Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать проблемы формирования готовности старших дошкольников к школе, отобрать методы, смоделировать социально-педагогическую деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
1.1 Цели и задачи подготовки старших дошкольников к школе…………...6
1.2 Критерии готовности старших дошкольников к школе…………………9
1.3 Методы социально-педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе……………………………14
ГЛАВА II МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования…………………….17
2.2 Моделирование системы по формированию готовности старших дошкольников к школе………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
ГЛАВА II МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Характеристика выборки
и методов исследования……………………
2.2 Моделирование системы по формированию готовности старших дошкольников к школе………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...30
Приложение …………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Готовность ребенка к
современному школьному образованию
выступает как совокупный результат
системы воспитания, направленной на
полноценное личностное развитие каждого
дошкольника. Выражением готовности к
школе является ряд новообразований
развития, которые начинают «заявлять»
о себе в конце дошкольного
детства и проявляются в
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).
Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. Особую роль хотелось бы уделить направлению социально-педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы.
Объект: формирование готовности старших дошкольников к школе.
Предмет: средства социально-педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе.
Цель: теоретически обосновать проблемы формирования готовности старших дошкольников к школе, отобрать методы, смоделировать социально-педагогическую деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе.
Гипотеза исследования.
Задачи:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
Образование детей старшего
дошкольного возраста – одно из приоритетных
направлений развития образовательной
системы Российской Федерации на период
до 2015 года. Детский сад, являясь первой
ступенью в системе образования, выполняет
важную функцию подготовки детей к школе.
От того, насколько качественно и своевременно
будет подготовлен ребёнок к школе, во
многом зависит успешность его дальнейшего
обучения.
В условиях модернизации системы российского
образования наиболее острой стала проблема
предшкольного образования детей дошкольного
возраста как эффективного способа выравнивания
стартовых возможностей детей, идущих
в первый класс. Вместе с тем многие ученые,
педагоги, психологи выступают против
попытки разрушения сложившейся уникальной
системы подготовки детей в условиях дошкольных
учреждений, предоставляющей целый спектр
образовательных и социальных услуг. В
своей работе по подготовке детей к школьному
обучению педагогический коллектив должен
руководствоваться концептуальными основами
организации образовательного процесса
с детьми старшего дошкольного возраста
(5-7лет), основные идеи которых направлены
на обеспечение преемственности и непрерывности
содержания дошкольного и начального
образования. Вместе с тем в основах подчеркивается
недопустимость искусственной акселерации
развития ребёнка дошкольного возраста,
излишнего увлечения школьными технологиями,
а также игнорирования или недооценки
игровой деятельности как ведущего вида
деятельности дошкольников. Предшкольная
деятельность должна быть направлена,
прежде всего, на развитие личностных
качеств ребёнка – дошкольника, необходимых
для овладения учебной деятельностью. Обеспечение полноценной
подготовки детей к школе – это одна из
основных задач работы нашего дошкольного
учреждения.
В качестве основных целей работы
с детьми подготовительной к школе группы
мы выдвигаем: - сохранение здоровья
дошкольников; - формирование и развитие
психических функций и
Основными принципами подготовки
к обучению в школе мы считаем:
— единство развития,
— учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей;
— комплексный подход;
— систематичность и
— вариативность и
— сознательность и
— наглядность;
— доступность и
Содержание обучения в подготовительной
школе группе соответствует возрастным
особенностям детей 6—7-летнего возраста
и составляет основу для использования
личностно - ориентированных и развивающих
технологий. Целью личностно-ориентированных
технологий являются развитие и формирование
в процессе подготовки к обучению активной
творческой личности ребёнка – дошкольника.
Развивающие технологии направлены на
формирование у ребенка проблемного мышления
и на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие
дидактические игры, развивающие практические
задания, творческие упражнения, конструирование,
аналитико-синтетические действия.[3]
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательую
деятельность без целенаправленного анализа
и конкретной оценки её результатов, выражающихся
в развитии ребёнка – дошкольника. Педагогическая
диагностика особенно важна для совершенствования
и коррекции образовательной работы с
детьми перед поступлением в школу. На
протяжении длительного времени считалось,
что главным показателем готовности ребенка
к школьному обучению является уровень
его умственного развития. В настоящее
время концепции подготовки детей к школе
рассматривают готовность к школьному
обучению как сложный целостный феномен,
как комплекс качеств, образующих умение
учиться. Важно сформировать у детей психологическую
готовность ребенка к обучению в школе.
Она включает в себя необходимый и достаточный
уровень психофизиологического развития
ребенка для освоения школьной учебной
программы, а также определенный уровень
интеллектуального и личностного развития
ребенка. Важная задача - подготовить
детей к школе такими, которые хотят учиться
и могут учиться, т.е. у них должны быть
сформированы виды готовности к школьному
обучению, на которые традиционно опирается
программа начальной школы: физическая,
психологическая, интеллектуальная, когнитивная,
эмоционально - волевая и социально –
личностная готовность детей к обучению
в школе. Деятельность педагогического
коллектива должна быть направлена на
формирование устойчивых мотивов учения
и положительного отношения выпускников
к школе и заключается она в следующем:
1.Формирование у детей правильных представлений
о школе и учении;
2. Формирование положительного эмоционального
отношения к школе;
3.Формирование опыта учебной
деятельности. Для решения этих задач используются
различные формы и методы работы: экскурсии
в школу, организации посещений учителями
детского сада, детьми школы, беседы о
школе, чтение рассказов и разучивание
стихов школьной тематики, рассматривание
картинок, отражающих школьную жизнь и
беседы по ним, рисование школы и игра
в школу и т.д.
Таким образом,
мы можем сделать вывод, что целенаправленная
социально-педагогогическая деятельность
позволяет к концу дошкольного
возраста ребенку стать готовым к принятию
новой для него социальной роли школьника,
усвоению новой (учебной) деятельности
и системы конкретных и обобщенных знаний.
Иначе, сформировать у него психологическую
готовность к систематическому школьному
обучению.
1.2 Критерии готовности старших дошкольников к школе
На сегодняшний день практически
общепризнано, что готовность к школьному
обучению - многокомплексное образование,
которое требует комплексных
психологических исследований. В
структуре общей и специальной готовностей
принято выделять следующие критерии
готовности старших дошкольников к школе:
физическая готовность, психологическая
готовность, социальная готовность и интеллектуальная
готовность. Рассмотрим каждый критерии
подробнее. Кузнецова М.И. считает, что физическая готовность -
общее физическое развитие: нормальный
рост, вес, объем груди, мышечный тонус,
пропорции тела, кожный покров и показатели,
соответствующие нормам физического развития
мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.
Состояние зрения, слуха, моторики (особенно
мелких движений кистей рук и пальцев).
Состояние нервной системы ребенка: степень
ее возбудимости и уравновешенности, силы
и подвижности. Общее состояние здоровья. Физическая
готовность включает состояние здоровья
будущего школьника: телосложение, осанку,
двигательные навыки и качества (в особенности
тонкой моторной координации), физическую
работоспособность. Следует заметить,
что требования систематического обучения,
новый режим не должны быть обременительны
для ребёнка и, тем более, не ухудшать его
здоровье . Под психологической
готовностью к школьному обучению
понимается необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка
для освоения школьной учебной программы
в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность ребенка к
школьному обучению - это один из важнейших
итогов психологического развития в период
дошкольного детства. Необходимый и достаточный
уровень актуального развития должен
быть таким, чтобы программа обучения
попадала в « зону ближайшего развития»
ребенка.
«Зона ближайшего развития» определяется
тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве
со взрослым. Сотрудничество при этом
понимается очень широко: от наводящего
вопроса до прямого показа решения задачи. Если
актуальный уровень психического развития
ребенка такой, что его “ зона ближайшего
развития ” ниже той, которая требуется
для освоения учебной программы в школе.
То ребенок считается психологически
неготовым к школьному обучению, так как
в результате несоответствия его “ зоны
ближайшего развития ” требуемой он не
может усвоить программный материал и
сразу попадает в разряд отстающих учеников.[10] Так,
Л. И. Божович выделяла несколько параметров
психического развития ребенка, наиболее
существенно влияющих на успешность обучения
в школе: определенный уровень мотивационного
развития ребенка, включающий познавательные
и социальные мотивы учения, достаточное
развитие произвольного поведения и интеллектуальной
сферы.[3] Наиболее важным признавался мотивационный
план.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться
и потому, что него уже есть потребность
занять определенную позицию в обществе
людей, а именно позицию, открывающую доступ
в мир взрослости (социальный мотив учения),
и потому, что у него есть познавательная
потребность, которую он не может удовлетворить
дома. Сплав этих двух потребностей способствует
возникновению нового отношения ребенка
к окружающей среде, названного внутренней
позицией школьника. Социальная, или
личностная, готовность к обучению
в школе представляет собой готовность
ребенка к новым формам общения, новому
отношению к окружающему миру и самому
себе, обусловленным ситуацией школьного
обучения. В старшем дошкольном возрасте
ребенок впервые осознает расхождение
между тем, какое положение он занимает
среди других людей, и тем, каковы его реальные
возможности и желания. Появляется ясно
выраженное стремление к тому, чтобы занять
новое более "взрослое" положение
в жизни и выполнять новую, важную не только
для него самого, но и для других людей
деятельность. Ребенок как бы "выпадает"
из привычной жизни и применяемой к нему
педагогической системы, теряет интерес
к дошкольным видам деятельности. В условиях
всеобщего школьного обучения это прежде
всего проявляется в стремлении детей
к социальному положению школьника и к
учению как новой социально значимой деятельности
("В школе – большие, а в детском садике
– только малыши"), а также в желании
выполнять те или иные поручения взрослых,
взять на себя какие – то их обязанности,
стать помощником в семье. [3] Опыт общения
со сверстниками также оказывает влияние
на формирование детского самосознания.
