Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:20, курсовая работа
Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.
Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.
1)Ответы детей заносились в специально
составленный протокол.
На заполнение анкеты «Что мешает Вашему
ребёнку?» отводилось 7 дней, чтобы все
взрослые члены семьи могли ответить на
предложенные вопросы (приложение А).
Результаты анкетирования
Качества ребенка |
Ответы родителей в % | |
Отсутствие навыков общения |
6 | |
Завышенное мнение о себе |
4 | |
Драчливость |
11 | |
Застенчивость |
25 | |
Неуверенность в себе |
10 | |
Обидчивость |
7 | |
Плаксивость |
4 | |
Замкнутость |
15 | |
Возбудимость |
3 | |
Медлительность |
5 | |
Упрямство |
7 | |
Пассивность |
3 |
Статус ребенка |
Характеристика |
Количество в % |
«Предпочитаемые» |
Дети, которые по наблюдениям воспитателей проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников. |
50 |
«Отверженные» |
1)Неадекватность защитных реакций на обиды; 2)Повышенная чувствительность к тому, как к ним относятся окружающие; 3) Некоторые физические
особенности и личностные |
25 |
«Изолированные» |
В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение. |
10 |
«Популярные» |
Активные, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относятся. |
15 |
В обследование детей четырёх лет не была включена методика «Шкала самооценки», по нашему мнению, её целесообразнее проводить в конце обучения средней группы, когда испытуемые смогут оценивать себя с точки зрения других людей, преодолевая эгоцентризм мышления(приложение В).
Социальный статус ребенка |
Характеристика |
Количество в % |
Благоприятный |
Конфликтные ситуации предпочитают разрешать самостоятельно или с помощью взрослого |
75 |
Неблагоприятный |
Преобладание агрессивных действий, возбуждённого состояния, чрезмерных нарушений общепринятых правил |
15 |
4) Изучение социального
Результаты анкетирования родителей дополнили необходимые сведения об особенностях поведения воспитанников, были сопоставлены с экспертными оценками воспитателей( приложение Г).
Трудности в воспитании ребенка |
Количество опросчиков(воспитателей, родителей)в % |
Упрямство, плаксивость, обидчивость |
75 |
Повышенная возбудимость |
45 |
Медлительность |
20 |
Застенчивость, неуверенность |
5 |
Мнение воспитателей несколько расходилось с ответами родителей. Обработав результаты исследования, мы выстроили ряд факторов, наиболее препятствующих в работе педагогов с дошкольниками:
Неблагополучие ребенка дает начало устойчивым отрицательным чертам характера и делает чрезвычайно трудной и сложной их коррекцию. Не менее трудной становится и коррекция негативного отношения сверстников к подобным детям. Межличностные отношения дошкольников очень консервативны и ригидны, с трудом поддаются перестройке. Сказанное делает целесообразным акцентирование внимания на необходимости ранней диагностики и коррекции случаев детского неблагополучия, следствием которого становятся негативные формы поведения ребенка. Самым эффективным методом коррекции является игра. Можно предположить, что обучение ребенка способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры, где предметом осознания ребенка выступает область взаимоотношений с другими детьми - партнерами по игре, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей и достижению более адекватной адаптации и социализации детей. В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на следующих положениях:
1) теории деятельности А.Н. Леонтьева,
состоящей в том, что позитивно
влиять на процесс развития - значит
управлять ведущей
2) Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;
3) разработанных в теоретической
концепции В.Н. Мясищева, согласно
которым личность является
Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей. В процессе игровой коррекции использовались специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам. На занятиях детям был предложен большой выбор сюжетно-ролевых игр: специальные игры-драматизации; игры, снимающие барьеры в общении; игры, направленные на развитие операций. Можно утверждать, что многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи.
Причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для третьего - являться уроком коллективных отношений. Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Анализ научно-методической литературы и материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам определить особенности формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста, причины возникновения проблем социально-эмоционального развития, пути их коррекции:
Информация о работе Социализация межличностных отношений дошкольников