Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 08:39, курсовая работа
Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Изучить содержание деятельности социального педагога
3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога
4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.
Введение
1. Содержание деятельности социального педагога
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность социального педагога
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
1.3 Основные направления деятельности социального педагога в организации дополнительного образования детей
2. Деятельность социального педагога в учреждении
дополнительного образования детей
2.1 Должностная инструкция социального педагога
в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации
дополнительного образования детей
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Содержание деятельности социального педагога
1.1 Анализ нормативных документов
регламентирующих деятельность социального
педагога
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
1.3 Основные направления
деятельности социального педагога в
организации дополнительного образования
детей
2. Деятельность социального педагога в учреждении
дополнительного образования
детей
2.1Должностная инструкция социального педагога
в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации
дополнительного образования
детей
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы.На современном этапе своего развития общество столкнулось с множеством социальных проблем. Особую актуальность приобретает рост правонарушений, совершаемых подростками. По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних можно оценить как критическое. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. В России создана достаточно разветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений, работающих в разных направлениях , но тем не менее, число таких детей не снижается, а неизменно растет. Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы не в полной мере удовлетворяет потребности общества, не обеспечивает устранения причин и факторов. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.
В связи с
этим повысились требования к
созданию условий для
В настоящий момент уже разработано немало различных концепций дополнительного образования детей и взрослых (Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О дополнительном образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам").
Авторами определены новые образовательные ориентиры, выявлена новая система образовательных ценностей, обозначены технологии проектирования индивидуально-личностных систем, рассмотрено содержание дополнительного образования детей.
Вопросами определения
содержания, методики и технологии
социально- педагогической деятельности
посвятили свои работы М.А. Галагузова,
В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский,
И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М.
Леонтьев и прочие научные работники.
Цель социально-педагогической деятельности
в учреждениях дополнительного образования
– это ожидаемые позитивные изменения
в человеке (или группе людей), которые
произошли в результате осуществления
специально подготовленной и планомерно
проведенной системы действий специалистов.
В узком смысле цель профессиональной
деятельности социального педагога –
это оказание подопечному социально-психолого-
Правильно организованный досуг детей во внеурочное время, занятый полезными делами способствует профилактике девиантного поведения, предотвращению алкоголизма, наркомании, что, в конечном счете, ведет к общему оздоровлению детей и подростков. Через различные методы и технологии социально-педагогической деятельности в УДО дети повышают свою самооценку, приобретают полезные навыки, учатся общаться, строить свою деятельность в коллективе и рационально использовать свое время т.д.
Таким образом, можно
с уверенностью утверждать, что
социально-педагогическая
Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей
Объект: социально-педагогическая деятельность
Предмет: особенности (функции, методы, технологии) деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Изучить содержание деятельности социального педагога
3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога
4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
теоретический анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных результатов.
1. Содержание
деятельности социального
1.1 Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность социального педагога
Очень важно в работе социального педагога любой организации образования хорошее знание нормативных документов, касающихся профиля работы, своевременное их получение и умение использовать в конкретной ситуации. Для этого необходимо, прежде всего, отследить выход документа и уметь найти его, то есть знать информационные издания, которые публикуют такие документы. И здесь на помощь, конечно же, придет библиотека организация образования или районная.
Законодательную, нормативно-правовую базу социального педагога в России, как и в любом другом государстве, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней, в соответствии с субъектами их издания:
Положение о Совете профилактики; Правила внутреннего трудового распорядка)
В нормативных
документах, касающихся профессиональной
деятельности социального
Обязанности и права специалиста
определяются квалификационной характеристикой
должности. Такая квалификационная характеристика
готовится федеральными органами ведомственного
управления на основе обобщения функций
в реальном опыте многих специалистов.
Однако нет ни одного документа, в котором
четко зафиксированы профессиональные
права специалиста. Поэтому социальный
педагог действует в правовом поле современного
законодательства, присваивая себе фактические
права, вытекающие из необходимости качественного
выполнения своих профессиональных обязанностей
и этического профессионального кодекса
социального работника.