В общении, в совместной деятельности
с другими детьми ребенок познает такие
свои индивидуальные особенности, которые
не проявляются в общении со взрослыми
(умение устанавливать контакты со сверстниками,
придумать интересную игру, выполнять
те или иные роли и т. д.), начинает осознавать
отношение к себе со стороны других детей.
Именно в совместной игре в дошкольном
возрасте происходит выделение ребенком
"позиции другого", как отличной от
своей собственной снижается детский
эгоцентризм. Одно из важнейших условий
развития самосознания в дошкольном возрасте
– расширение и обогащение индивидуального
опыта ребенка. Говоря об индивидуальном
опыте, в данном случае имеют в виду совокупный
результат тех умственных и практических
действий, которые ребенок сам предпринимает
в окружающем предметном мире. Наиболее
важными показателями интеллектуальной
готовности ребенка к обучению в школе
являются характеристики развития его
мышления и речи. К концу дошкольного возраста
центральным показателем умственного
развития детей является сформированность
у них образного и основ словесно-логического
мышления.
На протяжении дошкольного возраста у
детей начинают закладываться основы
словесно-логического мышления, базирующиеся
на наглядно-образном мышлении и являющиеся
естественным его продолжением. Шестилетний
ребенок способен к простейшему анализу
окружающего мира: разведению основного
и несущественного, несложным рассуждениям,
правильным выводам. Кроме того, в исследованиях
обнаружено, что к старшему дошкольному
возрасту дети, пользуясь системой общественно
выработанных сенсорных эталонов, овладевают
некоторыми рациональными способами обследования
внешних свойств предметов. Их применение
дает возможность ребенку дифференцированно
воспринимать, анализировать сложные
объекты. Однако эти способности ограничены
кругом детских знаний. В пределах знаемого
ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные
связи, что отражается в его речи. Он использует
выражения "если, то", "потому что",
"поэтому" и т.п., его бытовые рассуждения
вполне логичны. Зачатки логического мышления
проявляются и в способности классифицировать
предметы и явления в соответствии с общепринятыми
понятиями. К концу дошкольного возраста
ребенок уже может объединить предметы
в "понятийные" группы: "мебель",
"посуда", "одежда" и т.д. Обобщая
вышесказанное и учитывая возрастные
особенности развития познавательной
сферы ребенка, можно говорить, что развитие
интеллектуальной готовности к обучению
в школе предполагает:
- дифференцированно
- аналитическое мышление (способность
постижения основных признаков и связей
между явлениями, способность воспроизвести
образец);
- рациональный подход к действительности
(ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения
за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью
и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных
координации.[11]
Интеллектуальная готовность является
важной, но не единственной предпосылкой
успешного обучения ребенка в школе. Таким
образом, подготовка к школе должна быть
нацелена на охрану психического и соматического
здоровья детей, на устранение разноуровневой
подготовки к школе, исключение дублирования
школьной программы. Переход от дошкольного
к школьному возрасту определяет смену
ведущей деятельности. Закономерности
движения от игры к учебе определяются
основными новообразованиями, которые
возникают при переходе от дошкольного
возраста к младшему школьному возрасту.
1.3 Методы социально-педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе
Последний вид деятельности в дошкольном возрасте - учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Л.С. Выготский различал спонтанный тип обучения - обучение, которое строится по программе самого ребенка; реактивный тип обучения - обучение, осуществляющееся по программе взрослого человека; спонтанно-реактивный тип обучения, который носит переходный характер и наиболее соответствует ребенку дошкольного возраста.
К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения - по программе, предложенной взрослым человеком, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, чего хочет взрослый человек [9].
Необходимо иметь в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделирование.
Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддьякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи "открытого типа", имеющие множество верных решений.
Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения, и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам А.В. Запорожца, первый, "цокольный" этаж общего здания человеческого мышления [9].
Эмоциональное развитие не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания. Запорожец подчеркивал огромную роль в воспитании чувств авторитетного для ребенка взрослого. Его взаимоотношения с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям, "служат образцом для аффективного подражания"[9].