Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-педагогических аспектов социальной работы с детьми-инвалидами на базе детских оздоровительных лагерей.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы …………………...… 7
Положение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе ……………………………………………………… 7
Особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями …………………………………………... 18
Глава 2. 2. …………………………………………………………………………………… 28
2.1 Механизм функционирования детских оздоровительных лагерей …. 28
2.2 Особенности организации социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в детском оздоровительном лагере...........
Заключение …………………………………………………………………….. 40
Список литературы ……………………………………………………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_4_kurs_Invalidy_v_DOL.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

 

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей

 

 

Выполнила: Ожегова А.А., студентка

4 курса факультета социального образования, 431 гр.

 

Научный руководитель:

Соколова Н.А.,

доктор педагогических наук

 

 

 

 

Челябинск

2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы …………………...… 7

    1. Положение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе ……………………………………………………… 7
    2. Особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями …………………………………………... 18

Глава 2. 2. …………………………………………………………………………………… 28

2.1 Механизм функционирования детских оздоровительных лагерей …. 28

2.2 Особенности организации социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями  в детском оздоровительном лагере...........

Заключение …………………………………………………………………….. 40

Список литературы ……………………………………………………………. 42

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена рассмотрению социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями на базе детских оздоровительных лагерей.

В современном обществе в связи с происходящими изменениями в социально-экономической, политической и других сферах жизни общества, проблема детской инвалидности становится все более актуальной.

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Экспертами ООН и Всемирной Организации Здравоохранения, поддерживается мнение, что 10 % населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера, при этом каждый десятый из них, более 120 миллионов человек – это дети и подростки.

В нашей стране, как показывают исследования, продолжается ухудшение практически всех медико-биологических параметров состояния здоровья детей, подростков и молодежи. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в Российской Федерации рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75 % из них являются инвалидами [1, с.1].

Статистика показывает, что сегодня в нашей стране наблюдается около 1 % детей-инвалидов с детства. В то же время, по данным ВОЗ, в развитых странах эта цифра достигает около 2-3 %, следовательно, как минимум половина детей-инвалидов в России остается неучтенной, что еще более усугубляет и без того острую проблему, в связи с особо тяжелым положением незарегистрированных детей-инвалидов.

В 60-80 % детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией. Факторами риска возникновения детской инвалидности в данном случае являются:

• производственная деятельность родителей, особенно неблагоприятные условия труда матери;

• течение беременности и заболевания матери во время беременности;

• наличие генетической патологии и хронических соматических заболеваний;

•    загрязнение окружающей среды;

• алкоголизм и наркомания родителей;

• уровень материального достатка, например, плохое питание будущих матерей во время беременности.

Итак, дети-инвалиды, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем.

 В Российской Федерации  работа с детьми-инвалидами и  семьями, в которых они воспитываются, строится в соответствии с  международными документами; нормативно-правовыми актами; федеральными и целевыми программами; документами, принятыми на региональном уровне. В настоящее время для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, педагогическая, психологическая помощь.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка специалистов, владеющих знаниями в области социальной реабилитации, способами решения социальных и педагогических проблем, навыками формирования механизмов взаимодействия социального окружения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все формы реабилитации - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, медицинская направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций. Право на бесплатную реабилитационную помощь детям-инвалидам закреплено в законодательстве РФ о здравоохранении.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей-инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод и возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в семью и общество. Реабилитация детей-инвалидов в нашей стране представляет собой комплексную систему государственных, педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий [5, c.22].

Цель исследования: изучение социально-педагогических  аспектов социальной работы с детьми-инвалидами на базе детских оздоровительных лагерей.

 Объект  исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей.

В соответствии с выбранной целью нами определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по данной проблеме;
  2. Рассмотреть положение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе;
  3. Выявить особенности социально-педагогической поддержки  детей с ограниченными возможностями в условиях детского оздоровительного лагеря.

Гипотеза:

    • Процесс социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья во время отдыха в детских оздоровительных лагерях будет успешным, если: в социально-педагогической деятельности учитывать уровни инвалидизации и социальной дезадаптированности детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • Взаимодействие социальных педагогов и детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности будет способствовать развитию их личностных возможностей к самореализации и самоактуализации.

В ходе выполнения курсовой работы нами использовались следующие методы исследования:

  • Теоретический анализ литературы;
  • Наблюдение.

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

    1. Положение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

 

В последнее десятилетие, особенно в 90-е годы, согласно данным официальной статистики, Государственному докладу о положении детей в Российской  Федерации, происходит постепенное повышение заболеваемости по всем классам болезней. При этом современная патология характеризуется высокой степенью общесистемных поражений, наблюдается абсолютный рост врожденных и наследственных заболеваний. Отмечается прогрессирующий рост хронических форм патологии, обуславливающей развитие тяжелых последствий болезней, которые в свою очередь приводят к социальной дезадаптации. Это определяет постоянное нарастание инвалидности среди детей [1, с.1].

Основными причинами инвалидности у детей являются врожденные и наследственные заболевания, хромосомные болезни, болезни внутриутробного и перинатального периодов; у детей старших возрастных групп возрастает роль травматизма и приобретенной патологии; у многих детей старших возрастных групп возрастает роль травматизма и приобретенной  патологии; у многих детей риск инвалидности существует задолго до рождения.

Несмотря на то, что постоянно увеличивается количество детей со стойким нарушением состояния здоровья, существующая  система медицинского обеспечения недостаточно ориентирована на оказание им адекватной специализированной помощи, направленной на предупреждение инвалидности [7, c. 65].

Большое внимание к проблемам детской инвалидности имела Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), ратифицированная нашей страной в 1990 г. В ней признаются особые нужды неполноценного ребенка в отношении медицинского обслуживания, восстановления здоровья, необходимость оказания поддержки детям-инвалидам, поскольку реабилитационные мероприятия в детском возрасте наиболее эффективны.

Люди с ограниченными возможностями сталкиваются с  множеством  бытовых, психологических и социальных проблем. 

Проблема социально-бытовой адаптации детей  с ограниченными возможностями к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества находится в процессе изучения, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Среди социально-бытовых проблем выделяют:

        1. Ограничение функций самообслуживания:

– способность самостоятельно одеваться;

– принимать пищу;

– соблюдать личную гигиену;

– самостоятельно передвигаться;

– самостоятельно садиться или вставать.

2. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности:

– ограничение социальной роли в семье;

– ограничение социальных контактов;

– ограничение или невозможность трудиться.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан, и особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей детей–инвалидов являются следующие:

– в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

– в передвижении;

– в общении;

– в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

– в возможности получать знания;

– в трудоустройстве;

– в комфортных бытовых условиях;

– в социально-психологической адаптации;

– в материальной  поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении детей с ограниченными возможностями. В социально-психологическом  плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями [4, c. 31].

Доктор социологических наук, профессор Ярская-Смирнова определяет понятие инвалидность как специфическую особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах [18, c. 10]. Вследствие этого дети с ограниченными возможностями становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности  участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

Взаимоотношения детей с ограниченными возможностями и здоровых детей подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с сверстниками, знакомыми, администрацией, работодателями. Дети с ограниченными возможностями далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько обще, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств – доброты, отзывчивости и т.п.

Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы).

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей