Социально-педагогическая деятельность по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ…………
6
1.1Сущность понятия школьная тревожность…………………………… 6
1.2 Причины и последствия школьной тревожности младших школь-ников………………………………………….............................................
13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….
23
1.1 Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………………………
23
1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 курс.docx

— 735.96 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

Брестский государственный  университет имени А.С. Пушкина

 

 

 

                                                                                       Кафедра педагогики

                                                                                       начального обучения

 

 

 

                                    Курсовая работа

по технологиям социально-педагогической деятельности

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила:  Студентка 5 курса

                                                                   51группы

                                                             Лемещук Ксения Владимировна

                                                               Руководитель:

                                                               Заведующая кафедрой

                                                               Ничишина Татьяна Викторовна

                                                               кандидат педагогических наук,

                                                               доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ  У ДЕТЕЙ…………

 

6

1.1Сущность понятия школьная тревожность……………………………

6

1.2 Причины и последствия школьной тревожности младших школь-ников………………………………………….............................................

 

13

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….

 

23

1.1  Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………………………

 

23

1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

34

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

36


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные исследователи  ввели в научную литературу новое  понятие – психологическое здоровье. Это активный динамический баланс между  организмом и средой во всех ситуациях, особенно в трудных, требующих мобилизации ресурсных состояний личности. Одним из критериев психологического здоровья становится уровень тревожности.

Тревожность является одним  из наиболее распространенных феноменов  психического развития, встречающихся  в школьной практике. В последние  годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности  его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Школьная тревожность  это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что  выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Данная проблема осложняется  тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они  всегда готовят уроки, стремятся  выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в  школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые  оцениваются родителями и учителями  как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

Возникновение  тревожности  связано с неудовлетворением  возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность  становится в подростковом возрасте,  до этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Именно в этот период тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

В  отечественной психолого-педагогической литературе множество работ посвящены тревожности, причем сложилось несколько подходов в понимании тревожности. Эту проблему исследовали: В.С. Мерлин, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан, Р.В. Овчарова Р.В., М.Н. Битянова, М.И. Чистякова М.И. и др. Изучали данную проблему и зарубежные ученые. А.Адлер, К. Хорни ,С. Салливен Мэри Аворд, Р. Тэммл, Р. Дорки, В. Амен, М. Раттер и другие. Но несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний.

С тревожностью могут быть связаны причины возникновения  школьных неврозов, неумение ребенка  адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми.

Состояние беспокойства и  тревоги может быть вызвано социальным окружением – обстановкой в семье, школе.

Актуальность исследований тревожности связана с тем, что  тревога, дезорганизует не только учебную  деятельность, она начинает разрушать  личностные структуры. Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей.

Объект исследования: деятельность педагога социального по профилактике тревожности у младших школьников.

Предмет исследования: профилактика тревожности младших школьников в учебном процессе.

Цель: разработать примерную программу, направленную на профилактику тревожности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ современной психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Исследовать особенности проявления тревожности у детей  младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности.

3. Составить схему опытно-экспериментальной работы и подобрать методики для исследования уровня тревожности.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по предупреждению и преодолению тревожности и описать ее результаты.

Методы исследования: анализ литературы по теме, эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестовая диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоритическое обоснование исследования проблемы тревожности младших школьников

 

    1.   Сущность понятия школьная тревожность

 

        Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

 В психологической и педагогической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Термин «тревожность»  используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в  склонности индивида испытывать это  состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

В этом статусе тревожность  впервые была описана З. Фрейдом, который для описания «свободно  витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал  термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».

В психологическом словаре  «тревожность» рассматривается  как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

По мнению Прихожан  А.М.: «тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».[24, с. 3]

 По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как  свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[18, c. 97]

В.В. Давыдов трактует тревожность  как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.[8, с. 74]

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом. [7, с. 287]

Е. Савина считает, что тревожность  определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. [29 ,c. 11]

По определению С. С. Степанова  «тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». [31,c. 138]

Таким образом понятием «тревожность»  психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Из определения понятий  следует, что тревожность можно  рассматривать как:

  • психологическое явление;
  • индивидуальную психологическую особенность личности;
  • склонность человека к переживанию тревоги;
  • состояние повышенного беспокойства.

Следует отметить, что практикующие психологи в повседневном профессиональном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще полвека назад это различие было неочевидным. 

В самом общем смысле тревога  определяется как эмоциональное  состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.[17, с.12]

По мнению Ольшанниковой  А.Е. и Пацявичуса  И. В.  тревога,  являясь природосообразным состоянием, играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и  как мобилизатор резервов психики. Они также утверждают, что данные психические состояния  имеют  «адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности». [24, с. 7]            

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного