Современный урок географии. Методика организации и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6
1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6
1.2. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10
2. Урок географии…………………………………………………………32
2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34
2.2. Разработка современного урока географии………………………...38
Заключение………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)
    1. Разработка современного урока географии

Урок географии по теме «Воды суши. Реки» по ФГОС. 5-й класс

Базовый учебник: А.А. Летягин. География. 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012г.

Цели:

  • Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
  • формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
  • формирование умения составлять описание географического объекта;
  • формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

Развивающие:

  • развитие навыков работы с информационным материалом.
  • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
  • формирование критического мышления.

Воспитательные:

  • способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Астраханской области, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Ресурсы:

Основные: учебник «География 5 класс», атлас и контурные карты 6 класс, карта полушарий, физическая карта России.

Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

Ход урока

– Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.

– Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!

– Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

Все готовы – все готовы

Все в порядке – все в порядке

И учебники – и учебники

И тетрадки – и тетрадки

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать

Мобилизующий этап (проверка домашнего задания)

Входной тест:(2 мин.)

1. Расположите океаны  в порядке уменьшения их площади: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный  Ледовитый.

2. Часть океана, глубоко  вдающаяся в сушу, но свободно  соединяющаяся с океаном, называется: заливом, проливом, морем.

3.Выбрать самый большой  залив: Аравийский, Гвинейский, Персидский.

4. Выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой, называется: остров, полуостров, архипелаг.

5. Выбрать самый большой  остров: Гренландия, Тасмания, Мадагаскар.

6. К внутреннему морю  относится: Баренцево, Аравийское, Черное.

7. Самое соленое море  на Земле: Балтийское, Черное, Красное.

Установка познавательной задачи (2 мин.)

Медитация

Звуки в природе. Ручей в лесу

Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является – вода. Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», – писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель. (Слайд 2)

Предлагаю отгадать загадки:

Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

В нее льется, из нее льется,

Сама по земле плетется

Целеполагание (2 мин.)

Сообщаю тему урока: Вы уже поняли, что тема урока … (Реки)

Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.

Ученик читает стихотворение.

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река.

Меконг, Янцзы и Хуанхэ,

Где жёлтый берег вдалеке.

Амур, Даугава и Миссури,

Рассветы там синей лазури.

Я слышал Конго, есть река,

Темна, опасна, глубока.

Есть Амазонка, Ориноко,

Текут они в дали далёкой,

Есть Нил великий, Ганг огромный,

Есть множество – больших и скромных…

Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:

Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Научиться показывать реки мира, России на карте.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Изучение нового материала (10 мин.)

– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?

–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картины А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).

–Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»

Чуден Днепр при тихой погоде,

когда вольно и плавно,сквозь горы,леса,

гордо он мчит свои полные воды,

вылитый, будто весь с серебра.

–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.

Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках.

А.Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих в даль – семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздила шар земной.

Н.А.Некрасов «На Волге»

О, Волга! после многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь

Все тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов…

«…О, Волга, колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке…»

М.Ю.Лермонтов

Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь.

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

А.С.Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

М.Ю. Лермонтов

– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.

 

– Кто может назвать крупные реки мира, России?

1 группа: Самая длинная  река мира – Нил (Африка) – 6671 м

2 группа: Самая полноводная  в мире – Амазонка (Ю. Америка) – 7,2 млн. кв. км

3 группа: Самая длинная  у нас в стране – Обь с  Иртышом – 5410 км,

4 группа: Самая полноводная  в нашей стране – Енисей

Слайды 10, 11.

Работа в группах

Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски.

–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).

Слайд 12

– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50).

– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной

И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.

Слайды 14-16.

Учитель: Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.

«…Вот отсюда, именно отсюда

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо –

Русская, великая река

Лёгкий дом, как девичья светёлка,

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

Здесь её и дом, и колыбель

М. Пляцковский

Исток Волги

Видеоролик «Исток Волги»

Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни.

У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место?

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье.

Слайды 17, 18 и учебник стр. 96

Первичная проверка понимания (5 мин.)

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий: найдите на карте истоки и устья разных рек разных рек:

I гр – Обь, Енисей,

II гр – Терек, Нил,

III гр – Амазонка, Конго.

IV гр – Лена, Амур

 

Объясняют как определить правый и левый берег.

Важно! Исток не может находиться в море или океане.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова – речная система, водораздел, бассейн.

Работа с учебником: найти эти определения (Слайд 19). Линии водоразделов не только определить бассейн реки, но и отнести реки к бассейнам океанов.

Работа с учебником стр. 97 (по группам) рис. 62 и зад стр. 51 р.т.

Работа с мультемедиа-учебником (Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс – урок «Воды сши. Реки.») рассказываю о строении реки.

Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Информация о работе Современный урок географии. Методика организации и проведения