Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:53, курсовая работа
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ…………
6
1.1Сущность понятия школьная тревожность…………………………… 6
1.2 Причины и последствия школьной тревожности младших школь-ников………………………………………….............................................
13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….
23
1.1 Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………………………
23
1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 36
Учреждение образования
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
по технологиям социально-педагогической деятельности
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
доцент
Брест, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ………… |
6 |
1.1Сущность понятия школьная тревожность…………………………… |
6 |
1.2 Причины и последствия школьной
тревожности младших школь-ников…………………………………………... |
13 |
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………. |
23 |
1.1 Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников………………………………………… |
23 |
1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы………………………… |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследователи
ввели в научную литературу новое
понятие – психологическое
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Школьная тревожность это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.
Возникновение тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, до этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Именно в этот период тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
В отечественной психолого-
С тревожностью могут быть
связаны причины возникновения
школьных неврозов, неумение ребенка
адаптироваться в новой ситуации,
затруднения интеллектуальной деятельности,
снижение умственной работоспособности,
трудности в общении и
Состояние беспокойства и тревоги может быть вызвано социальным окружением – обстановкой в семье, школе.
Актуальность исследований тревожности связана с тем, что тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей.
Объект исследования: деятельность педагога социального по профилактике тревожности у младших школьников.
Предмет исследования: профилактика тревожности младших школьников в учебном процессе.
Цель: разработать примерную программу, направленную на профилактику тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современной психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Исследовать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности.
3. Составить схему опытно-экспериментальной работы и подобрать методики для исследования уровня тревожности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по предупреждению и преодолению тревожности и описать ее результаты.
Методы исследования: анализ литературы по теме, эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестовая диагностика.
ГЛАВА 1. Теоритическое обоснование исследования проблемы тревожности младших школьников
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологической и педагогической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
В этом статусе тревожность впервые была описана З. Фрейдом, который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
По мнению Прихожан А.М.: «тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».[24, с. 3]
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[18, c. 97]
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.[8, с. 74]
Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом. [7, с. 287]
Е. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. [29 ,c. 11]
По определению С. С. Степанова «тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». [31,c. 138]
Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:
Следует отметить, что практикующие психологи в повседневном профессиональном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще полвека назад это различие было неочевидным.
В самом общем смысле тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.[17, с.12]
По мнению Ольшанниковой
А.Е. и Пацявичуса И. В. тревога,
являясь природосообразным