Соотношение понятий «воспитание» и «воспитательная работа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

По объему понятие «воспитание» шире понятия «воспитательная работа», поскольку воспитательная работа проводится планомерно и предполагает внешнее воздействие на детей, а воспитание не обязательно является планомерным и связано не только с внешним воздействием на ребенка, но и с его внутренним изменением, саморазвитием. Процесс развития ребенком у самого себя определенных качеств и способностей входит в объем понятия «воспитание», но не входит в объем понятия «воспитательная работа». Кроме того, понятие «воспитание» охватывает всю совокупность воздействий на ребенка окружающих людей и общественных институтов в различных ситуациях повседневной жизни и организованной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

СРС 1.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

В наиболее общем виде педагогическая технология определяется как «совокупность средств и  методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и  воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели»   
В качестве составной части педагогической технологии может рассматриваться технология воспитания, которая, в свою очередь, включает институционально закрепленную и четко структурированную технологию воспитательной работы и внеинституциональную технологию воспитательного влияния, которая является слабоструктурированной и может применяться без специальной профессиональной подготовки в разных ситуациях повседневного общения. Если говорить о технологии воспитательной работы, то надо отметить, что эта технология имеет общие существенные признаки с педагогической технологией, входит в сферу профессиональной компетентности педагога и предполагает четкую регламентацию его практической деятельности в целях достижения выявляемых и воспроизводимых результатов в развитии детей.

     Технология воспитательной работы – это совокупность средств, методов и форм педагогической деятельности, обеспечивающих осуществление общих целей воспитания в конкретных условиях. Понятие «технология воспитательной работы» следует отличать от понятия «техника воспитательной работы», которое означает комплекс приемов, с помощью которых в процессе педагогического взаимодействия решаются частные цели и задачи воспитания.

     Технология воспитательной работы связана с методикой воспитания, причем возможны разные точки зрения на характер этой связи. Например, технология воспитательной работы в педагогической литературе может рассматриваться как усовершенствованная и более эффективная методика воспитания, или как альтернатива традиционной методике, или как современный уровень развития методики воспитания, или как инструментальная часть соответствующей методики или как самостоятельная методика воспитательной деятельности во внеурочное время. Однако в любом случае следует учитывать, что в отличие от методики технология воспитания не охватывает содержательных моментов педагогического процесса. Иными словами технология воспитательного процесса включает все его важнейшие параметры за исключением содержания. Педагогическая технология индифферентна по отношению к содержанию, поскольку одни и те же методы и средства могут использоваться при объяснении совершенно разного в содержательном отношении материала, а кроме того, одно и то же содержание может быть предъявлено с помощью технологически разных средств.

Педагогическая технология проектируется таким образом, чтобы  снизить влияние ситуативных  и субъективных факторов на организацию  воспитательного процесса и оценку его результатов. Но нельзя не отметить, что успешность использования педагогической технологии в практике воспитательной работы все же в некоторой степени зависит не только от характеристик самой технологии, но и от умения педагогов ее применять, от их мастерства, проявляющегося в выборе и реализации того или иного технологического элемента в уникальных изменяющихся условиях воспитательного взаимодействия, в реальной ситуации личного контакта с учащимися.   При немеханистическом понимании технологии воспитательной работы можно избежать крайности технократического подхода, нивелирующего личностные различия педагогов.

     Ясно, что использование технологии воспитательной работы требует профессионального подхода, специальной подготовки и определенных навыков от педагогов. Особенно важно учитывать это обстоятельство при построении и применении технологии воспитательной работы в специальной школе, где обучаются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи и усиленном внимании со стороны педагогов. Эффективность воспитания повышается в случае реализации научно обоснованной технологии воспитательной работы компетентными и гуманными специалистами, которые обладают личностными качествами, важными для оптимизации процесса воспитания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Литература

  1. Крысанова О. А. Воспитательный потенциал новых дидактических средств интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся/Воспитание школьников, №1, 2012 Шмачилина, С.В. Исследовательская культура старшеклассников: формирование и диагностика.№1.

  1. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. — 2011. — № 6. — С.

  1. Лаптева М. Д. Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности. Воспитание школьников, №1, 2012

  1. Оловянникова Т. А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности, Воспитание школьников, №2, 2012

  1. Сухомлинский В. А.Воспитание гражданина/ Воспитание школьников, №7, 2011

Микшис Е. А. Помощь учителя в адаптации нового ученика на уроке. Воспитание школьников, №7, 2011

start="6"

  Гельвеций К. Л. О человеке // Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1974, с. 506–507.  

  1. Гольбах П.Л. Основы всеобщей морали, или катехизис природы // Избранные
  2. Локк Д. Мысли о воспитании // Педагогические сочинения. М., 1939, с. 134.  
  3. Лихачев Б.Т. Опыт экспериментального исследования проблем нравственного воспитания // Советская педагогика, 1965, № 10, с. 67.  
  4. Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика, 1999, № 1, с. 21.
  5. Монахов В.М.  Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика, 1997, № 6, с. 27.  
  6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб., 2004, с. 150–152.
  7. Маврин С Л. Образовательные и педагогические технологии: сущность понятий и классификационная характеристика // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып. 2. Екатеринбург, 1996, с. 119.
  8. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997, с. 16–17.

 
 
 
 


Информация о работе Соотношение понятий «воспитание» и «воспитательная работа»