Для выполнения своих обязанностей социальный
педагог широко используют права:
а) представлять и защищать интересы клиентов
в органах законодательной и исполнительной
власти;
б)вести государственную или частную социальную
практику при наличии диплома о специальном
образовании или сертификата специальности;
а) собирать информацию, связанную с нуждами
детей и взрослых, проводить социальные
опросы населения, диагностические исследования;
б) делать официальные запросы в общественные
организации государственных учреждений
с просьбой о решении личных и социальных
проблем клиентов;
в) информировать государственные органы
о состоянии той или иной проблемы в сфере
своей деятельности;
г) вносить предложения предприятиям и
учреждениям, коммерческим структурам
и общественным объединениям о поощрении
родителей, семей, волонтеров социальной
работы за социальную инициативу и активность;
д) вести активную работу по пропаганде
опыта семейного воспитания, социальной
работы, используя средства массовой информации;
е )возглавлять общественные инициативные
движения граждан, направленные на решение
конкретных социальных проблем.
Главная задача социального педагога
— создание личностно-утверждающей ситуации,
которая актуализирует силы саморазвития
личности ребенка. Достоинство ситуации
как метода воспитаниия в том, что ее нельзя
создать для некого усредненного ребенка
или класса. Личностно-утверждающая ситуация
для каждой конкретной личности своя.
В ситуации можно выявить наиболее скрытую
информацию о внутреннем мире ребенка,
которую трудно или просто невозможно
получить с помощью анкет, интервью, наблюдений.
Личностный подход способен осуществлять
лишь тот социальный педагог, который
обладает необходимым набором личностных
установок, таких как: эмпатийность, вера
в возможности и способности каждого ребенка,
открытость, отношение к ребенку как к
уникальной личности.
Результаты личностно ориентированного
воспитания выражаются в отношении социального
педагога и воспитанника к общей деятельности,
сотрудничеству, друг к другу, в психологическом
самочувствии, самооценке, росте личностных
достижений каждого.
Проблема определения нормативных прав
поля деятельности социального педагога
сопрягается с проблемой определения
принадлежности института, чьи интересы
защищаются социальным педагогом.
Документация социального педагога
Система документирования получила название
делопроизводства, что включает создание
документов, работу с ними, хранение.
Делопроизводство социального педагога
складывается:
а ) из нормативно-правовых актов, регулирующих
деятельность учреждения и специалиста;
б ) годовых, ежемесячных, еженедельных
планов работы;
в )договоров, соглашений, актов обследования;
г) личных текущих записей;
д )переписки с учреждениями и организациями,
участвующими в решении проблем;
е) отчетов;
ё) аналитических справок и отчетов;
ж) медико-психолого-
з) протоколов различных заседаний, встреч,
советов, педсоветов по вопросам, относящимся
к компетенции социального педагога.
Все это, кроме планов и отчетов, — рабочая
документация, не подлежащая официальному
контролю.
Оценка работы социального педагога
Основные направления оценки эффективности
работы социального педагога:
и)соотнесение имеющихся социально-педагогических
проблем и результатов их решения;
й) динамика включенности детей и взрослых
в социально ценные виды деятельности;
к) динамика изменения отношения участников
образовательного процесса к базовым
социальным ценностям;
л)динамика социально-педагогических
условий обеспечения жизнедеятельности
коллектива учреждения;
м) динамика социально-психологической
обстановки в социальной среде, микроклимате;
н) развитие социальной инициативы детей
и взрослых;
о) состояние документации социального
педагога;
п) профессиональный рост социального
педагога.
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
Анализ нормативных
документов, посвященных проблеме
профессиональной
В макете Федерального государственного
стандарта третьего поколения, в котором
определены требования к результатам
освоения основной образовательной программы
как обладание компетенциями, выделяются
следующие виды профессиональной компетентности
специалистов в сфере педагогического
образования: универсальные (социально-личностные,
общекультурные, общенаучные, инструментальные)
и профессиональные (по видам деятельности,
например: научно-исследовательские, производственно-
а) социально-личностные и общекультурные компетенции :
готовность уважительно
и бережно относиться к
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
способность понимать
и анализировать
владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно -управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность и другие.
б) общенаучные компетенции:
знание основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий
знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования