.
Работа в группах
Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски.
–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).
Слайд 12
– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50).
– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной
И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.
Слайды 14-16.
Учитель: Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.
«…Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская, великая река
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель
М. Пляцковский
Исток Волги
Видеоролик «Исток Волги»
Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни.
У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место?
Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье.
Слайды 17, 18 и учебник стр. 96
Первичная проверка понимания (5 мин.)
Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий: найдите на карте истоки и устья разных рек разных рек:
I гр – Обь, Енисей,
II гр – Терек, Нил,
III гр – Амазонка, Конго.
IV гр – Лена, Амур
Объясняют как определить правый и левый берег.
Важно! Исток не может находиться в море или океане.
Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова – речная система, водораздел, бассейн.
Работа с учебником: найти эти определения (Слайд 19). Линии водоразделов не только определить бассейн реки, но и отнести реки к бассейнам океанов.
Работа с учебником стр. 97 (по группам) рис. 62 и зад стр. 51 р.т.
Работа с мультемедиа-учебником (Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс – урок «Воды сши. Реки.») рассказываю о строении реки.
Физкультминутка (2 мин.)
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Информация о работе Современный урок географии. Методика организации и проведения